Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96446

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Музыкальное воспитание в МОУ в рамках введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования

Дата публикации:

Автор:
музыкальный руководитель, Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 35 Структурное подразделение «Родничок» г. Волгограда, г. Волгоград

Цель: Раскрыть особенности деятельности музыкального руководителя по музыкальному воспитанию дошкольников

Задачи: • Обеспечить равные условия и возможности для каждого ребенка в области музыкального развития, не зависимо от его пола, национальности, уровня образованности и развития; • Обладать высоким уровнем компетенций и применением их в практической деятельности; • Руководствоваться в своей деятельности Федеральными государственными требованиями к структуре программы и ее объему, к условиям ее реализации и к результатам освоения программы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя школа № 35 Структурное подразделение «Родничок»

Музыкальное воспитание в МОУ

в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Составила: Музыкальный руководитель
Цуренкова Наталья Геннадьевна

Музыкальное воспитание в МОУ в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

«Музыкальное воспитание –

это не воспитание музыканта,

а прежде всего воспитание человека».

(В.А. Сухомлинский)

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) происходят изменения в системе образования Российской Федерации, в том числе и в системе дошкольного образования. Давайте обратим внимание на изменения в дошкольном образовании, в том числе и музыкальном воспитании, которые появились с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).

И так, впервые в истории образования дошкольное образование рассматривается как первый, самостоятельный уровень общего образования.С одной стороны – это повышает значимость дошкольного образования, а с другой – это повышает и требованияк качеству и уровню дошкольного образования, в том числе и музыкального воспитания, как одной из его составляющей.

Новые требования, предъявляемые ФГОС к дошкольному образованию, влекут за собой и изменение требований к компетентности воспитателей и педагогов-специалистов.

Согласно «Профессиональному стандарту педагога», «готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу… Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию».[5]

Согласно пункту 1.5 ФГОС ДО, он направлен на достижение следующих целей:

  • обеспечениегосударствомравенствавозможностейдлякаждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранениеединстваобразовательногопространстваРоссийской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Соответственно, музыкальные руководители в ходе своей профессиональной деятельности должны преследоваться те же цели.

Исходя из вышесказанного, музыкальный руководитель обязан:

  • Обеспечить равные условия и возможности для каждого ребенка в области музыкального развития, не зависимо от его пола, национальности, уровня образованности и развития;
  • Обладать высоким уровнем компетенций и применением их в практической деятельности;
  • Руководствоваться в своей деятельности Федеральными государственными требованиями к структуре программы и ее объему, к условиям ее реализации и крезультатам освоения программы.
  • Конституцией РФ;
  • Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Законодательными актами Российской Федерации и Московской области;
  • СанПиНом 2.4.1.3049-13;
  • Локальными актами ДОУ и прочими нормативно-правовыми актами, которые регламентируют образовательную деятельность.

Музыкальный руководитель планирует свою деятельность на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) (примерной общеобразовательной программы, выбранной дошкольным учреждением, с учетом специфики национально-культурных, демографических и климатических условий)

В своей деятельности музыкальный руководитель руководствуется:

Музыкальное образование в ДОУ не ограничивается только музыкальными занятиями.К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся:

  • Непосредственная образовательная деятельность (музыкальные занятия);
  • Использование музыки в повседневной жизни детей вДОУ;
  • Праздники и развлечения;
  • Музыкальное образование детей в семье.

Но, все же, основной формой организации музыкальной деятельности в ДОУ, с помощью которой мы достигаем наиболее эффективного и целенаправленного музыкального воспитания, обучения и развития детей, являются музыкальные занятия.

С введением ФГОС ДО, музыкальное воспитание «представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции, а по отношению к ребенку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребенка общаться с произведениями искусства к целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначение любого вида искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя» [4]

В соответствии с пунктом 2.6.ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).

Задачи музыкального воспитания интегрируются и в другие образовательные области. Так, например, «вобразовательной области «Социально-коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи. Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере». [4]

Меняется отношение к оцениванию детской деятельности, к освоению ребенком программных знаний. С одной стороны - требовать от ребенка дошкольного возраста на выходе конкретных образовательных достижений мы не можем. Это обуславливается спецификой дошкольного детства (то есть гибкостью, пластичностью развития ребенка, большим разнообразием вариантов его развития, непосредственностью и непроизвольностью) и тем, что дошкольное образование не является обязательным в Российской Федерации. А с другой – нам необходимо определить результаты, на которые мы должны ориентироваться в процессе реализации программы. Исходя из этого, в ФГОС ДО результаты освоения программы предлагаются в виде целевых ориентиров и «не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.»[4]

Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, согласно ФГОС ДО, проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики с целью оценивания эффективности педагогических действий и лежит в основе дальнейшего планирования их. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  • Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития;)
  • Оптимизации работы с группой детей.

Таким образом, главная задача музыкального воспитания в ДОУ, на наш взгляд, звучит так: «воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому каждое музыкально- художественное впечатление, каждый музыкально- художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность». [3]

В дошкольном учреждении музыкальное воспитании детей курирует музыкальный руководитель, но, как показывает многолетняя педагогическая практика, успех зависит не только от него, но и от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как за пределамимузыкальных занятий такжепроисходит обогащения детей музыкальными впечатлениями, как в повседневной жизни детского сада, так и в семье.

Таким образом, музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Интеграция задач музыкального воспитания в другие образовательные области, которая предусмотрена ФГОС ДО,способствует созданию целостного образа мира, в который входит ребенок.

Учитывая, что ФГОС ДО ориентирован на социализацию и индивидуализациюразвития ребенка, а образовательная программа дошкольной образовательной организации, в соответствии с ФГОС, «формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста, все об­разовательное содержание программы, в т. ч. и му­зыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музы­кальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, откры­тия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в пре­ломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом» [4].

И давайте помнить, что «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» (В.А. Сухомлинский).

Список литературы:

Наши новости:

Разместить свою публикацию