Консультация для воспитателей
«Игра - способ развития мышления и свободы творчества у детей дошкольного возраста»
«Ребёнку нужно дать широкую возможность играть ... Игра - это естественная жизнь детей и ни в коем случае не забава. К детской игре нужно относится с величайшим вниманием и серьёзностью… В игре раскрывается весь духовный мир, весь запас жизненного опыта»
Современные реалии свидетельствуют о том, что реформы коснулись практически всех областей человеческой деятельности. Не обошли они стороной и систему образования. Но каким бы ни были образовательные стандарты, ориентированные на дошкольное образование, неизменным остаётся одно – игра – как самое естественное проявление детской активности. Детская игра – это универсальный вид детской деятельности, в процессе которой психологи оценивают развитие ребёнка, а педагоги же используют её как средство обучения и воспитания. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Блестящий исследователь детской игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определённом этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребёнком мира взрослых. Итак, игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике, в правилах и условностях игры заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создаёт тренинговую основу развития ребёнка. Новационное же идёт от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребёнок верил или не верил во всё, что происходит в сюжете игры. Во многих играх «функция реального» присутствует то в виде срезовых условий, то в виде предметов - аксессуаров, то в самой интриге игры.
М.Д. Леонтьев доказал, что ребёнок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребёнок обретает себя и осознаёт себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычно информативна и многое рассказывает самому ребёнку о нём. Игра – путь поиска ребёнком себя в коллективе сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Игра уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребёнка. Школа игры такова, что в ней ребёнок - и ученик, и учитель.
В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Хочется остановится на некоторых. А.В. Запорожец и А.П. Усова разработали следующую классификацию:
- Игры творческие и их разновидности: игры – драматизации и строительные игры.
- Подвижные игры.
- Дидактические игры.
Несколько другой подход к классификации игры у Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Они предлагают следующий вариант:
- подвижные игры (салочки, прятки, классики и т.п.);
- ролевые (когда ребёнок превращается в доктора, маму, бабушку);
- режиссерские игры (разыгрывает сражения, управляя игрушечными солдатиками, управляет кукольной семьёй;
- игра драматизация (можно провести аналогию со спектаклем…)
сюжетные игры могут быть разделены на несколько подгрупп:
Интересный подход к классификации игр найден П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым. Они предложили деление игр на два основных типа: естественные и искусственные игры.
Так, естественные игры разделены на три рода:
- игры теплокровных животных и их детёнышей;
- игры первобытных людей и их детёнышей;
- игры современных детей на разных стадиях развития.
Искусственные игры разделены на два больших рода: детских игр и результативных игр, например, «дочки – матери» или «классики».
Род результативных игр имеет два основных класса;
- энергетические, которые характеризуются «выбросом мускулатурной силы», например, хоккей или лапта;
- интеллектуальные объединены в три вида – абстрактные, символические и имитационные, которые характеризуются большим «выбросом умственной энергии».
Игра многофункциональна. Хочется остановится на роли дидактических, познавательных, обучающих, развивающих функциях игры.
Все игры познавательные. «Дидактические игры» - этот термин правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемых в раздел дидактики.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребёнка.
1 группа – предметные игры;
2 группа – игры творческие, сюжетно-ролевые;
3 группа – строительные, трудовые, конструкторские;
4 группа – игры упражнения, игры тренинги;
5 группа- игры с готовыми правилами.
Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:
- Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.
- Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознаётся, изучающий окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
Таким образом, игра – это ведущая деятельность ребёнка, позволяющая ему проиграть те стороны взрослой жизни, которые невозможно прожить в его реальной детской жизни. Игры для детей являются сложными многофункциональными или познавательными процессами, а непросто развлечениями. Благодаря играм у ребёнка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему миру, учится, развивается и взрослеет, формируясь в свободную творческую личность.