Использование потенциала дисциплины «Литература» в воспитании у студентов ценностного отношения к профессии и специальности и формирование общих компетенций.
Современная модель образования, бесспорно, является личностно-ориентированной. Развивая компетентность, мы развиваем личные качества субъекта и качества, связывающие его с социумом, с жизнью. Определяющим фактором образовательной среды становится компетентностный подход.
Внедрение ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях доказало необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки специалиста. Новые образовательные результаты – это сформированные у выпускников общие и профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС, в соответствии со специальностей (профессией).
Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
В Законе «Об образовании в Российском образовании» компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности».
Общие компетенции означают совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.
Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.
Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.
В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно не только то, что студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить на практике.
Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.
Анализ опыта работы по ФГОС свидетельствует об имеющихся противоречиях в организации педагогического процесса, между:
потребностью современного общества в личности, владеющей как общими, так и профессиональными компетенциями, способной адаптироваться на рынке труда и традиционным содержанием, технологиями образования, не позволяющими в полной мере сформировать необходимый уровень подготовки специалиста;
необходимостью организации педагогического процесса, ориентированного на формирование общих, профессиональных компетенций у обучающихся и недостаточного теоретического обоснования, конкретных практических рекомендаций по реализации основных положений ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях СПО. Данное противоречие усугубляется по причине отсутствия или незначительного количества современных учебных пособий, имеющихся в образовательных учреждениях, разработанных в соответствии с ФГОС,
необходимостью оценки сформированности компетенций и неразработанностью контрольно-оценочных средств.
С учетом обозначенных проблем встает вопрос: как организовать педагогический процесс, направленный на формирование общих компетенций, каковы условия формирования общих компетенций?
Каждый педагог неоднократно задавала себе вопросы: чему учить? и ради чего учить?, как обновить содержание учебной дисциплины, чтобы оно было значимым для студента, имело для него смысл, максимально способствовало развитию, освоению вида профессиональной деятельности.
Сравнительный анализ стандартов ФГОС СПО в части ОК свидетельствует о том, что ОК 1-6 в основном совпадают, что подчеркивает их метапредметный ( универсальный ) характер, определены специфические ОК с учетом предстоящего вида деятельности.
Сделаем попытку определить: какие компетентности являются определяющими, то есть лежат в основе развития личности обучающегося.
Обратимся к классификации ключевых компетенций, предложенных Андреем Викторовичем Хуторским для реализации общего среднего образования. Ученый выделяет 7 ключевых компетенций.
1. Ценностно-смысловые компетенции.
2. Общекультурные компетенции.
3. Учебно-познавательные компетенции.
4. Информационные компетенции.
5. Коммуникативные компетенции.
6. Социально-трудовые компетенции.
7. Компетенции личностного самосовершенствования.
Соотнесем ключевые компетенции, предложенные А.В.Хуторским и ОК, предусмотренные ФГОС по реализуемым в колледже специальностям.
Ценностно-смысловые компетенции.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Общекультурные компетенции
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Учебно-познавательные компетенции.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
4. Информационные компетенции.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Коммуникативные компетенции
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
6. Социально-трудовые компетенции.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
7. Компетенции личностного самосовершенствования
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Так как общеобразовательная подготовка обучающихся является частью основных профессиональных образовательных программ, возникла необходимость корректировки форм организации учебного процесса, в рамках которых формируются общие компетенции.
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внеаудиторная самостоятельная работа | |||
Форма организации учебного процесса обучающихся | Общие компетенции | Форма организации внеурочной деятельности обучающихся | Общие компетенции | Форма организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся | Общие компетенции |
Индивидуальная работа | ОК1, ОК2 | Литературные гостиные; викторины, конкурсы, олимпиады; участие в научно-практических конференциях, конкурсах разных уровней | ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7 | Составление конспекта | ОК2, ОК4 |
Групповая работа | ОК4, ОК6, ОК7 | Подготовка сообщений | ОК2, ОК4, ОК5, ОК8 | ||
Лекция | ОК8 | Ответ на проблемный вопрос. | ОК2, ОК4 | ||
Семинар | ОК3, ОК6, ОК7 | Комплексный анализ стихотворения. | ОК2 | ||
Практическая работа | ОК2 | Составление устного ответа. | ОК2, ОК4 | ||
Тестирование. | ОК2 | Сопоставительный пересказ-анализ. | ОК2 | ||
Защита реферата | ОК2, ОК3, ОК4, ОК8 | Составление сравнительной характеристики героев | ОК2 | ||
Выступление с сообщением | ОК2, ОК3, ОК4, ОК8 | Подготовка сообщений. | ОК2, ОК8 | ||
Выступление с докладом | ОК2, ОК3, ОК4, ОК8 | Письменный анализ произведения. | ОК2 | ||
Выступление с презентацией | ОК2, ОК3, ОК5, ОК8 | Ответы на вопросы. | ОК2, ОК4 | ||
Защита проекта | ОК2, ОК4, ОК5, ОК8 | ||||
Комплексный анализ текста | ОК2, ОК3 | ||||
Сочинение | ОК1, ОК2 |
Уроки литературы являются важным звеном в современном личностно-ориентированном образовании, в формировании компетенций учащихся. Как преподаватель литературы я стремлюсь к формированию общих компетенций, используя исследовательский, частично-поисковый, проблемно-поисковый методы, активные формы обучения.
При формировании ОК 1 (понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес) использую: решение практических ситуационных задач с целью привития интереса к избранной профессии. Например, при чтении фрагмента прозаического произведения или стихотворения говорю о том, как важно уметь правильно, интонационно выразительно говорить, п.ч. от этого зависит успех общения, п.ч. для учителя - это важнейшая профессиональная черта.
Традиционный вид работы при анализе произведения – аналитическое чтение ключевых эпизодов. Различные виды групповых работ даёт хорошие результаты: активно формируется коммуникативная компетенция, создаётся ситуация успеха и взаимовыручки на занятии (ОК 2 организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество). Такую работу можно проводить на занятиях по пьесе А.М. Горького «На дне». Вопросы: охарактеризуйте спор о назначении человека, авторскую позицию и способы её выражения, выскажите свою позицию. В ходе выступлений идёт процесс формирования собственной жизненной позиции учащегося, общечеловеческих ценностей.
Одной из важных форм занятий по дисциплине «Литература» в системе СПО является семинар. Главная задача его – выявить готовность студентов к анализу имеющейся информации, умение применить её к нестандартным ситуациям и вопросам (ОК 3). При подготовке к семинарам готовлю вопросы. 1. Как вы думаете, почему Иван Флягин убивает Грушеньку? Как этот поступок соотносится с характером самого героя? 2. Чем же очарован Иван Флягин? Почему, по вашему мнению, он так назван рассказ? Кто такие странники?
При формировании ОК 4 (осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития) составляю задания с использованием электронных образовательных интернет-ресурсов (выполнение терминологических кроссвордов, написание рефератов, подготовка презентаций). При подготовке к уроку по дисциплине «Литература» по теме «Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир. Замысел, тематика. Образ народа» были выданы индивидуальные задания. Например, 1. Используя словарь литературоведческих терминов, найдите определение понятию роман-эпопея. Докажите, что произведение Л.Н.Толстого «Война и мир» – роман-эпопея. В процессе подготовки к занятию развивается познавательный интерес учащихся, активизируется творческий потенциал, формируются информационные компетенции.
При формировании ОК 5 (владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий) на этапе знакомства с биографией практикую индивидуальную работу студентов в виде сообщений в форме презентаций. Предлагаю в качестве внеаудиторной самостоятельной работы следующие задания:1. Составьте краткую «Хронику жизни и творчества Л.Н.Толстого». Важным элементом в данной работе является анализ и оценивание, рецензирование сообщений, творческих работ своих и других студентов.
Студенты учатся свободно, правильно излагать свои мысли и соблюдать нормы построения текста, выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному и услышанному (ОК 7).
Формируют компетенцию личностного роста и самосовершенствования (ОК 8), содержат элементы рефлексии и такие вопросы для обсуждения, как «Что ты думаешь о жизненном пути автора? Каким человеком он был? Какие качества личности ты бы хотел воспитать в себе? Как достойно прожить жизнь?». В качестве внеаудиторной самостоятельной работы я выдаю задание по составлению обобщающей таблицы «Что такое «война» и «мир» в романе Л.Н. Толстого», «Хроника жизни и творчества Б. Пастернака», «Жизненный и творческий путь А.И. Солженицына».
Таким образом, резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что урочная, внеурочная деятельность обучающихся и внеаудиторная самостоятельная работа помогают развитию таких личностных качеств обучающихся, как:
умение самостоятельно пополнять и обновлять знания;
осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
вести самостоятельный поиск необходимого материала;
работать в коллективе и команде;
быть творческой личностью; то есть является фактором, способствующим формированию вышеперечисленных общих компетенций.