Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96218

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дата публикации:

Автор:
музыкальный руководитель, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №9 "Росинка", город Шадринск, Курганской области

Цель: Теоретическое обоснование и практическая проверка системы работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-театрализованной деятельности.

Задачи: 1. Провести теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-театрализованной деятельности. 2. Выделить критерии, показатели и уровни эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников. 3. Разработать и внедрить систему работы по развитию эмоциональной отзывчивости в процессе музыкально-театрализованной деятельности. 4. Выполнить анализ результатов работы по развитию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в процессе музыкально-театрализованной деятельности.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕМУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. Б. Нестерова,

музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад №9 «Росинка»

г. Шадринск

В настоящее время среди многообразия задач всестороннего развития личности ребенка одной из ведущих выступает развитие его эмоционально-чувственной сферы, в которой решающее место отводится эмоциональной отзывчивости. Познание ребенком мира должно начинаться с развития духовных качеств. Наряду сразвитием памяти, логического мышления, необходимо учить душу ребенка трудиться: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям и настроениям. Восприимчивость и эмоциональная отзывчивость составляют едва ли не самое драгоценное достояние человека.

Эмоциональная отзывчивость как качество личности важна при усвоении социального и нравственного опыта общества, при познании внутреннего мира другого человека. Только в режиме активного сопереживания, эмоционального отклика человек может оценить, понять, вчувствоваться, присоединиться к предлагаемым ценностям, жизненным смыслам, сделать их органичной частью своего личного опыта, своего мировоззрения. В развитии отзывчивости воплощен процесс растущего объединения ребенка с миром, через отражение в его сознании и поведении ценности окружающего мира и другого человека как личности. При этом отзывчивость выступает как идеальная норма, обеспечивающая ребенку оптимальное, жизненное равновесие и развитие.

Эстетические чувства и эстетические эмоции составляют высший этап развития человеческих чувств, являются показателем уровня духовной жизни человека.

Особое место в развитии эмоциональной отзывчивости ребенка занимает музыка. Изучив психолого–педагогическую литературу по данной теме мы выявили, что проблеме развития эмоциональной отзывчивости на музыку уделяли внимание Э. Б. Абдуллин, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, Д.Б. Кабалевский,Б.М. Теплов и др. По мнению К.В. Тарасовой и Б.М. Теплова, эмоциональная отзывчивость на музыку – это значимое качество личности дошкольников, проявляющееся на уровнях аффекта, сознания, деятельности и характеризующееся умениями включаться в эмоциональное состояние объекта, верно воспринимать окружающий мир и адекватно реагировать на факты и явления окружающей действительности.

В настоящее время дошкольные образовательные программы ориентируют на развитие эмоциональной отзывчивости детей в процессе музыкального воспитания. Существуют методы, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости. Среди них: метод игрового действия; метод наблюдения за музыкой; метод сопереживания; метод импровизации; наглядно-слуховой метод; метод самовыражения.

По мнению Б.М. Теплова, эмоциональная отзывчивость на музыку, как основа музыкальности, может быть развита во всех видах деятельности – восприятии, исполнительстве и творчестве, поскольку она необходима для прочувствования, осмысления и выражения музыкального содержания.

Эффективным средством развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников является музыкально-театрализованная деятельность. В ней ребенок из наблюдателя, зрителя превращается в активного участника музыкально-сценического действия. При этом развиваются ассоциативно-образное мышление, воображение, внимание, эмоциональная память.

Данная деятельность отвечает природосообразности, удовлетворяет потребность детей в игре, стимулирует развитие основных психических функций ребёнка, является средством становления его личности и социального опыта.

Проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников в процессе музыкально-театрализованной деятельности уделяли внимание такие педагоги, как Ю.Б. Алиев, Л.А. Безбородова, Н.А. Ветлугина, М.С. Осеннева и другие. ИсследователиЛ.Л. Пилипенко, Н.Ф. Сорокина иЭ.Г. Чурилова в своих работах доказали, что музыкальный компонент занятий усиливает эффект эмоционального воздействия на ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный языкмыслей и чувств.

Для того чтобы определить степень эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста нами была проведена опытно – поисковая работа, в которой приняли участие 20 детей подготовительной группы и их родители.

На этапе констатирующего эксперимента мы выявляли исходный уровень эмоциональной отзывчивости.

В определении критериев мы опирались на структурные уровни эмоциональной отзывчивости,разработанныеД.Б. Богоявленской:

  • эмоциональный отклик на музыкальное произведение, который проявляется в ярких эмоциональных реакциях в процессе восприятия музыки и их последующей оценки; адекватность данных проявлений эмоциональному настрою произведения;
  • речевые коммуникации (точность выбора словесных характеристик при определении эмоционального смысла музыкального произведения; умение высказывать собственное отношение к воспринимаемому произведению; знание средств музыкальной выразительности в объёме программных требований; умение анализировать, сравнивать музыкальные образы).
  • экспрессивные проявления (эмоциональные реакции, выражающиеся в жестах, мимике, двигательно-пластических проявлениях, а также в размышлениях по поводу услышанной музыки; способность воображать, отождествлять себя с музыкальным образом).

Далее мы продумали диагностические задания: наблюдение за детьми в ходе слушания музыки; беседа; двигательная импровизация. По результатам всех заданий мы получили следующие данные:

- 5 человек мы отнесли к высокому уровню, что соответствует 25% от общего числа воспитанников.

- 9 человек (45%) - к среднему уровню.

- 6 человек (30%) - к низкому уровню развития эмоциональной отзывчивости.

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что у детей данной группы преобладают средний и низкий уровни развития эмоциональной отзывчивости.

Нами было выявлено, что у большинства воспитанников возникает эмоциональный отклик на музыкальное произведение, выражающийся во внешних проявлениях, адекватных характеру звучания музыки. Дошкольники владеют речевыми коммуникациями, но при анализе музыкальных образов их ответы стимулируется педагогом. Дети не всегда могут высказать собственное отношение к воспринимаемому произведению, их знания в области средств музыкальной выразительности зачастую поверхностны. Экспрессивные проявления у большей группы невыразительны, носят подражательный характер, не всегда адекватны эмоциональному состоянию музыкального произведения.

Констатирующий эксперимент показал, что музыкальные произведения могут оказывать влияние на эмоциональную отзывчивостьлишь тогда, когда дети умеют чутко воспринимать и переживать музыку, осмысливая эмоциональное состояние музыкального образа через речь и движение.

Вторым направлением констатирующего эксперимента была работа с родителями, направленная на выявление их отношения к необходимости формирования эмоциональной отзывчивости у детей. Для этого мы провели анкетирование.

В результате анкетирования было выявлено, что лишь некоторые родители понимают значение развития у детей эмоциональной отзывчивости.

Таким образом, по результатам констатирующего экспериментамы определили задачи формирующего этапа:

  • Разработать систему работы с дошкольниками, направленную на развитие эмоциональной отзывчивости.
  • Разработать систему мероприятий с родителями, чтобы обогатить их знания о музыкальном воспитании дошкольников и вызвать интерес к проблеме развития у детей эмоциональной отзывчивости в процессе музыкально-театрализованной деятельности.

Нами была разработана система работы направленная на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-театрализованной деятельности. Всю работу мы разделили на этапы.

На 1 (подготовительном) этапе мы посетили с воспитанниками музыкальный спектакль «Тук-тук, кто там?» в детской музыкальной школе с последующей беседой о специфике музыкально-театрального искусства. Далее была проведена серия игр-этюдов на знакомство с языком эмоций (мимики, жестов и пантомимы), серия игр-упражнений на развитие речи, а так же ряд этюдов-импровизаций для развития интереса детей к процессу музыкально-театрализованной деятельности.

На втором (продуктивном) этапе для активизации художественно-образного компонента эмоциональной отзывчивости мы использовали методы и приемы проблемного обучения, создавали поисковые ситуации, в процессе решения которых дети учились сравнивать образы музыкальных произведений, выявлять средства их воплощения.

Так, обращалось внимание на то, что мелодии могут быть разнообразными по характеру: спокойными, нежными, радостными, а одно настроение может иметь множество оттенков. Шутка может быть доброй, веселой или злой, обидной. Мы объясняли дошкольникам, что тембр есть не только у музыкальных инструментов, но и каждого человеческого голоса, голоса животного. Форма произведения связана со сменой настроения, характера музыкального образа. Для сравнения предлагались музыкальные произведения, под которые детьми выполнялись игровые задания.

Для развития пластики детям предлагались задания на координацию движений, умение использовать разные средства выразительности в передаче образа.

Во время игр-драматизаций, где мы использовали знакомые детям сказки: «Колобок», «Теремок», «Коза-дереза», «Три медведя», «Муха-цокотуха»; песни: «Как на тоненький ледок», «А я по лугу» и т.д., предлагалось разыграть предложенный сюжет, самостоятельно найти выразительные интонации, жесты, мимику. В помощь детям звучала народная музыка, произведения классиков, музыка современных композиторов: П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, М.Магиденко, М. Красева, В. Герчик и др.

Нами было отмечено, что при интеграции средств музыкального и театрального искусства у дошкольников возникла потребность в собственном творческом выходе эмоциональных впечатлений.

В связи с этим 3 этап формирующей работы мы определили как поисково-деятельностный. На третьем этапе мы поставили с детьми спектакль «Гуси-лебеди», по мотивам русской народной сказки. Постановочная работа включала в себя слушание музыки,разбор каждого сказочного образа, пение, двигательные импровизации. Дети, участвуя в театрализованной деятельности, выражали свое эмоциональное состояние не только в слове, но и движениях, в ритмопластических импровизациях на фоне звучащей музыки. Репертуар спектакля составили произведения русской народной музыки, классики, песни и пьесы современных авторов. Музыкальные фрагменты были подобраны так, что музыка точно соответствовала каждому моменту действия сказки. Так, обстановку старинной русской деревни передавало звучание пьесы «Вологодские кружева» В. Лаптева; возвращение родителей с ярмарки озвучивала пьеса «Русская тройка» Г. Шайдулова, М. Шаброва; веселость и беззаботность девушек – р.н. песни «Как пошли наши подружки», «Как у наших у ворот»; состояние грусти, печали Ульяны сопровождало исполнение песни-плача «Ой, ты, матушка» Т. Луневой; образ Бабы-Яги передавала музыка М. П. Мусоргского, а гусей-лебедей – Э. Грига и т.д. Музыка, эмоционально окрашивая восприятие сюжета, способствовала рождению эмоционально-оценочного отношения к персонажам и действию, а сказка помогала восприятию музыки, углубляя и усиливая ее воздействие на дошкольников.

Перед постановкой спектакля была проведена большая подготовительная работа: чтение сказки и обсуждение ее с детьми, слушание музыкальных произведений иразбор каждого сказочного образа. В процессе занятий воспитанники искали выразительные движения, характеризующие каждый образ, менялись ролями, дополняя уже созданные образы своими творческими находками. Мы направляли эту игровую деятельность детей, давая варианты действий, выразительно передающих музыкальные и сказочные образы, стимулировали детей на дальнейшие творческие поиски. Было важно, чтобы музыка помогала детям находить свои выразительные характеристики образов сказки.

Во время работы над спектаклем проводились как индивидуальные, так и подгрупповые занятия, на которых разучивались песни и танцевальные номера, закреплялись отдельные сцены. Участниками была нарисована театральная афиша, разработаны специальные пригласительные билеты.

Заключительным итогом нашей работы стала премьера спектакля «Гуси-лебеди», который дети показали воспитанникам других групп детского сада и родителям. Премьера спектакля прошла на высоком эмоциональном подъёме. Участники были награждены за свой труд аплодисментами зрителей и сладкими призами. Дети были очень рады своему успеху.

Дошкольники, участвуя в театрализации, выражали свое эмоциональное состояние через различные виды музыкальной деятельности, такие как пение, слушание музыки, танец, музыкально-ритмические движения, творчество.

Таким образом, были созданы педагогические условия для развития эмоциональной отзывчивости каждого ребенка на основе эмоционально-образного восприятия музыки.

В ходе исследования велась работа с родителями воспитанников:

  • Консультация на тему: «Роль музыкально-театрализованной деятельности в обогащении эмоционального опыта дошкольников».
  • Тематическая викторина для детей и родителей «Мы любим театр!».
  • Индивидуальные консультации.
  • Помощь родителей в подготовке костюмов и декораций для спектакля.

Родители вместе с детьми были вовлечены в совместную творческую деятельность, благодаря их помощи итог работы по постановке сказки был успешным.

Чтобы проверить эффективность нашей системы работы мы провели контрольный эксперимент, в котором, изменив музыкальный репертуар, использовали те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе.

Данные результатов диагностики: 8 детей показали высокий уровеньразвития эмоциональной отзывчивости, что составило 40% от общего числа учащихся; 11 детей (55%) – средний; 1-го ребенка (5%) мы отнесли к низкому уровню развития эмоциональной отзывчивости.

В результате проведенной нами работы на 15% уменьшились показатели низкого уровня эмоциональной отзывчивости. Показатели высокого уровняувеличились на 15%, среднего - повысились на 10%.

Таким образом, представленная нами система работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возрастав процессе музыкально-театрализованной деятельности оказалась эффективной. На ее основе у детей активизировались: эмоциональные реакции в процессе восприятия музыки, двигательно-экспрессивный компонент эмоциональной отзывчивости, ярче стали проявляться музыкально-творческие способности в передаче музыкальных образов средствами театра.

Наши новости:

Разместить свою публикацию