Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95418

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

В весеннем лесу

Дата публикации:

Автор:
Воспитаттель, МБ ДОУ детский сад № 12 Василек, Ростовская область

Цель: активизировать словарь по теме «Весна»,  учить подбирать слова-сравнения,  развивать логическое мышление, внимание,  закреплять умение произносить слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами,  совершенствовать умение делить слова на слоги, уточнять знания детей о весенних признаках,

Задачи: формировать навыки составления рассказа о весне с опорой на схемы,  вызвать интерес к созданию весенней картинки нетрадиционным способом - пластилинографии,  развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать аккуратно,  способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья.

Использование потенциала дисциплины «Литература» в воспитании у студентов ценностного отношения к профессии и специальности и формирование общих компетенций.

Современная модель образования, бесспорно, является личностно-ориентированной. Развивая компетентность, мы развиваем личные качества субъекта и качества, связывающие его с социумом, с жизнью. Определяющим фактором образовательной среды становится компетентностный подход.

Внедрение ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях доказало необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки специалиста. Новые образовательные результаты – это сформированные у выпускников общие и профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС, в соответствии со специальностей (профессией).

Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

В Законе «Об образовании в Российском образовании» компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности».

Общие компетенции означают совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.

Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.

Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.

В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно не только то, что студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить на практике.

Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.

Анализ опыта работы по ФГОС свидетельствует об имеющихся противоречиях в организации педагогического процесса, между:

потребностью современного общества в личности, владеющей как общими, так и профессиональными компетенциями, способной адаптироваться на рынке труда и традиционным содержанием, технологиями образования, не позволяющими в полной мере сформировать необходимый уровень подготовки специалиста;

необходимостью организации педагогического процесса, ориентированного на формирование общих, профессиональных компетенций у обучающихся и недостаточного теоретического обоснования, конкретных практических рекомендаций по реализации основных положений ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях СПО. Данное противоречие усугубляется по причине отсутствия или незначительного количества современных учебных пособий, имеющихся в образовательных учреждениях, разработанных в соответствии с ФГОС,

необходимостью оценки сформированности компетенций и неразработанностью контрольно-оценочных средств.

С учетом обозначенных проблем встает вопрос: как организовать педагогический процесс, направленный на формирование общих компетенций, каковы условия формирования общих компетенций?

Каждый педагог неоднократно задавала себе вопросы: чему учить? и ради чего учить?, как обновить содержание учебной дисциплины, чтобы оно было значимым для студента, имело для него смысл, максимально способствовало развитию, освоению вида профессиональной деятельности.

Сравнительный анализ стандартов ФГОС СПО в части ОК свидетельствует о том, что ОК 1-6 в основном совпадают, что подчеркивает их метапредметный ( универсальный ) характер, определены специфические ОК с учетом предстоящего вида деятельности.

Сделаем попытку определить: какие компетентности являются определяющими, то есть лежат в основе развития личности обучающегося.

Обратимся к классификации ключевых компетенций, предложенных Андреем Викторовичем Хуторским для реализации общего среднего образования. Ученый выделяет 7 ключевых компетенций.

1. Ценностно-смысловые компетенции.

2. Общекультурные компетенции.

3. Учебно-познавательные компетенции.

4. Информационные компетенции.

5. Коммуникативные компетенции.

6. Социально-трудовые компетенции.

7. Компетенции личностного самосовершенствования.

Соотнесем ключевые компетенции, предложенные А.В.Хуторским и ОК, предусмотренные ФГОС по реализуемым в колледже специальностям.

Ценностно-смысловые компетенции.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Общекультурные компетенции

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Учебно-познавательные компетенции.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

4. Информационные компетенции.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Коммуникативные компетенции

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

6. Социально-трудовые компетенции.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

7. Компетенции личностного самосовершенствования

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Так как общеобразовательная подготовка обучающихся является частью основных профессиональных образовательных программ, возникла необходимость корректировки форм организации учебного процесса, в рамках которых формируются общие компетенции.

Таблица

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеаудиторная самостоятельная работа

Форма организации учебного процесса обучающихся

Общие компетенции

Форма организации внеурочной деятельности обучающихся

Общие компетенции

Форма организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Общие компетенции

Индивидуальная работа

ОК1, ОК2

Литературные гостиные;

викторины, конкурсы, олимпиады;

участие в научно-практических конференциях, конкурсах разных уровней

ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7

Составление конспекта

ОК2, ОК4

Групповая работа

ОК4, ОК6, ОК7

Подготовка сообщений

ОК2, ОК4, ОК5, ОК8

Лекция

ОК8

Ответ на проблемный вопрос.

ОК2, ОК4

Семинар

ОК3, ОК6, ОК7

Комплексный анализ стихотворения.

ОК2

Практическая работа

ОК2

Составление устного ответа.

ОК2, ОК4

Тестирование.

ОК2

Сопоставительный пересказ-анализ.

ОК2

Защита реферата

ОК2, ОК3, ОК4, ОК8

Составление сравнительной характеристики героев

ОК2

Выступление с сообщением

ОК2, ОК3, ОК4, ОК8

Подготовка сообщений.

ОК2, ОК8

Выступление с докладом

ОК2, ОК3, ОК4, ОК8

Письменный анализ произведения.

ОК2

Выступление с презентацией

ОК2, ОК3, ОК5, ОК8

Ответы на вопросы.

ОК2, ОК4

Защита проекта

ОК2, ОК4, ОК5, ОК8

Комплексный анализ текста

ОК2, ОК3

Сочинение

ОК1, ОК2

Уроки литературы являются важным звеном в современном личностно-ориентированном образовании, в формировании компетенций учащихся. Как преподаватель литературы я стремлюсь к формированию общих компетенций, используя исследовательский, частично-поисковый, проблемно-поисковый методы, активные формы обучения.

При формировании ОК 1 (понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес) использую: решение практических ситуационных задач с целью привития интереса к избранной профессии. Например, при чтении фрагмента прозаического произведения или стихотворения говорю о том, как важно уметь правильно, интонационно выразительно говорить, п.ч. от этого зависит успех общения, п.ч. для учителя - это важнейшая профессиональная черта.

Традиционный вид работы при анализе произведения – аналитическое чтение ключевых эпизодов. Различные виды групповых работ даёт хорошие результаты: активно формируется коммуникативная компетенция, создаётся ситуация успеха и взаимовыручки на занятии (ОК 2 организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество). Такую работу можно проводить на занятиях по пьесе А.М. Горького «На дне». Вопросы: охарактеризуйте спор о назначении человека, авторскую позицию и способы её выражения, выскажите свою позицию. В ходе выступлений идёт процесс формирования собственной жизненной позиции учащегося, общечеловеческих ценностей.

Одной из важных форм занятий по дисциплине «Литература» в системе СПО является семинар. Главная задача его – выявить готовность студентов к анализу имеющейся информации, умение применить её к нестандартным ситуациям и вопросам (ОК 3). При подготовке к семинарам готовлю вопросы. 1. Как вы думаете, почему Иван Флягин убивает Грушеньку? Как этот поступок соотносится с характером самого героя? 2. Чем же очарован Иван Флягин? Почему, по вашему мнению, он так назван рассказ? Кто такие странники?

При формировании ОК 4 (осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития) составляю задания с использованием электронных образовательных интернет-ресурсов (выполнение терминологических кроссвордов, написание рефератов, подготовка презентаций). При подготовке к уроку по дисциплине «Литература» по теме «Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир. Замысел, тематика. Образ народа» были выданы индивидуальные задания. Например, 1. Используя словарь литературоведческих терминов, найдите определение понятию роман-эпопея. Докажите, что произведение Л.Н.Толстого «Война и мир» – роман-эпопея. В процессе подготовки к занятию развивается познавательный интерес учащихся, активизируется творческий потенциал, формируются информационные компетенции.

При формировании ОК 5 (владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий) на этапе знакомства с биографией практикую индивидуальную работу студентов в виде сообщений в форме презентаций. Предлагаю в качестве внеаудиторной самостоятельной работы следующие задания:1. Составьте краткую «Хронику жизни и творчества Л.Н.Толстого». Важным элементом в данной работе является анализ и оценивание, рецензирование сообщений, творческих работ своих и других студентов.

Студенты учатся свободно, правильно излагать свои мысли и соблюдать нормы построения текста, выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному и услышанному (ОК 7).

Формируют компетенцию личностного роста и самосовершенствования (ОК 8), содержат элементы рефлексии и такие вопросы для обсуждения, как «Что ты думаешь о жизненном пути автора? Каким человеком он был? Какие качества личности ты бы хотел воспитать в себе? Как достойно прожить жизнь?». В качестве внеаудиторной самостоятельной работы я выдаю задание по составлению обобщающей таблицы «Что такое «война» и «мир» в романе Л.Н. Толстого», «Хроника жизни и творчества Б. Пастернака», «Жизненный и творческий путь А.И. Солженицына».

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что урочная, внеурочная деятельность обучающихся и внеаудиторная самостоятельная работа помогают развитию таких личностных качеств обучающихся, как:

умение самостоятельно пополнять и обновлять знания;

осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

вести самостоятельный поиск необходимого материала;

работать в коллективе и команде;

быть творческой личностью; то есть является фактором, способствующим формированию вышеперечисленных общих компетенций.

Наши новости:

Разместить свою публикацию