Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №17 «Ладушки»
Технология формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения через использование элементов арт-терапии
Выполнила: педагог-психолог
первой квалификационной категории
Охременко Анна Александровна
Нижневартовск, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Введение | 3 |
2. | Технология формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения через использование элементов арт-терапии | 4 |
3. | Заключение | 10 |
4. | Список использованных источников | 10 |
Введение
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образованияосновная цель образовательной деятельности ДОУ сегодня – создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации.
Показателем активного проявления процесса социализации ребенка, вхождения его в окружающее социальное пространство является социальная компетентность дошкольника–определённый уровень его адаптации к социальным предписаниям, которые предъявляет ему общество.
Мы придерживаемся определения понятия «социальная компетентность» данного А.Г. Гогоберидзе «как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений ребенка о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом».
Особую сложность представляет формирование социальной компетентности у дошкольников с нарушениями зрения, социальные контакты которых часто оказываются ограниченными, а способности к восприятию и пониманию других людей развиваются на суженной сенсорной основе. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими.
Поэтому особую актуальность приобретает создание системыкомплексной помощи детям с различными зрительными нарушениями способствующей их успешной социализации.
В связи с этим возникла проблема: как преодолеть трудности социализации ребенка с нарушением зрения.
Поиски методов и средств, способствующих успешной социализации ребенка показали, что наиболее эффективными в работе с такими детьми являются арт-терапевтические техники, гармонично вписывающиеся в повседневный уклад жизни ребенка в детском саду. Мы говорим об использовании именно элементов ар-терапии как средства формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Суть проблемы формирования социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения определяют противоречия между:
- возрастающей потребностью общества в позитивной социализации детей с ОВЗ и недостаточным использованием потенциала элементов арт-техники;
- необходимостью формирования социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения и неразработанностью теоретических аспектов и адекватных практических путей и средств формирования социальной компетентности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения;
Указанные противоречия позволили определить цель, задачи работы.
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию формирования социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения через использование элементов арт-терапии.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формированиясоциальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения через использование элементов арт-терапии.
2. На основе определения критериев, показателей и уровней изучить исходный уровень сформированности социальной компетентности детей старшего дошкольного возрастас нарушениями зрения;
3. Разработать и реализовать комплекс занятий по формированию социальной компетентности детей старшего дошкольного возрастас нарушениями зрения, через использование элементов арт-терапии.
Новизна опыта: заключается в проектировании технологии, позволяющей создать условия по формированию социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения через использование элементов арт-терапии.
Теоретические основы работы:труды и публикации отечественных и зарубежных педагогов, психологов, тифлопедагогов: П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Л.И.Плаксина, А.Г. Гогоберидзе, А. Голфрида, Р. Дзурилла, Л.Д. Лебедевой.
Практическая значимость работы: заключается в разработке и реализации технологии, направленной на формирование социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрениячерез использование элементов арт-терапии; выявлены и апробированы компоненты формирования социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения, которые могут использоваться в практике работы ДОУ.
Апробация и внедрение опыта работы
Опыт работыбыл представлен наVII городской научно-практической конференции «Образование – будущее города», публикация в международном научном журнале «Аспект». Материалы прошли экспертную оценку и получили положительное заключение редакционного совета Всероссийского интернет-конкурса педагогического творчества и доступны для свободного ознакомления по их электронному адресу, а также для использования в работе педагогической общественностью.
2. Технология формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения через использование элементов арт-терапии
Технология включает в себя элементы арт-терапевтических техник.
Первое направление: работа с детьми.
На первом этапе был проведен мониторинг сформированности социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Цель: выявление первоначального уровня сформированности социальной компетентности у детей старшего возраста имеющими нарушения зрения.
Для выявления уровней сформированности социальной компетентности были определены следующие диагностические задания и критерии, направленные на выявление уровней когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонента (таб. 1).
Таблица 1. Компоненты, критерии и уровни сформированности социальной компетентности старших дошкольников
Компоненты | ||
Когнитивный | Эмоционально-оценочный | Поведенческий |
Критерии | ||
представление о себе самом, о труде взрослых, об общественной значимости труда, о необходимости беречь результаты труда; представления о нормах, правилах жизни в обществе, выраженных в понятиях: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», «нужно»; понимание ребенком настроения партнера по его вербальному и невербальному признаку; понимание последствия своих и чужих поступков, их влияния на эмоциональное состояние других людей; | отношение к прошлому и будущему, к жизненным ценностям эмоционально положительное; отношение ребенка к эмоциональному состоянию сверстнику и взрослому эмоционально положительное; отношение благородности, отзывчивости, сочувствия, соучастия, заботы, помощи, милосердия; умение самостоятельно находить решение в конфликтных и проблемных ситуаций; | овладение способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, умение принимать участие в коллективных делах, включаться в совместные трудовые поручения со взрослыми и оказывать помощь; умение управлять своим поведением и способами общения, умение сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; умение выбрать адекватные ситуации способы общения, этически ценные образцы поведения. |
Диагностические задания | ||
1. «Что нужно дляпрофессии». 2. «Закончи историю». 3. «Что такое хорошо, а что такое плохо?». 4.«Зеркало настроений». 5. «Отражение чувств» | 1. «Лица». 2.«Закончи предложение». 3.«Эмоциональные ситуации». 4. «Мимика». 5. «Бабушка и котенок». | 1. «Интервью». 2. «Помоги другу». 3.«Помощники». 4.«Не поделили игрушку» 5. «Обложка для книги».6. Социометрия «Мой корабль» |
Уровни сформированности социальной компетентности (А. Голфрид и Р. Дзурилла): | ||
Начальный уровень - характеризуется низкой степенью сформированности необходимых для социальной адаптации личностных новообразований. Неустойчивый уровень - определяется ситуацией, когда отдельные показатели социальной компетентности сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально - значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком. Устойчивый уровень - предполагает достижение устойчивого развития всех личностных новообразований возраста, обеспечивающих успех в социальной деятельности, то есть высокие показатели развития всех важнейших для возраста составляющих социальной компетентности. |
Результаты мониторинга детей старшего возраста (28 человек) следующие: начальный уровень - 50%; неустойчивый – 40%; устойчивый – 10%.
Второй этап- реализация комплекса занятий с использованием элементов арт-терапии: пескотерапия, сказкотерапия, изотерапия, психогимнастика.
Цель: Формирование социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения как готовность решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками, взрослыми и совокупностью развивающихся представлений о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом через развитие:
- эмоциональной децентрации – способность индивида воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей;
- развитие умений управлять своим поведением в ситуации взаимодействия с другими людьми, проявляющимися в виде устойчивых форм социально одобряемого поведения, освоение способов создания ситуации комфортного межличностного взаимодействия.
1 направление «Что я знаю о себе» направлено на изучение ребенка самого себя, своих возможностей и способностей, научить оценивать и ценить себя; оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки. Темы данного раздела имеют важное воспитательное значение. Они не только позволяют выяснить, как дети относятся к своей внешности, и поддержать их положительную самооценку, но и способствуют становлению у них толерантности по отношению к другим.
2 направление «В мире других людей». Поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей, формировать представления о сходстве и различий между детьми и взрослыми, о работе взрослых, оценке положительных и негативных поступков взрослых и детей; формировать стремление к настойчивости и терпению в труде, доводить дело до конца.
3 направление «В мире эмоций». Данный раздел направлен на реализацию следующих целей: тренировать узнавания эмоций по внешним проявлениям; развивать умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики; развивать выразительности жестов; учить различать эмоцию по схематическому изображению; учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них; формировать навыки управления своим эмоциональным состоянием.
4 направление «Учимся общаться» (вербальное и невербальное общение). Данный раздел призван обучить детей позитивным поддерживающим приемам общения со сверстниками. Раздел предполагает также обучение нормам и правилам общения. При этом важно помочь детям понять, что делать совместную работу не только интересно, но и трудно: для этого нужно уметь договориться, соблюдать очередность, прислушиваться к соседям по игре и уважать их мнение. Раскрыть значения вежливых слов, формировать у детей представления и потребность в доброжелательном общении с окружающими; развивать умение использовать жест, позу в общении; знакомить детей с невербальными способами общения; развивать способности понимать невербальные средства общения.
Дети, взаимодействуя друг с другом в игре, решая общую задачу, учатся отстаивать свою точку зрения, и в тоже время проявлять уважение к другим людям, интерес к их профессиональной и бытовой деятельности.
Работа с такими детьми строится на основном виде деятельности – игре и включает следующие формы работы:
- Элементы саморегуляции. Задача: научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью во время занятия используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.
- Психогимнастика, ролевые и имитационные игры. Психогимнастика позволяет снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера.
- Элементы изотерапии. Рисование несет множество развивающих функций: развивает конкретно-образное мышление, выступает способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира, является способом выражения различного рода эмоций.
- Элементы пескотерапии. Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, благодаря им развивается связная речь, пополняется словарь эмоций.
- Элементы групповой дискуссии, беседы Проблемные ситуации позволяют ребенку самостоятельно найти решение, услышать многообразие мнений других детей по тому или иному поводу. Во время беседы у ребенка вырабатывается привычка слушать собеседника, делиться с ним своими мыслями, высказываться в коллективе.
- Работа с наглядным материалом. В играх и упражнениях используется как настольный дидактический материал (карточки, картинки, схемы, пиктограммы, книги с различной фактурой и объемом), так и ИКТ.
- Релаксационные моменты, направленные на снижение эмоционального напряжения организуются в сенсорной комнате. В процессе занятий в этой комнате снимается усталость, раздражение, дети успокаиваются, восстанавливают эмоциональное равновесие.
- Проведение зрительной гимнастики с использованием ИКТ, что позволяет ребенку улучшить зрительно-двигательные функции и повысить эмоциональный фон ребенка.
Второе направление: работа с родителями
Эффективные результаты достигаются лишь при активном участии родителей.
Цель: повысить уровень знаний родителей в формировании социальной компетентности дошкольников, имеющих различные нарушения зрения через использование элементов арт-терапии.
Работа с родителями предполагает следующие формы:
1. Тестирование и анкетирование, которые позволяют выявить наиболее актуальные проблемы для родителей;
2. Психолого-педагогическое консультирование и просвещение родителей, которое подразумевает ознакомление с психолого- педагогическими, физиологическими и возрастными особенностями воспитанника, педагогическая и психологическая помощь;
Данные формы работы позволяют родителям активно участвовать в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в формировании социальной компетентности дошкольников.
На личном интернет сайте http://pedagogpsicholog.nethouse.ru/ имеется страничка помощи для родителей, педагогов.
Третье направление: работа с педагогами
Цель: повысить уровень знаний педагогов в формировании социальной компетентности дошкольников, имеющих различные нарушения зрения через использование элементов арт-терапии.
Формы работы с педагогами: анкетирование, консультации, мастер-классы,круглые столы,памятки.
Третий этап - обобщение результатов. Анализ сравнительных результатов сформированности социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения позволяет говорить о позитивной тенденции в их формировании.Произошло увеличение устойчивого уровня на 35% и неустойчивого уровня, являющего основой для достижения успеха в социально - значимой деятельности или взаимодействии детей – на 20%.Процентные показатели мониторинга отражены в диаграмме:
Результаты работы с родителямии педагогами.
Организованные формы просвещения - консультации, памятки, мастер-классы, повысили компетентность родителей(на 6%) и педагогов(на 15%) в вопросах формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Таким образом, можно сделать вывод: совместная работа с родителями и педагогами позволила существенно увеличить число детей с устойчивым уровнем сформированности социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Заключение
В ходе реализации проекта все поставленные задачи выполнены.
- Изучена психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме формирования социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения через использование элементов арт-терапии.
- Были определены критерии, показатели и уровни сформированности социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения. На основе данных критериев, показателей и уровней изучен исходный уровень сформированности социальной компетентности у детей.
- Разработана и реализована технология формирования социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения через использование элементов арт-терапии.
- В ходе целенаправленного, системного педагогического воздействия удалось добиться положительной динамики в формировании социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения.
Подводя итоги можно отметить следующее: в результате работы повысился уровень социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения; снижение эмоциональной напряженности детей, частоты проявлений деструктивных форм поведения, конфликтов в системе отношений взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, сохранению психологического здоровья детей; готовность детей конструктивно решать задачи, связанные с общением и взаимодействие со сверстниками, взрослыми, обладающие совокупностью развивающихся представлений о себе, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом с учетом интересов и желаний других людей.
Проблему формирования социальной компетентности нельзя считать исчерпанной. Она требует дальнейшего исследования многих сторон формирования социальной компетентности:изучение путей взаимодействия детского сада со школой, с семьей; изучение условий формирования социальной компетентности на разных ступенях дошкольного образования.
Адресность опыта: данный проект может быть использован педагогами в группах старшего дошкольного возраста в работе с детьми с нарушениями зрения.
Список литературы
- Антонова Т. В. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления [Текст] / Т. Антонова // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5. – С. 54-69.
- Захарова Т. Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников [Текст] / Т. Н. Захарова//Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 113-117.
- Клюева Н.В. Учим детей общению [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Яр.: Академия развития, 2004. – 240 с.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н.Л.Кряжева. – Яр.: - Академия развития,2006. – 208 с.
- Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – М.: Генезиз,2011. – 208 с.
- Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. – М.: РАОИКП, 2005. – 54 с.
- Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. – М.: Город,2005. – 262 с.
- Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет [Текст] / С.И. Семенака. — М.: АРКТИ, 2003. — 80 с.
- Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста [Текст] / Л.И. Солнцева. – М.: Полиграф сервис, 2007. – 124 с.
- Психология воспитания детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И.Солнцева, В.З. Денискина и др.; под ред. Л.И. Солнцевой. – М.: Налоговый вестник, 2004. – 320 с.
- Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей [Текст] / В.А. Феоктистова. – СПб.: Речь, 2005 – 128 с.