Конспект музыкального занятия в старшей группе
«Зима - чародейка»
Музыкальный руководитель Аверина Анна Александровна
Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста музыкально – эстетического восприятия музыки, Развивать слуховую память, двигательные и вокальные навыки, ритмическое чувство.
Задачи:
Образовательные: Способствовать формированию музыкального вкуса;
- Учить детей взаимодействовать друг с другом;
- способствовать обогащению детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальных играх;
Развивающие: Развивать творчество, музыкальный слух, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку.
- Развивать коммуникативные способности детей;
- способствовать развитию памяти, логического мышления, воображения;
Воспитательные: Воспитывать интерес к музыкальной культуре, к элементарному музицированию, желание импровизировать.
- Заложить основы гармоничного музыкального развития (развития слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии)
Планируемый результат:
- установление дружеской взаимосвязи (педагогдети);
- создание и сохранение положительного эмоционального фона напротяжении всего занятия;
- знакомство с длительностями (четверть и восьмые);
- разучивание новой песни с последующим ее исполнением;
Оборудование:
Музыкальный центр;
Проектор;
Цветные камушки – льдинки для выкладывания ритмического рисунка;
Музыкальные инструменты – треугольник (5) и румба (5)
Ход занятия:
Музыкальный руководитель:
Что за гости в зал спешат?
Рада видеть я ребят!
Соберёмся в дружный круг: (все собираются в круг)
Справа – друг, и слева – друг!
Здравствуйте, мои друзья! Меня зовут Анна Александровна, а ваши имена я вижу на бейджиках. Я сегодня хочу вас спросить вот о чем. Когда вы приходите в детский сад, что вы говорите тем, кого встречаете? Правильно, все воспитанные люди при встрече желают друг другу здоровья – говорят… «Здравствуйте». А сегодня я предлагаю вам поприветствовать друг друга необычно, музыкально. Давайте поиграем в музыкальное эхо. Вы знаете что такое эхо? Правильно, оно все повторяет. Ну что, начнем?
1.Музыкальное приветствие «Как здорово!» (автор слов Е.Плахова) (без сопровождения):
МР: - Как здорово, что все мы здесь
Собрались, собрались!
Дети: - Как здорово, что все мы здесь
Собрались, собрались!
МР: - Друзьям своим ты улыбнись,
Улыбнись, улыбнись!
Дети: - Друзьям своим ты улыбнись,
Улыбнись, улыбнись!
МР: - Все друзья собрались вместе!
Дети: - Все друзья собрались вместе!
Все: - Ура!
Музыкальный руководитель: - Молодцы! Вот мы и поприветствовали друг друга и всех, кто присутствует в зале! Ребята, а какое сейчас время года? (слайд 2) А что вы знаете о зиме? А какое небо зимой? Правильно, погода пасмурная, на небе тучи. А давайте вместе с вами расскажем сказку про тучку!
Тучи в небе плывут
Наверное, снежинки везут
Мы тихонько посидим
И про них поговорим. (дети садятся на стульчики)
Вокальное упражнение «Туча».
Слайд №3.
Жила-была Туча с дочками-снежинками. Их звали А О У и И. Давайте пропоем их имена, только обратите внимание какой у нам ротик во время произношения этих звуков. (пропеваем) Каждый вечер Туча укладывала их спать и напевала колыбельную песенку: Ба-ю, ба-ю (терция)
Слайд №4.
Однажды Туча пела-пела да и уснула. Захотелось снежинкам посмотреть, что внизу на земле происходит. Стали они из Тучи по одной опускаться на землю. (нисходящие звуки А-О-У-И, повторить несколько раз).
Слайд №5.
Подхватил их на земле холодный ветер и закружил (поочередно петь звуки с показом рукой А, О, У, И, меняя высоту голоса)
Слайд №6.
Очень испугались снежинки, к маме-Туче запросились. Пожалел их ветер, положил на свои мягкие ладошки и стал по одной в Тучу отправлять («портаменто» снизу вверх А- а, О-о, У-у, И-и). Больше снежинки от мамы не убегали.
А ветерок так активно помогал снежинкам, что стало очень холодно. Давайте погреемся!
Танец по показу «Топотуха» (не садимся)
Ребята, а во что превращается вода зимой? Посмотрите, какие красивые льдинки я принесла! Чем они отличаются? (цветом и размером) (приглашаю подойти к столику) Так вот, большую льдинку зовут «ТА», это длинный звук, и мы его прохлопываем вот так (в ладоши), а маленькие – «ти – ти» короткие звуки, мы их произносим быстро и прохлопываем вот так (по коленкам).
А теперь посмотрите, какие разные песенки получаются из этих льдинок! (ритмические рисунки 3 – 4).
Ребята, послушайте красивую песенку про снежинки!
(садятся на стулья, слушают 1 куплет «Белые снежинки»)
Правда, красивая песенка! А давайте еще больше ее украсим, и помогут нам музыкальные инструменты и наши льдинки, которые теперь мы увидим на экране! (приглашаю к столику с инструментами) Треугольники будут проигрывать короткие звуки, вот так (показать), а румбы будут проигрывать длинный звук – вот так (показать). Давайте попробуем сначала без музыки, глядя на экран! (проиграли 2 первые фразы). Ну вот, теперь давайте украсим песенку! (проигрывается 1 куплет). Давайте положим инструменты на место и встанем в круг. Скажите пожалуйста, что мы с вами делали?
Какую сказку слушали?
Как ветерок помог снежинкам?
Как их звали?
Во что еще играли?
Какое имя у большой льдинки? А у маленькой?
Какую песенку слушали и украшали?
Мне было очень интересно с вами, и я хочу подарить вам эти льдинки, чтобы вы придумывали песенки вместе с друзьями в группе!
(под песню «Белые снежинки выходят из зала).
САМОАНАЛИЗ
МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ
ИК - ТЕХНОЛОГИЙ
«Зима - чародейка!»
(для детей старшей группы)
Уважаемые члены жюри!
Вашему вниманию представлено тематическое занятие с применением ИК-технологий для детей старшей группы «Зима – чародейка». Данное занятие было запланировано мной в соответствии с темой моего Опыта работы: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного водраста посредством музыкально – дидактических игр и видео – дидактических моделей».
Участники музыкального занятия - дети старшей группы. Дети мне незнакомы. Для музыкального занятия мной был подготовлен музыкальный материал: песни, музыкальные произведения. Также дидактический материал: ритмические формулы, дидактическая игра «Прохлопай ритм», музыкальные инструменты.
ЦЕЛЬ моего занятия: Развитие у детей старшего дошкольного возраста музыкально – эстетического восприятия музыки, развивать слуховой памяти, двигательных и вокальных навыков, ритмического чувства.
- Создать педагогически целесообразные условия в системе музыкального воспитания, обеспечивающие развитие музыкально – ритмических способностей ребёнка.
2. Наработать вспомогательный музыкально – дидактический материал и использовать его в педагогическом процессе.
3. Развивать у детей звуковысотный, динамический, тембровый слух, чувство ритма и метроритмические чувства, рече-двигательную координацию, навыки элементарного импровизационного движения в процессе музыкальных игр.
На протяжении занятия решались следующие задачи:
Образовательные: Способствовать формированию музыкального вкуса;
- Учить детей взаимодействовать друг с другом;
- способствовать обогащению детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальных играх;
Развивающие: Развивать творчество, музыкальный слух, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку.
- Развивать коммуникативные способности детей;
- способствовать развитию памяти, логического мышления, воображения;
Воспитательные: Воспитывать интерес к музыкальной культуре, к элементарному музицированию, желание импровизировать.
- Заложить основы гармоничного музыкального развития (развития слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии)
Для решения поставленных задач были использованы следующие методыи приемы: наглядный (использование слайдов информационного и дидактического характера); словесный (беседа, ответы на вопросы); практический (игра на музыкальных инструментах; совместное рассказывание сказки про тучку и снежинки; прохлопывание заданного ритмического рисунка
Занятие выдержано по структуре, имеет три части: вводную, основную, заключительную.
Основная задача вводной части – включение детей в деятельность, их объединение и создание положительной психологической атмосферы. Для решения данной задачи проводился авторский ритуал приветствия и объединения детей «Как здорово!»
Основная часть Проблемные вопросы были направлены на активизацию мыслительной деятельности и памяти детей.
В начале было предложено вокальное упражнение «Туча» для развития вокальных навыков
Задачи:
Расширение диапазона
Укрепление дыхания
Чистота интонирования
Развитие вокального слуха
Работа над подвижностью, гибкостью голоса
Работа над звукообразованием
Затем был предложен ритмический танец «Топотуха», не требующий предварительного разучивания – для сохранению положительного эмоционального фона.
Ознакомление детей с музыкальными длительностями – четвертная и восьмая посредством камушков разной величины. Цель: развитие чувства ритма.
Прослушивание песни «Белые снежинки» -вызвать эмоциональный отклик на песенку; желание «украсить» ее звучанием детских музыкальных инструментов.
Заключительная часть Проигрывание ритмического рисунка предложенной песенки на детских музыкальных инструментах (музыкальный треугольник и румба) с использование видео-дидактической модели.
Задачи:
- активизировать интерес детей к различным видам музыкальных инструментов;
-развитие ритмического слуха;
-развитие памяти детей;
- воспитывать коммуникативные навыки в игре;
-доставить детям радость от совместной игры.
Рефлексия занятия – дети делятся своими впечатлениями.
В ходе занятия учитывался индивидуальный и дифференцированный подход к музыкальной деятельности с дошкольниками.
Педагогическая оценка носила развивающий, обучающий и воспитывающий характер.
К занятию был заранее подготовлен конспект, оборудование, музыкальный зал.
Считаю, что музыкальное занятие прошло в оптимальном темпе, в доброжелательной психологической атмосфере, Дети с удовольствием выполняли предложенные им задания, были внимательны и инициативны.
поставленные задачи были мной выполнены на необходимом уровне.
Спасибо воспитателям …… за оказанную помощь и организацию детей.