Открытое акционерное общество
«Фармстандарт – Уфимский витаминный завод»
(ОАО «Фармстандарт – УфаВИТА»)
Детский сад № 245
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по образовательной области:
«Художественно – эстетическое развитие»
на тему:
«Башкирские национальные костюмы и головные уборы»
для воспитанников подготовительной группы
воспитательпо изодеятельности:
Абдульманова А.Р.
Согласовано: ст.воспитатель
______________Дунюшкина О.А.
Дата проведения: 20.03.2018г.
Уфа 2017
Технологическая картаООД
Тема: «Башкирские национальные костюмы и головные уборы»
Тип ООД: интегрированная образовательная деятельность.
Возраст детей: 6-7 лет.
Время проведения: в первой половине дня.
ФИО воспитателя: Абдульманова А.Р.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое развитие.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представление детей о башкирских национальных костюмах и головных уборах.
- Формировать умение украшать женский и мужской костюм элементами башкирского орнамента, применяя ранее полученные навыки.
- Закреплять умение самостоятельно создавать узор.
Словарная работа:
- Обогащение: кулдэк, камзул, хараус, елян, салбар, тюбетейка, кашмау, кукрэксэ.
- Активизация: орнамент, безрукавка,обычаи, традиции, костюм, головной убор.
Развивающие:
- Развивать композиционные умения размещать узор на костюме, красиво сочетая цвета.
- Развивать творческие способности, танцевально – игровое творчество.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к башкирскому народному искусству, любовь и бережное отношение к произведениям народного искусства.
- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
- Воспитывать любовь к родному краю.
Методические приемы: наглядный, словесный, практический.
Организация учебного места.
Используемые средства:
Демонстрационный материал:башкирские национальные костюмы (женский и мужской), тюбетейки, хараус, кукрэксэ, иллюстрации с растительным и геометрическим орнаментом.
Раздаточный материал: 4 тюбетейки, элементы башкирского орнамента для дидактической игры «Составь узор», картоны черного цвета, паетки (монетки), элементы башкирского орнамента, клей, салфетки, ножницы, простые карандаши.
ТСО.
Алгоритм проведения:
1.Организационная часть – эмоциональный настрой детей.
2.Вводная часть:
Слушание башкирской мелодии.
3.Основная часть:
Беседа о женском и мужском костюме, о головных уборах.
Малоподвижная игра «Тюбетейка»
Рассматривание иллюстраций с башкирским орнаментом.
4. Практическая часть
Пальчиковая гимнастика «Моя семья» (Минем гаилэм).
Самостоятельная работа детей.
5.Заключительнаячасть:
Подведения итога ООД
Предварительная работа: Чтение художественной литературы по теме, рассматривание ковров с башкирским орнаментом, дидактическая игра «Найди свой элемент».
Литература:
Программа «От рождения до школы» под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Камаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп-М.:2014. – 368с.
А.В.Молчева. Программа по декоративной деятельности детей дошкольного возраста на основе башкирского народного декоративно – прикладного искусства. Уфа 1995г.
Ф.Г.Азнабаева, М.И.Фаизова. Академия детства. Региональная программа для дошкольных образовательных организаций РБ. Уфа 2017.
Ход ООД
В.- Проходите, ребята, в группу. Давайте поздороваемся с нашими гостями! Здравствуйте!
В.- Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу.
В. – Садитесь, ребята, на коврик. Послушайте одну мелодию.
Звучит башкирская мелодия.
В. – Ребята, мелодия какого народа сейчас прозвучала?
Д. – Мелодия башкирского народа.
В.- Да вы правильно сказали это мелодия башкирского народа. Скажите, в какой республике мы с вами живем?
Д. – В Республике Башкортостан.
В.- Конечно же, в Республике Башкортостан. Это наша Родина. Люди, каких национальностей живут в нашей Республике?
Д. – Башкиры, русские, татары, чуваши, марийцы, немцы.
В. – Да, правильно. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, национальные танцы, национальные блюда, национальные костюмы. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с башкирскими национальными костюмами и головными уборами.
- Начнем с женского костюма. Башкирская женская одежда очень разнообразная. Нательной одеждой башкирок были платья «КУЛДЭК». Давайте вместе произнесем слово платье на башкирском языке «Кулдэк». Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами. Также украшали оборками, атласными лентами.
На платья одевали приталенную безрукавку «КАМЗУЛ». Чем расшит «камзул»?
Д. – Камзул расшит монетами.
В. – Когда выходили на улицу, то надевали длинный кафтан из темной ткани, который назывался «ЕЛЯН» (произносим вместе). Елян тоже расшит монетами, лентами. У женского костюма есть еще нагрудная повязка «КУКРЭКСЭ» (произносим вместе). Она прикрывала грудь. Покрыта полностью монетами. У женщин были очень красивые головные уборы. Как называлась налобная повязка у женщин? «ХАРАУС».
- Какие еще женские головные уборы вы знаете? (Платки).
- Теперь посмотрим на мужской костюм. Он был однотипен во всех регионах. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и длинная рубашка. Тоже называется «кулдэк». Поверх рубашки носили безрукавку «КАМЗУЛ». При выходе на улицу тоже надевали елян. В холодное время года носили овчинные шубы. Мужские штаны называются «САЛБАР».
В.- А как называется головной убор у мужчин?
Д. – Тюбетейка.
М/п игра «Тюбетейка».
В. – Предлагаю вам немного отдохнуть и потанцевать. Вставайте в круг. Мы будем под музыку одевать тюбетейку соседу и так по кругу, на ком музыка остановиться, тот выбирает себе пару (Девочки выбирают мальчика, а мальчики девочку) и показывает танцевальные движения, а другие повторяют.
В.-Ой, как хорошо мы потанцевали. Садитесь. Скажите, чем украшены костюмы?
Д. – Узорами, монетами, лентами.
В. – А как мы можем назвать башкирские узоры?
Д. – Башкирский орнамент.
В. – Ребята, большое значение в башкирском орнаменте уделяется цвету – это всегда яркие и теплые тона. С помощью цвета башкирские мастера передавали настроение и переживания людей. Скажите, сколько цветов используется в башкирском орнаменте?
Д.- 4 цвета. Это – красный, зеленый, черный, зеленый.
В.- Что означают эти цвета?
Красный – цвет огня и тепла.
Зеленый – цвет вечной зелени.
Черный-это наша башкирская плодородная земля.
В. – Какие виды орнамента вы знаете?
Д. – Есть растительный и геометрический орнамент.
В. – Давайте встанем и посмотрим на виды орнамента. Кто нам покажет и назовет растительные орнаменты на этих коврах?
Д.- Растительный орнамент – из растительных элементов (листочки, завитки, спирали, рогообразные и сердцевидные элементы).
Геометрический орнамент – это квадраты, овал, ромб, треугольник, зигзаги, кресты, круги.
Дидактическая игра «Составь узор на тюбетейке».
В. – Посмотрите, ребята, у меня есть вот такие тюбетейки. Их нужно украсить башкирским орнаментом. Составить на них узор. Найдите себе пару и подойдите к столу.
Практическая часть.
В.- Молодцы. Ребята, а сейчас вы носите национальные костюмы – тюбетейки, хараусы? А хотите, чтобы и вас были национальные костюмы. (Да) Тогда я предлагаю вам сейчас превратиться в башкирских мастеров и самим сшить костюм, который называется елян.
В. – Посмотрите, вот такой елян мы будем с вами делать. Какого цвета елян? (Черного). В основном да он черный, но бывают и зеленые, темно- красные, белые. Чем у меня украшен елян? (Узорами. Монетами, полосками – лентами). Я на картон заранее нанесла силуэт еляна. Вам нужно по линии карандаша аккуратно вырезать его. Затем украсить елян орнаментом, которые мы с вами заранее вырезали. Если всем все понятно, садимся за стол.
В.- А прежде чем начать работать, давайте мы с вами подготовим к работе наши ручки.
Пальчиковая гимнастика.
Был бармагым – олатай.
Был бармагым – олэсэй.
Был бармагым – атай.
Был бармагым – эсэй.
Был бармагым – мин,
Сонки ул бэлэкэй.
В. – Ручки мы подготовили. Теперь вспомним правила пользования ножницами.
1.Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не держите ножницы лезвием вверх.
4. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
5. Не режьте ножницами на ходу.
6. Не подходите к товарищу во время работы.
7. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
8. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Самостоятельная работа.
Рефлексия.
В.- Ребята, какие красивые у вас получились еляны.
- Какими видами башкирского орнамента вы украшали елян?
- А какие основные цвета использовали при составлении узора?
- Молодцы, ребята! Каждый из вас сегодня старался, и у каждого получилась интересная работа.