Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95408

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 28.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

«Особенности хоровой работы с детьми старшего дошкольного возраста»

Дата публикации:

Автор:
музыкальный руководитель, МБ ДОУ "Детский сад № 102" , г. Новокузнецк

Цель: Цель данной методической разработки – выделить ряд общих и специфических принципов обучения пению детей старшего дошкольного возраста. Обучение пению должно быть направлено не только на развитие певческого голоса, но также и на решение задач их воспитания и общего развития. Певческий процесс, предполагающий общение с музыкальным искусством, сам по себе мощный воспитательный и развивающий фактор.

Задачи: Задачи музыкального руководителя: - воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу; - научить осознанно контролировать звучание собственного голоса; - обеспечивать развитие детей, а не ориентироваться на тот уровень, который якобы является характерным для данного возраста.

«Особенности хоровой работы с детьми старшего дошкольного возраста»

Методическая разработка музыкального руководителя

Костровой М. В. МОУ «Детский сад № 102»

2017 г.

Введение.

Принципы обучения пению в России с давних времён формировались во взаимодействии с обучением родной речи. Они едины для взрослых и детей, для профессиональной и непрофессиональной певческой практики. Разница – в материале, объёме программ и отдельных методических приёмах.

Цель данной методической разработки – выделить ряд общих и специфических принципов обучения пению детей старшего дошкольного возраста. Обучение пению должно быть направлено не только на развитие певческого голоса, но также и на решение задач их воспитания и общего развития. Певческий процесс, предполагающий общение с музыкальным искусством, сам по себе мощный воспитательный и развивающий фактор.

Задачи музыкального руководителя:

- воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу;

- научить осознанно контролировать звучание собственного голоса;

- обеспечивать развитие детей, а не ориентироваться на тот уровень, который якобы является характерным для данного возраста.

Хоровые занятия с детьми 5-6 лет требуют особенного внимания, так как, по сути, объединяют в себе все направления музыкально-эстетического развития детей. Главная задача, которая стоит перед музыкальными руководителями - создание благоприятных условий для знакомства детей с миром музыки и максимального развития их способностей. На хоровых занятиях с такими маленькими детьми на первое место ставится заинтересованность и увлечённость. Для этого необходимо создавать благоприятную эмоциональную атмосферу, настраивать детей на творческий процесс. Необходимо поддерживать игровую активность, а на фоне этого решать вокально-хоровые задачи. Когда идёт подготовка к концерту или празднику, это само по себе создаёт благодатную почву для большой увлечённости и заинтересованности. Но есть моменты текущей, повседневной работы, которая требует от музыкального руководителя большой изобретательности и творческой активности.

При знакомстве с новыми произведениями музыкальному руководителю нужно обратиться к живописи – начинать с показа иллюстраций, а затем подводить к музыкальному произведению. Или подбирать соответствующее музыкальному произведению стихотворение или рассказ, сказку, и новая песня выступает в роли оформления. Даже в самые простые упражнения необходимо включать игровые моменты. Например, в распевании в одном из упражнений - «качаемся на качелях», в другом – «поднимаемся по лесенке, затем спускаемся, прыгаем через ступеньки».

Довольно часто используется момент соревнования между отдельными группами детей, между мальчиками и девочками. Ощущение соперничества побуждает, как правило, к лучшему выполнению поставленной задачи. Широко применяются игровые методы в работе над ритмом: ритмический рисунок песни прохлопывается поочерёдно (по одному хлопку - каждый); используется различная последовательность движений при определении размера 2/4 или 3/4. В процессе дидактической игры усвоение новых понятий, знаний, способов действий осуществляется косвенным путём, преломляясь к игровой ситуации. В результате этого познание ребёнком осуществляется непреднамеренно, попутно с игрой. Это обусловливает высокий эмоциональный тонус обучения. Например, игра «Угадайка»:

Водящий поёт попевку «Спой мне, Кукушечка» («Кошечка» или «Петушок» и т.д.), а кто-то из детей, на которого укажет музыкальный руководитель, отвечает: «ку-ку» («мяу-мяу» и т.д.). В конце водящий угадывает, кто пел. В результате повторяются одни и те же попевки, но момент игры придаёт им особую привлекательность. С помощью этой игры музыкальный руководитель имеет возможность услышать каждого ребёнка, внести, если нужно, поправки в плане интонации или ритма. Эта простая игра помогает развивать и эмоциональную сферу ребёнка, его артистичность и слуховые данные, умение различать тембровую окраску.

Используя музыкальную игру, можно решать множество задач, которые музыкальный руководитель ставит в процессе вокально-хоровой работы. Внимание ребят обращается на отработку качества звука и на формирование основных певческих свойств голоса: полетность, звонкость, округлость. Особое внимание уделяется вокально-певческой установке. Например, есть песенка про то, как нужно сидеть, стоять и как ведут себя руки и ноги («Петь приятно и удобно», Л. Абелян, слова В. Степанова).

Детям нужно объяснить, что правильное положение корпуса поможет правильному пению. Певческая установка приучает к красивой осанке, необходимой не только при пении, но и в повседневной жизни каждого человека. На занятиях дыхательные упражнения начинать с самого простого – набрать в лёгкие воздух через нос, затем выпустить. Далее - к более трудным, например, к упражнению «Надуваем шарики», выполняя которое дети учатся дышать не только грудной клеткой, но и животом. Живот надуваем, как шарик, а потом втягиваем в себя и выпускаем воздух медленно и постепенно; затем не просто выдыхаем воздух, а тянем звук ровно и спокойно, без толчков.

Очень важно развивать у детей способность управлять свом голосом, делать звук то более плотным, упругим, то - совсем лёгким и полётным. Для этого необходимо научить ребят беречь голос от перенапряжения, крикливых интонаций. В статье М. Нозадзе «Высокое назначение человеческого голоса» встречается высказывание: «Музыкальный звук должен с самого начала иметь для ребёнка не только высоту, но и определённую окраску и силу, быть светлым или тревожным, но только не «никаким»». Добиваться одной чистоты воспроизведения, пренебрегая интонационной выразительностью, значит остановить художественное развитие ребёнка, что скажется при работе с цельным произведением, со словом. В работе очень помогают образные сравнения: «Спой, как дует лёгкий ветерок»; «Спой звонко, как птичка»; «Начни петь мягко, ласково, как будто кошечку гладишь». При выравнивании хорового звучания важно научить ребят тянуть звук на разные слоги негромко, округло, держась на одной заданной высоте. В работе над качеством звука часто применяют метод контрастного сопоставления и анализа качества звучания. Воспитание навыков звучного наполнения пения помогает расширению динамической палитры звуковых красок, необходимых для выразительного исполнения.

С самого начала работы с детьми необходимо следить за дикцией, чёткой артикуляцией. У маленьких детей часто наблюдается отсутствие ясной, чёткой дикции не только в пении, но и в разговоре. Для выработки хорошей дикции можно пользоваться целым рядом дикционных упражнений – скороговорок.

Важнейшим условием, обеспечивающим хороший строй, является тщательно выстроенный унисон отдельной партии и всего хора. Этому помогает единая вокальная манера формирования гласных и согласных звуков, чуткая реакция на указания дирижёрского жеста.

Ребята сразу знакомятся с четырьмя основными указаниями руки: внимание, дыхание, начало и окончание пения. Затем они постепенно начинают понимать жесты, указывающие на определённый характер звуковедения, на усилении или ослабления звучности, на смену темпа.

В группах пятилетних детей преобладает одноголосное пение. Постепенно вводятся упражнения с элементами двухголосия, канонами. Целесообразно проводить ансамблевую работу, то есть слушать детей по несколько человек, а затем уже исполнять упражнения всей группой. Также при разучивании песни полезно каждому ребёнку побывать в роли солиста (поёт запев) и в роли хоровой партии (все исполняют припев).

Индивидуальная работа с каждым ребёнком необходима, так как служит быстрейшему преодолению недостатков у отдельных детей. Выявляются лучшие, наиболее чисто и эмоционально поющие ребята. Их исполнение оказывает положительное влияние на остальных, заставляет подтянуться. Индивидуальный опрос значительно повышает ответственность каждого участника хора.

Овладеть музыкальной техникой и постигать основы художественного исполнения помогает хоровое сольфеджио. Освоение теории целиком упирается на слуховые представления детей. Они поют в виде упражнения звукоряды, трезвучия, аккорды, интервалы и тут же знакомятся с определением пропетого упражнения. Таким образом, дети постигают теорию, опираясь на собственную практику: слышу – воспроизвожу – вижу. Одна из основных задач первоначального этапа обучения – воспитание у ребят умения слышать самих себя, контролировать воспроизводимый звук. Услышав заданный звук, ребята постепенно подстраиваются в общем унисоне. Подвижность и неусидчивость ребят младшего возраста заставляет музыкального руководителя искать разные формы работы на хоровом сольфеджио. Восприятие распеваний и упражнений через игру, через знакомые, близкие образы и понятия помогает поддерживать интерес к предлагаемому материалу. Например, при усвоении интервалов можно использовать музыкальную игру «Волк и козлята». Октава – это мама коза. У козы шестеро козлят. Самому старшему шесть лет, его зовут Секста, пятилетний – Квинта, четырёхлетний – Кварта, трёхлетнего зовут Терция, двухлетнего – Секунда, а самый маленький – Прима. Волка – Септиму дети сразу узнают по резкости, напряжённости звучащего интервала.

На хоровых занятиях как можно больше внимания следует уделять развитию творческих навыков, умению импровизировать. Здесь очень важно научить детей самостоятельно мыслить, фантазировать, придумывать. Связь с живописью, литературой, хореографией помогает в наибольшей мере раскрывать творческие способности детей. К каждой песне, с которой знакомятся дети, можно попросить детей нарисовать рисунки и даже интересные поделки. Из рисунков устраивать выставки, и ребята могут познакомиться с творчеством друг друга, а при исполнении песен вдохновляться зрительными образами.

Момент импровизации можно использовать в вокально–хоровых упражнениях, например, даются задания: привести мелодию в тонику; допеть мелодию, используя какой-нибудь интервал. Есть другие задания: при чтении стихотворение распределяется между детьми по две строчки, и каждый исполняет свои строчки на придуманную им на ходу мелодию.

Мелодии, сочинённые детьми на строки из стихотворения М. Карима «Мирная считалка»

1)

2)

3)

Разучивая новую песню, придумывать к ней движения и стараться пластикой передать музыкальный рисунок песни. Каждый ребёнок имеет возможность глубже почувствовать содержание песни через движение.

На хоровых занятиях и выступлениях можно использовать ударные музыкальные инструменты: бубен, треугольник, колокольчики, ложки. В основном этим инструментам относится роль аккомпанирующих. Также используются металлофоны, ксилофоны, детская флейта. Эти инструменты дают возможность детям самостоятельно музицировать.

Перед тем как приступать к оркестровым формам работы, полезно проводить ансамблевую работу. В ансамбле каждый ребёнок пробует свои силы, привыкает к своему инструменту, получает возможность наиболее ясно слышать остальные инструменты. Хотя использование детского оркестра имеет вспомогательную функцию, всё же появляется возможность расширять кругозор детей, их музыкальные способности: мелодический и гармонический слух, чувство ритма.

Большое значение придаётся первому ознакомлению коллектива с новой песней. В хоре разучивание песни предваряется показом – исполнение её музыкальным руководителем. После первого прослушивания дети высказывают своё впечатление о песне, о её содержании, мелодии, у них появляется интерес, которые создаёт благоприятные условия для успешного разучивания. При разучивании полезно использовать наглядный материал (картины, репродукции, различные предметы), привлекать соответствующие литературные примеры. Вот как может проходить работа над русской народной песней «Вот уж зимушка проходит».

Весело mf

Эта песня относится к разряду календарных народных песен из цикла «Масленичных песен». Во время знакомства с песней показываются репродукции картин (К.Кольмана, Ж.Делабарта) с изображение праздничных гуляний на Масленицу, литературные произведения (А.Бенуа «Мои воспоминания», А.Некрылов «Праздничная площадь»). Таким образом, у детей складывается впечатление о песне в целом как о художественном произведении. После этого можно переходить к разучиванию песни.

Необходимо отметить, что особенно велико значение русских народных песен с распевами именно для дошкольников, так как на гласных звуках вырабатываются все лучшие качества голоса (тембр, точность интонации, регистровая ровность) и техника пения. Данная песня написана в куплетной форме, где и запев и припев имеют двутактовое строение. Мелодия запева построена на распевании мажорного трезвучия. Особого внимания требует квинтовый ход в начале первого такта от I ступени к V, а мелодия припева строится на опевании III ступени. В вокальной работе над песней целесообразно исполнять мелодию на слоги (лё, лю, ми мо), чтобы, не отвлекаясь на слова, добиться звонкости и полётности звучания. Над ритмическим рисунком песни желательно поработать отдельно, прохлопывая и проговаривая его с помощью ритмослогов. Дальше можно переходить к работе над стихотворным текстом песни. Музыкальный руководитель чётко и выразительно читает слова, если среди них встречаются непонятные, нужно остановиться и дополнительно разъяснить смысл этого слова. При пении с текстом необходимо следить за вокально-определённым пропеванием каждого звука, с утрированным произношением текста. Главное внимание следует обратить на согласные, которые должны произноситься чётко и ясно, как бы с удвоением и даже утроением. Полезно специально поработать над чётким произнесением согласных в конце слов: снег, холод, уводит.

Желательно использовать различные варианты исполнения, например: музыкальный руководитель исполняет запев, а дети – припев. Исполнение песни можно украсить звучанием инструментов шумового оркестра. Танцевальный характер песни «Вот уж зимушка приходит» можно подчеркнуть с помощью ложек, трещоток, а также использовать танцевальные движения (хоровод, приседании, хлопки с притопами). Для выполнения такого задания целесообразно разделить ребят на две группы. Одна из них исполняет песню, а другая танцует, потом наоборот. Можно также предложить разыграть сценку, связанную с праздником Масленицы.

Работа над хоровым репертуаром должна способствовать раскрытию эмоционально-творческих возможностей личности каждого ребёнка, воспитывать и формировать у него художественный взгляд на мир и высокий эстетический вкус. Наиболее полно дети раскрываются в процессе театрально-игровой деятельности. Например, театрализованное представление с музыкой, песнями и танцами. Во всех группах разучивались песни и массовые сценки, а в нескольких группах шестилеток – даже партии главных героев сказки. Те, у кого лучше всего будут получаться основные роли, выступят на общем празднике, а остальные разыграют отдельные сценки в группе. Таким образом, разучивая песни для представления, все дети участвовали в постановке. Одновременно шёл процесс вокально-хоровой работы, решались все те задачи, о которых говорилось раньше. В подготовке любого театрализованного представления активно участвуют родители: придумывают и делают декорации, костюмы, выучивают с детьми текст. Эта форма работы объединяет все виды вокально-хорового воспитания в хоровом классе, сплачивает детей и родителей, развивает ответственность, трудолюбие, творческую активность детей, способствует развитию художественного вкуса, вызывает радостные эмоции.

Важное место занимает репертуар, освоение которого расширяет вокальные и художественные возможности детей. Главный критерий подбора произведений заключается в том, чтобы он содействовал не столько приобретению чисто музыкальных навыков и умений, сколько общему художественному развитию, эмоциональному обогащению, пробуждению творческого мышления ребёнка. Желательно выбирать произведения разнохарактерные, контрастные, динамичные: народные песни (русские, украинские, английские, немецкие, французские и т. д.), произведения отечественных и зарубежных классиков, детские песни зарубежных композиторов (Р. Бойко, В. Агафонников, В. Серебренников, Т. Смирнова, Е. Поплянова, С. Никитин). В репертуар могут входить также песни воспитанников музыкальных школ, что способствует пробуждению творческого импульса у маленьких детей.

Осень

Володя Федянин

2. Вешние птицы песни пропели,

Летние сказки вдаль улетели.

Капает дождик ровной дорожкой,

Солнышко, солнце, выгляни в окошко.

Припев.

Для хорового коллектива огромное значение имеет концертная деятельность. Когда маленькие дети находятся в процессе подготовки к выступлению, повышается их заинтересованность, увлечённость. Они видят цель, к которой их подводит каждое занятие, и, следовательно, прикладывают максимум усилий для её достижения. Каждое выступление способствует большей сплочённости, объединяет коллектив. Во время концерта наиболее ярко раскрываются возможности участников хора, их способности подчиняться воле руководителя, дисциплинированность, сценичность, эмоциональность и т. д. При работе с коллективом, состоящим из маленьких детей, не следует допускать перегруженности в концертной деятельности. Оптимальным вариантом для детского хора являются 2-3 крупных концерта в год. Очень полезно участие в концерте, где выступают другие хоровые коллективы. Когда маленькие дети слушают выступления старших школьников, у них складываются представления о многоголосном пении, вырисовывается цель, к которой следует стремиться в дальнейшем. Большое значение имеют выездные концерты в другие детские сады, так как задача привлечения дошкольников и школьников к музыкальному искусству является основополагающей.

В заключение следует отметить, что все перечисленные выше положения характеризуют единый, целенаправленный творческий процесс, где музыкальный руководитель и дети в равной степени активные участники. Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формировании личности ребёнка. Тот факт, что в хоровом искусстве соединяется музыка и слово, даёт возможность оказывать более глубокое воздействие на духовную сферу ребёнка, на его художественное развитие, воображение и чуткость. В любой работе с маленькими детьми необходимо найти золотую середину: сочетать требовательность в решении образовательных задач с игровыми моментами. Заложенные в этом возрасте основы музыкальной культуры, учебно-творческие навыки являются базой для дальнейшего развития будущих музыкантов.

Используемая литература:

  • Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1998.
  • Андреева Е., Специфика вокально-хоровой работы с детьми старшего дошкольного возраста. - ж. «Искусство в школе № 2. 2004.
  • Белобородова В. К. Развитие музыкального слуха учащихся 1-х классов. – М., 1956.
  • Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М., 1968.
  • Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. - М., Владос, 2002 г., 173 с.

Наши новости:

Разместить свою публикацию