Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96361

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 24.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Этикет за столом

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, МБДОУ "ДС "Тремок", ЯНАО г.Муравленко

Цель: Повысить уровень сформированности знаний и навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Расширить и углубить знания детей о правилах поведения за столом; 2. Познакомить детей с видами и назначением предметов сервировки стола; 3. Закреплять у детей навыки культуры поведения за столом в соответствии с правилами; 4. Воспитывать культурного и аккуратного человека.

Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.

Проблема: В ходе наблюдений за детьми выяснилось, что не все ребята умеют культурно вести себя за столом, правильно сидеть, пользоваться салфетками и столовыми приборами, невежливы в момент усаживания за стол.

Цель: Повысить уровень сформированности знаний и навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания детей о правилах поведения за столом;
2. Познакомить детей с видами и назначением предметов сервировки стола;
3. Закреплять у детей навыки культуры поведения за столом в соответствии с правилами;

4. Воспитывать культурного и аккуратного человека.

Вид и тип проекта: краткосрочный, практико-ориентированный.
Сроки проведения: с 01.03.2017г. по 31.03.2017г.

Режим работы: в течение всего дня (в образовательной и совместной деятельности).

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Форма проведения: беседы, занятия, игровые упражнения, консультации для воспитателей и родителей.

Ожидаемые результаты: по окончанию проекта, дети научились различным вариантам сервировки стола (согласно меню детского сада и мероприятиям ДОУ); пользоваться столовыми приборами; непринужденно сохранять правильную осанку; знают, что чем едят, умеют это делать; овладели основами дизайна праздничного стола; научились складывать тканевые салфетки разнообразными способами, культуре внешнего вида за столом, умение обратится с просьбой.


Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
1 этап. Подготовительный.
1. Разработка проекта.
2. Диагностика: наблюдение, беседа с детьми с целью выявления знаний о правилах поведения за столом, индивидуальные беседы с родителями о поведении детей вне детского сада.
3.Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы.
4. Подбор иллюстративного материала по теме, подбор игр (настольно-печатных, дидактических, речевых, сюжетно-ролевых).
5. Подбор видео-аудиоматериалов.

6.Оснащение предметно - пространственной среды предметами, необходимыми для организации работы по формированию у детей навыков столового этикета.

2 этап. Реализация проекта.

Мы пополнили предметно-пространственную среду предметами необходимыми для организации работы по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.

1. Предметы необходимые для сервировки и украшения стола:

- сервиз (предметы посуды-розетки, вазочки, чайник, поднос, ложечки, чайные пары и т.д.);

- салфетницы - разной формы и цвета;

- комплект скатертей (различной формы и цвета);

- комплект салфеток: бумажных и тканевых (разного цвета);

- красивые переднички, кокошники, ленточки;

2. Набор дидактического материала:

- схемы складывания салфеток;

- схемы сервировки стола;

- д/игры и д/упражнения по столовому этикету;

- картинки-путаницы «Что неправильно», «Что лишнее?» (на темы столового этикета).

Мы разработали содержание и организовали проведение серии этических занятий и цикла этических бесед, направленных на формирование навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Серия этических занятий по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста была разработана по следующей тематике:

1.«Встреча со страной хороших манер».

2.«Поведение за столом».

3.«Поведение за столом» (продолжение предыдущего занятия).

4.«Ее острейшее величество» (история вилки).

5.«Украшение праздничного стола» (история салфетки).

6.«Накроем стол к чаю с конфетами».

Цикл этических бесед включал в себя беседы на следующие темы:

1.«Правильно ли поступил Буратино» (т. «Поведение за столом»).

2.«Что видел Буратино» (т. «Посуда и столовые приборы»).

3.«Мальвина приходит на помощь» (т. «Как правильно и красиво накрыть стол»).

4.«Традиции и обычаи чаепития в России» (т. «Чайный этикет»).

5.«Чаепитие друзей» (т. «Особенности чайного этикета»).

Основной целью этических бесед было формирование представлений, обогащение знаний и закрепление у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета.

Мы закрепляли навыки столового этикета у детей старшего дошкольного возраста в ходе проведения упражнений, разработанных с учетом индивидуального и гендерного подходов.

Тематика упражнений:

«За столом я ем с помощью ложки, вилки и ножа».

«Съедим кусочек хлеба».

«Сервировка стола».

«Моя помощница - салфетка».

«Вкусный суп придает нам силы».

«Все за стол».

Упражнения проводились по подгруппам и индивидуально. Основной целью упражнений было предоставить детям возможность применить полученные знания и освоенные умения по правилам столового этикета на практике.

Речевое развитие.

- Составление рассказов на тему «Когда мы пришли в кафе…», «Как мы обедаем дома», «Помогаем накрывать на стол»;
- Рассматривание сюжетных картинок по теме, составление описательного рассказа;
- Речевые игры «Один – много», «Что за чем», «Досчитай до пяти», «Что лишнее и почему», «Четвертый лишний».

Игровая деятельность.
- Дидактическая игра «Который час?»;
- Дидактическая игра «Съедобное - несъедобное»;
- Настольно-печатная игра «Что такое хорошо, что такое плохо», «Накрываем на стол»;
- Сюжетно-ролевая игра «Столовая», «Семья», «В ресторане», «Кафе».

Ознакомление с художественной литературой.
- Чтение и заучивание стихотворения К. Чуковского «Федорино горе»;
- Чтение и заучивание стихотворения «Кошкин дом»;
- Чтение стихов о культуре поведения за столом;
- Загадки, о посуде и столовых предметах;
- Пословицы, поговорки о правилах поведения.
Изобразительное искусство:
- Рассматривание предметов посуды в стиле народных промыслов России: Гжель, Хохлома, Жостово, Тульский самовар и составление описательных рассказов;
- Просмотр презентаций о народных промыслах.
Ручной труд:
- Лепка предметов посуды (предложить детям придумать различные способы лепки посуды)
- Рисование по мотивам гжели «Пир на весь мир!»

В результате проведенной работы по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста, мы заметили следующие изменения:

- дети овладели умениями правильно пользоваться столовыми приборами;

- дети освоили правила сервировки стола;

- дети овладели умением пользоваться полотняной и бумажной салфеткой;

- дети научились соблюдать правила столового этикета;

- дети овладели правилами культуры еды.

Организуя работу с детьми, мы параллельно работали с родителями в рамках данной проблемы. Формы работы, которые мы предложили родителям были следующие:

- Беседа на тему «Особенности работы по формированию у старших дошкольников навыков столового этикета».

- Индивидуальные беседы с родителями детей, испытывающих трудности с овладением правил поведения за столом.

- Консультации на темы: «Правила пользования столовыми приборами»,

«Поведение за столом», «Осанка ребенка за столом», «Правила вежливости»,

«Традиции и обычаи чаепития в России».

- Привлечение к изготовлению папки «Этикет за столом»

Продукт проекта:
Папка «Этикет за столом» содержит фотографии, картинки «Правила сервировки стола», «Правила пользования столовыми приборами», кодекс правил поведения за столом.

3 этап. Презентация проекта.
Театрализованная непосредственно образовательная деятельность «Приятного аппетита!» Цель - уточнить представления детей о питании как необходимом условии жизнедеятельности человека; закрепить знание этикета во время еды за столом.

Результаты нашей работы имеют практическую значимость и могут быть использованы в работе педагогов дошкольных учреждений. Также они могут быть предложены родителям в качестве рекомендаций, для проведения соответствующей работы в семье по формированию у детей старшего дошкольного навыков столового этикета.

Приложение.

Театрализованная НОД.

Тема: Приятного аппетита!

Цель: уточнить представления детей о питании как необходимом условии жизнедеятельности человека; закрепить знание этикета во время еды за столом.

Ход деятельности.

Под песенку «Про Красную Шапочку» в группу входит Красная Шапочка, идет, собирает цветы. Через некоторое время появляется Серый Волк и осторожно крадется за ней. Волк повязывает обеденную салфетку на шею, в руках - сервировочные вилка и ложка. Красная Шапочка садится на пенек, Волк тихо присаживается рядом, облизывается...

Волк. Здравствуй, Красная Шапочка!

Красная Шапочка. Здравствуйте, господин Волк!

Волк. Уж не к бабушке ли ты идешь? Уж не пирожки ли несешь?

Красная Шапочка. Господин Волк, вот уже сколько лет, а вы всё об одном и том же спрашиваете: «Куда идешь? Что несешь?» У Вас всегда мысли только об одном, как наполнить свой ненасытный желудок. Ходите целый день по лесу со столовыми приборами, всё кого-то хотите съесть! Стыдно! Вы совсем отстали от новых научных открытий. Посмотрите, сколько разнообразных вкусных, полезных продуктов нас окружает. Почитайте энциклопедию «О вкусной и здоровой пище». (Предлагает Волку рассмотреть энциклопедию. Волк открывает книгу и удивляется.)

Волк. Ух ты! Вот это да! Вот это еда! Вот здорово! Теперь я буду перестраиваться. Тьфу! (Убирает вилку и ложку.) Не хочу больше трех поросят ловить, да Петушка - Золотого гребешка. Не буду больше за Красной Шапочкой и бабушкой охотиться. Я теперь буду питаться грамотно, буду выполнять рекомендации врачей и кулинаров.

Красная Шапочка. Правильно, господин Волк, читайте энциклопедию, и Вам не захочется, поверьте, охотиться за нами, сказочными героями. И запомните, господин Волк, мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Правильно питаться - это значит выполнять два условия: умеренность и разнообразие.

Волк. Ребята, а что такое «умеренность»?

Дети. Это значит, что очень вредно переедать, так как желудок не успевает все переваривать.

Волк. Что значит «разнообразие»?

Дети. Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и делают его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи - фрукты и овощи - содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).

Волк. Вот здорово! Я сейчас все это буду пробовать. (Садится за стол, начинает все подряд хватать лапами, чавкать и т. д.)

Красная Шапочка. Господин Волк! Ну, Вы совсем одичали в своем лесу. Прекратите так бескультурно вести себя за столом. На вас же дети смотрят.

Волк. Ребята, вы меня извините, что я себя бескультурно веду за столом. Но я не умею вести себя культурно. Научите меня, пожалуйста.

Воспитатель. Уважаемый Волк! Наши ребята обязательно научат Вас культуре поведения за столом. Но этих правил очень много, и мы расскажем Вам о них и подарим схемы, чтобы Вы лучше все запомнили.

Дети показывают схематическое изображение и по очереди рассказывают.

Дети. Когда тебя приглашают к столу, не спеши занять место первым. Принято, чтобы за стол сначала садились старшие, а среди детей - Девочки. Будет очень любезно, если Вы, Волк, отодвинете стул для Красной Шапочки. За красивым столом и сидеть надо красиво. Вот так, прямо, не слишком близко к столу и не слишком далеко от него, чуть наклоняясь во время еды. Нельзя разваливаться на стуле и нависать над тарелкой. Не нужно класть локти на стол - это некрасиво и может помешать соседям. Салфетку следует развернуть и положить на колени. Руки и рот вытирать бумажными салфетками. Необходимо вести себя так, чтобы не портить аппетита окружающим: не размазывать еду по тарелке, не катать хлебных шариков, не говорить, что не любишь такую «гадость», и не рассказывать «неаппетитных» историй. Нельзя за столом причесываться, чистить ногти и ковырять в зубах. За столом неприлично шептаться с соседом. Нужно стараться не чавкать, не сопеть. Не надо дуть на стол, облизывать пальцы и обгладывать кости. Столовые приборы служат только для еды, поэтому не следует размахивать ими, рассказывая что-либо. Следи за тем, чтобы вокруг твоей тарелки не было крошек, корок, клякс от варенья и соуса. После еды тарелка должна быть чистой. Не ешь слишком быстро, не бери в рот сразу много еды и не говори с полным ртом. Когда кушанье съедено, ложку и вилку с ножом нужно положить на тарелку.

Волк. Теперь я все знаю о культуре поведения за столом. Не стыдно в гости ходить и к себе друзей в гости пригласить.

Воспитатель. Только когда будешь приглашать к себе гостей, смотри, Волк, будь терпеливым, чтобы с тобой не произошла вот такая история. Ребята, помогите рассказать историю, добавляя слова по смыслу.

Пирог

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе... (позвал.)

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый... (пирог.)

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости... (не идут.)

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек... (откусил.)

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту... (съел.)

Когда же гости подошли,

То даже крошки... (не нашли.)

Д. Хармс

Волк. Спасибо, ребята, я буду стараться делать все правильно. Как вы думаете, у меня получится? Я смогу стать культурным?

Дети. Конечно же, Волк! Когда у кого-то есть большое желание, всегда все получится.

(Волк и Красная Шапочка прощаются с детьми.)







Фотоприложение.

Наши новости:

Разместить свою публикацию