НОД «Умелые руки не знают скуки»
Прислипская
Светлана Ивановна,
г. Луга,
МДОУ «Д/с № 5 комбинированного вида»
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие»,
Группа: подготовительная к школе.
Цель: развитие творческих и познавательных способностей у детей на примере народного искусства.
Основные задачи:
- Развивать эмоционально-образное восприятие средств декоративно-прикладного искусства.
- Развивать навыки рисования орнамента.
- Развивать образное мышление, закрепить понятие «орнамент».
- Закрепить в речи слова «узор», «элемент».
- Развивать воображение и творчество, создавая декоративную композицию в жанре народного узора.
- Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
Активизация словаря: орнамент, узор, элемент, декоративный, мастер, мастерица, ткать , вязать, вышивать, творить и др.
Предварительная работа:
v Чтение детям Е. Пермяк «Для чего руки нужны».
- Знакомство с семантикой, структурой, характерными особенностями русского народного орнамента.
- Рисование детьми орнаментов на клеточной бумаге.
- Работа по овладению техническими навыками рисования.
Материалы и оборудование.
Демонстрационный материал.
Изделия народного декоративно-прикладного творчества и их изображения.
Изображение орнамента демонстрационное - образец начальный.
Музыка, аудио: минусовки народных песен.
Раздаточный материал.
Плоскостные изображения на листе бумаги по количеству детей: варежки, шарфик, коврик, платочек, салфетка, любое изделие из глины (народное, Дымка и др.), любое изделие из дерева (туесок, корзинка и др.) и т. п.
Полосы бумаги, разлинованные в клетку по количеству детей.
Карандаши цветные, краски, кисти, баночки для воды, салфетки для кисточки, подставки, палитры, клеёнки для красок по количеству детей.
Алгоритм НОД
№ | Этап |
| Методы, формы, приёмы (технология) | Действия детей |
1. | Вводно-организационный | 2 мин. | Пальчиковая гимнастика «Кулачки и руки». | Выполняют движения за воспитателем, сидя и стоя по кругу. |
2. | Эмоциональный настрой | 3 мин. | Игровая ритмическая разминка с движениями. Звучит русская народная песня «Ой, вставала я ранёшенько». Воспитатель: -Ребята, давайте вспомним, как трудились люди в былое время и как трудятся сейчас. | Выполняют движения вместе с воспитателем, стоя в хороводе. |
3. | Мотивация на познавательную деятельность | 5 мин. | Рассматривание изделий народного декоративно-прикладного творчества. Воспитатель: - Уважение и любовь к труду русский народ выразил не только в песнях. Особую любовь он вложил в те прекрасные изделия, которые создал своими руками. Ребята, посмотрите на них.
Вопросы к детям: - Чем украшены изделия? (Узорами, орнаментами.) - Из чего состоит орнамент? - Зачем мастера и мастерицы украшали свои изделия? - Что использовали мастера для создания узоров?(Кисти, краски, спицы и др.) - Эти предметы можно назвать декоративными? Почему? - Из каких материалов они сделаны? - Где люди брали эти материалы? Воспитатель: - С давних времён люди стремились сделать свою жизнь привлекательнее, веселее. Они украшали свои дома, посуду, предметы утвари и быта: яйца, шкатулки, половики, салфетки, полотенца, предметы одежды: пояса, варежки, носки, рубахи, воротники. | Рассматривают, отвечают на вопросы, задают вопросы, стоя. |
4. | Динамическая игровая пауза | 3 мин. | Игра «Закончи фразу». | Выполняют движения, говорят вместе с педагогом - воспитателем, стоя произвольно. |
5. | Мотивация на практическую деятельность | 3 мин. | Воспитатель предлагает детям стать мастерами и мастерицами и попробовать придумать орнамент для любого изделия (плоскостное изображение на листе бумаги). -Сначала вы все нарисуете одинаковый орнамент ( воспитатель вывешивает образец начальный), а затем добавите в свой орнамент дополнительные элементы так, чтобы ваш узор отличался от других. | Слушают, рассматривают. Готовят материалы для изобразительного творчества. |
6. | Практическая часть | 12 мин. | Рисование детьми. В процессе работы музыкальным фоном тихо звучат минусовки народных песен. | Рисуют. |
7. | Заключительная часть | 1 мин. | В конце работы дети «украшают» нарисованными орнаментами любое из выбранных ими плоскостных изображений предметов.
| Рассматривают, говорят, задают вопросы. |
8. | Открытый выход из деятельности | 1 мин. | Воспитатель: -Вот какие у нас умелые руки! Они могут рисовать орнаменты и узоры и украшать ими окружающие предметы!. Кончил дело – гуляй смело! | |
Последующая работа с изображениями | Ярмарка умелых рук. Дети «покупают» «изделия» друг у друга (деньги – конфеты или др.). Они должны обосновать свой выбор: «Мне нравится этот предмет, потому что…» |
Приложение № 1
Предварительная работа.
Восприятие художественной литературы Е. Пермяк «Для чего руки нужны».
1. Педагог говорит, что сегодня, он прочитает интересный рассказ писателя Евгения Пермяка. Чтение педагогом произведения.
2. Вопросы педагога к детям после чтения произведения:
- О ком этот рассказ? Назовите героев.( Петя и дедушка.)
- Что однажды спросил дедушка у внука? («А для чего, Петенька, людям руки нужны?»)
- Что ответил Петя?
- О каких руках он говорил? (О своих.)
- А вы бы что рассказали о своих руках?
- Как вы понимаете слова писателя о том, что рабочими руками «вся жизнь, весь белый свет держится»?
- Какие полезные дела можно творить руками?
- Как бы вы назвали этот рассказ?
Педагог:
- Труд человеку необходим, почётен. Русский народ посвятил труду много поэтических произведений, пословиц, поговорок, песен, загадок.
3. Педагог читает детям пословицы и спрашивает, что они обозначают. Дети пытаются объяснить, педагог поправляет, если надо.
( «Дело мастера боится», «Не учи безделью, а учи рукоделью», «Нет и скуки, коль заняты руки» )и др.
Педагог:
4. Педагог:
- Народ всегда с уважением относился к тому, кто много трудится. В русских сказках, поговорках, песнях высмеиваются белоручки и лентяи. Давайте вспомним знакомую вам песню «Ой, вставала я ранёшенько»
Звучит русская народная песня «Ой, вставала я ранёшенько». Дети стоят в хороводе с педагогом и выполняют движения по ходу песни.
5. Педагог, вопросы:
- Как называется рассказ, который мы сегодня слушали, кто запомнил?
- Назовите писателя, кто запомнил?
- О чём этот рассказ? (О том, что руки могут выполнять разные дела: рабочие и игровые.)
Приложение № 2
Пальчиковая гимнастика «Кулачки и руки»
Быстро кулачки сжимаем, Крепко пальцы напрягаем. | (Сидя по кругу на коленях. Движения по тексту.) |
Медленно их разжимаем. | |
На колени опускаем. (2 раза) | |
Медленно теперь сжимаем, Быстро-быстро разжимаем. | |
На колени опускаем.(2 раза) | |
Уже круг, шире круг. Видим руки. Нету рук. Упражнение начинаем, Руки выше поднимаем. Кулачки зажали. Тихо посчитали: 1, 2, 3, 4, 5. Ручки могут отдыхать. | (Стоя в кругу, движения по тексту.) |
Приложение № 3
Игра «Закончи фразу»
Художник и художница...расписывают, рисуют. Ткач и ткачиха ... ткут. Кружевница ... плетёт. Вязальщица ... вяжет. Вышивальщица ... вышивает. | Педагог начинает говорить, а дети продолжают. Затем все изображают действие движением вместе с воспитателем. |
Все трудятся. | Поднять руки вверх и опустить через стороны - вдох и выдох. |
Все творят красоту. |