Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96218

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности в контексте ФГОС

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, МОУ "Детский сад № 201 Тракторозаводского района г. Волгограда", г. Волгоград

Цель: Развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности в системе ФГОС

Задачи: 1.Создать в окружении детей зону детского творчества, с необходимыми учебными пособиями, играми и игровыми материалами, условия для наблюдения и экспериментирования. 2.Подобрать различные произведения и иллюстрации художников, выполненные в разнообразных техниках. 3.Разработать перспективное планирование для детей старшего и подготовительного возраста для знакомства с разнообразными техниками изобразительной деятельности. 4.Организовать деятельность детей, способствующую развитию творческих способностей.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 201 Тракторозаводского района»

Педагогический опыт по теме:

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности в контексте ФГОС»

Воспитатель МОУ № 201

Попова Ирина Сергеевна

Волгоград, 2014 – 2017г

Информационно- справочные сведения об опыте

1.Тема опыта: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности»

2.Автор опыта: Попова Ирина Сергеевна, МОУ № 201 ТЗР Волгоград.

3.Место функционирования: МОУ детский сад № 201

4.Новизна опыта: поисково - изобретательский

5.Опыт представлен: настоящим описанием и следующими приложениями:

Приложение № 1: конспект занятия «Унылая пора» (рисование по мокрому);

Приложение № 2: конспект занятия «Натюрморт из стекла» (занятие совместно с родителями);

Приложение № 3: конспект занятия « Цветочная поляна»;

Приложение № 4: конспект занятия «Зимний лес сказочный» (пластилинография);

Приложение № 5: конспект занятия «Морское царство» (граттаж);

Приложение № 6: Конспект урока-упражнения на развитие воображения (для домашнего рисования) "Кто живет в кляксе";

Приложение № 7: конспект занятия «Сегодня мы волшебники» (кляксография);

Приложение № 8: конспект занятия « иней на деревьях»;

Приложение № 9: Перспективное планирование занятий старшего и подготовительного возраста;

Приложение № 10: Детские работы, выполненные в разных техниках;

Приложение № 11: Результаты диагностики знаний, умений и навыков изобразительной деятельности подготовительной группы;

Приложение № 12: Грамоты, дипломы;

Приложение № 13: Библиография.

II. Технологические сведения об опыте.

1.Актуальность опыта.

Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность ребенка в детском саду, школе.

В процессе творчества ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется и огорчается, если что-то не получается, приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Ребенок глубже чувствует и ярче воспринимает прекрасное, что делает его мир богаче и ярче. Он учиться сопереживать и понимать своих сверстников.

По моему убеждению – использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, усиленное внимание к свободной деятельности и эстетическому воспитанию детей, способствует развитию ребенка, как творческой личности, эмоционально отзывчивой на все новое, удивительное, яркое.

2.Задачи, решаемые в опыте:

1.Создать в окружении детей зону детского творчества, с необходимыми учебными пособиями, играми и игровыми материалами, условия для наблюдения и экспериментирования.

2.Подобрать различные произведения и иллюстрации художников, выполненные в разнообразных техниках.

3.Разработать перспективное планирование для детей старшего и подготовительного возраста для знакомства с разнообразными техниками изобразительной деятельности.

4.Организовать деятельность детей, способствующую развитию творческих способностей.

3.Педагогические средства, используемые в опыте:

  • форма проведения: занятия, кружок.
  • форма организации: групповые, подгрупповые.
  • методы: практический.
  • приемы: поощрения, сюрпризный момент.

4.Технологя описания опыта.

Работая по традиционным программам, я пришла к выводу, что они не в должной мере развивают воображение, недостаточно побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, вынуждают порой механически выполнять то, что предлагает педагог. Дети овладевали навыками работы с разными инструментами, осваивали приемы и способы рисования – но главное ребенок не в полной мере проявлял творчество: птицы, цветы, деревья, трава были простым повторением, имели одинаковый цвет, форму, как будто мир, окружающий нас лишен неповторимого многообразия.

В поисках новых методов и технологий я обратилась к программам Неменского Б.М., Комаровой Т.С., Шестаковой А.А., Калининой Т.В. и др. Открыла для себя новые подходы в работе с детьми по изобразительной деятельности.

Прежде всего, я приступила к созданию условий, необходимых для занятий изодеятельностью. Сделала подбор разнообразных иллюстраций и репродукций художников, выполненных в разных техниках, разработала перспективное планирование занятий с детьми старшего и подготовительного возраста для знакомства с разнообразными техниками изобразительной деятельности (Приложение № 9), разработаны конспекты занятий (Приложение № 1-8).

Выделили помещение, в котором организовали изостудию, отвечающую современным требованиям: нейтральный цвет стен и изобилие света, что создает простор для детской фантазии и способствует творчеству. В изостудии ничто не должно отвлекать внимания ребенка. У стены подиум с кубами разного размера, на котором ставятся картины, репродукции, рассматриваемые в ходе занятий, полочки с необходимыми материалами.

В группах нужные для изодеятельности инструменты и материалы размещены в одном удобном и доступном для детей месте. На небольших многоярусных подставках (этажерки дети легко переносят сами) лежат краски, карандаши, фломастеры.

В группах продуманы и место для «полочек красоты» (где находятся поделки, выполненные детьми) уголок творчества (репродукции картин, книги об искусстве), и зоны отдыха, где проводиться работа по эстетическому развитию детей и расширению их представлений о многообразии окружающего мира.

Перед тем как приступить к решению задач, стоящих перед детьми старшего возраста в изобразительной деятельности, я провела в начале учебного года два контрольных задания по рисованию для выявления уровня развития детей. Работы оценивались по следующим критериям:

Способность рисовать по замыслу. Умение подчинить изобразительные материалы, средства, способы изображения, собственному замыслу, в поставленной изобразительной задаче: Выбор изобразительного материала; Умение смешивать краски на палитре для получения разных цветов и оттенков; Использование декоративных элементов в рисунке. Отсутствие изобразительных штампов. Уровень воображения, фантазии. (Приложение № 10).

Анализ работ показал, что почти все дети имели замысел и сумели воплотить его на бумаге; все они сделали самостоятельный выбор из многообразия художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, сангина, уголь, карандаши, фломастеры и т. д.), практически все дети сумели самостоятельно придумать сюжет и воплотить его в рисунках, которые не повторяли друг друга, но у 40 % прослеживались обычные штампы (домики в виде квадратов – стены, треугольники - крыши, солнце в виде круга с лучиками и т. п.). Через систему контрольных занятий можно проследить, двигается ребенок в своем творчестве или остановился, повторяет освоенное, репродуцирует сам себя, что было упущено в развитии.

Контрольные задания нужны не для отчетности, а для педагогов – как показатель уровня развития творческих способностей детей и отправная точка для выбора нужного направления в работе.

Работу начинаю с подготовки занятия, отбора материала по теме. Начиная занятие, стараюсь, прежде всего, создать у детей хорошее настроение, вызвать доброжелательное отношение и интерес к занятию.

Предлагаю свободный выбор материалов, и сразу становиться видно, кто чему отдает предпочтение, в какой технике ребенок чувствует себя увереннее, что у него еще не получается, в чём ему надо помочь. Заинтересовав детей предложенной темой, выслушав их мнение и получив согласие работать, предоставляю им возможность свободно рисовать. Выясняя детский замысел, стремясь понять, в чём надо помочь, использую прием индивидуальной беседы шепотом, с каждым ребенком.

Особое внимание уделяю анализу детских работ, который часто провожу не в конце занятия, а вначале следующего, а также обязательно практикую анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе с ним.

Раз в квартал я оформляю выставку детских работ. Открытие первой выставки проходило очень торжественно: заведующая детским садом поздравила родителей и детей с этим событием и рассказала о значении выставки. Мы объяснили родителям, что они возможно не найдут того, что ожидали: выполненных по заданию, аккуратных, «хороших» рисунков, но зато увидят, чем живет их ребенок, как он воспринимает окружающий мир. Можно без конца удивляться богатству красок и декора, интересным и оригинальным находкам, поражаться необычному, свежему видению мира, радоваться тому, как дети развиваются и утверждаются в жизни, и дети увидели, что продукты их труда значимы и интересны не только им, но и родителям, воспитателям, сотрудникам детского сада. Такие выставки стали доброй традицией, и мамы и папы могут постоянно видеть достижения своего ребенка.

Для родителей регулярно проводятся «мастер – классы» по знакомству с разнообразными нетрадиционными техниками, живописными и графическими приемами. На каждом из «мастер – классов» происходит знакомство с одной из техник, где родители совместно с детьми выполняют разнообразные работы. Хотелось бы, чтобы, участвуя в таких совместных мероприятиях родители стали настоящими помощниками в воспитании детей, а не только «оценщиками» их достижений и неудач. Важно, чтобы родители поняли: через изобразительную деятельность ребенок самовыражается как личность.

Мы с детьми участвуем во многих выставках и конкурсах, проводимых в рамках района, города, области, о чем свидетельствуют многочисленные грамоты и дипломы за участие, и призовые места. (Приложение №12)

Новые подходы и использование нетрадиционных техник изобразительного искусства раскрепощают ребенка. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляя своей непредсказуемостью.

В своей работе использую следующие нетрадиционные техники и художественные материалы: «скатывание бумаги». Способ получения: ребенок мнет в руках бумагу, скатывает шарик. После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. «оттиск смятой бумагой». Способ получения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняется и блюдце, и смятая бумага. «восковые мелки + акварель». Способ получения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остается незакрашенным;

«свеча + акварель». Способ получения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остается белым;

«монотипия предметная». Способ получения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета, после рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка.

«черно – белый граттаж». Способ получения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносят тушь с жидким мылом либо зубной порошок. В этом случае он заливается тушью без добавок, после высыхания палочкой процарапывается рисунок.

«кляксография». Способ получения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

«набрызг ». Способ получения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

«рисование солью». Способ получения: предварительно делается набросок на бумаге. Смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать, пока она вберет в себя воду, лишнюю соль ссыпать куда – нибудь. Когда все подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать стрекоз, дым, снег, птичек, медуз, бабочек.

«рисование мыльными пузырями». Способ получения: для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В баночку с гуашью выливаем шампунь. Добавляем немного воды, все хорошо размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Осталось к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

«способ выдувания». Способ получения: для этого надо приготовить трубочки, краску, лист бумаги и картинки, изображающие животных, людей, различные предметы. Трубочкой осторожно набирают краску и так же осторожно раздувают её на лист бумаги.

«тиснение». Способ получения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать, много одинаковых элементов целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами.

«тычкование». Способ получения: ребенок ставит тупой карандаш в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем края квадрата, чтобы он не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу. Прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивается карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространство листа.

Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества. Они уже не боятся, вдруг что-то не получиться – немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, бабочку, дуб – великан, морское чудовище…

На одном из занятий мы с детьми рисовали подводный мир. Нас восхищала красота морских растений. Причудливость обитателей водных глубин, таинство их жизни, похожей на волшебную сказку.

«А можно я нарисую замок подводного царя?» - спросила одна из девочек. «Конечно можно!» Подхожу к ней через некоторое время. На листе среди кипения волн – прямоугольник пятиэтажки – «хрущёвки» с правильными рядами окон. Девочка в полном недоумении смотрит на меня – возможно, только что взглянула отстраненным взглядом на своё творение. Что же делать педагогу?

Привычный ход: показать существующие в культуре образцы. Отталкиваясь от них, ребенок сможет сделать форму своего рисунка интереснее и ярче.

Но тайна рождения форм останется тайной. Ребенок учиться срисовывать - но не мыслить на языке искусства. Научиться подражать – но не воплощать своё.

Есть и другой ход – тоже весьма распространённый, это требование «выразить» что–либо на листе бумаги. Но такое упование на интуицию напоминает известное распоряжение: «Пойди туда, не зная куда, принеси то, не зная, что». (Кстати, в сказках обычно такие задания дают для того, чтобы погубить опасного героя).

Конечно, как в сказке, кто–то найдет и принесет. Но большинство заблудятся – и навсегда уверятся в собственной несостоятельности.

Но есть и третий путь. Это совместное открытие с ребенком тайн формы, способностей держать переживание, формы, способностей осуществлять собственную эмоциональную память.

Работа над созданием коллективных картин и панно вызывает у детей живой интерес: каждый хочет, чтобы его бабочка, деревце или цветок присутствовали на картине, и он мог показать их своим родителям и воспитателям. Такие коллективные работы стали для детей хорошим примером, иллюстрирующим особенности многофигурной композиции, где одни предметы расположены ближе, другие – дальше.

Удачными были работы на темы «Лес ледяного королевства», «Город башен», «Замок феи - цветов», и другие, где ребята показали себя настоящими волшебниками.

По завершению своей работы, в конце года была проведена диагностика, (Приложение № 11), и стало совершенно очевидно, что использование разнообразных техник, материалов помогает детям развивать свои творческие способности, помогает им стать яркими, творческими личностями.

С поставленными учебно–воспитательными задачами я справилась – достигла желаемого результата.

5.Результативность опыта.

Результатом моей работы является то, что использование нетрадиционных техник в обучении рисованию приводит к успешному развитию творческих способностей детей, их фантазии, воображению, раскрепощению их образного мышления.

Систематическая комплексная работа с использованием новых методик рисования нетрадиционными материалами является непременным условием развития творческих способностей детей. К концу учебного года дети способны рисовать по замыслу, умеют подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче, используют декоративные элементы в рисунке, знакомятся с разными видами и жанрами изобразительного искусства.

Данные проведенной диагностики (Приложение № 11), показывают, что повысился уровень воображения, фантазии, меньше становится изобразительных штампов. Этому способствовала систематическая работа, сотрудничество с родителями.

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

Полученные результаты соответствуют целям и задачам, поставленным в опыте.

III. Сведения об использовании в массовой практике.

  • Теоретико - практические основы опыта.
  • Условия эффективности опыта.

В основу опыта легли рекомендации Р.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Б.М. Неменского, а также концепция дошкольного воспитания.

–Типовой детский сад общеразвивающего вида с 12 часовым пребыванием, функционирует 6 групп. Приоритетное направление детского сада – художественно – эстетическое.

– Развивающая среда соответствует возрастным особенностям детей. Группы оснащены всем необходимым материалом, для занятий изобразительной деятельностью (изостудия, зимний сад - для проведения отдельных занятий, мольберты, различные художественные материалы, произведения художников, выполненных в разнообразных техниках).

Перспективы и возможности использования опыта.

Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, работающих в группах старшего дошкольного возраста, руководителями изостудий, а также родителями для развития своих детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Конспект – занятия.

Тема: «Унылая пора» (рисование по мокрому слою).

Цель: продолжать учить рисовать пейзажи согласно законам композиции (далеко, близко, деревья большие, маленькие). Использовать цвет, как средство передачи настроения, создавать путем смешивания красок новые цветовые тона.

Материал: листы бумаги, таз с водой, кисти, гуашь, акварель, салфетки, банки для воды, (музыка «Времена года» П. И. Чайковского).

Предварительная работа: рассматривание неба, деревьев на участке, чтение произведений про осень.

Ход занятия.

- звучит музыка П. И.Чайковского «Времена года», «осень».

Дети проходят и садятся на ковер-самолет.

Продолжают слушать музыку и представлять, что они видят через эту музыку.

- Дети, сейчас мы с вами еще раз под эту мелодию полетим на ковре-самолете над своим родным краем, и каждый увидит свой уголок родного края, который он хотел бы нарисовать.

А сейчас взялись за руки на счет 1 – 2 – 3, закрыли глаза, и мы полетели (так же звучит музыка). Вот мы пролетаем, видим деревья, все желтые листья осыпаются.

Летим дальше и видим горы, холмы, все красные, желтые горы в тумане, летим и обращаем внимание на небо, небо у нас серое, в кое-каких местах серо-голубое и начинает моросить дождь.

А мы летим на ковре- самолете и нас дождь не мочит, только чувствуется, что стало холодно, осень наступила.

Но вот мы возвращаемся обратно, и что мы видим и слышим, крик улетающих птиц в теплые края – там, где тепло.

И вот мы рядом с детским садом – прилетели уже.

Сейчас осторожно я посчитаю до десяти, и мы откроем глаза.

Я считаю до десяти медленным спокойным голосом.

Дети на счет десять открыли глаза.

Вот мы и совершили путешествие на ковре-самолете.

А сейчас мне кто-то расскажет, что он видел, когда летел.

(Опросить 2 – 3 детей).

Дети сейчас мы сядем за столы, и каждый нарисует свой уголок, что он видел в своем краю. Но перед тем, как мы будем рисовать, мы листы бумаги опустим в воду и будем рисовать мокрому слою.

Дети самостоятельно рисуют.

Если нужна кому помощь, воспитатель помогает.

В конце занятия дети откладывают свои работы на ковер, и каждый садится рядом со своей работой.

Мы смотрим на работы и выбираем, у кого работа самая интересная получилась.

Дети рассказывают, что они нарисовали.

Воспитатель хвалит детей за хорошую работу и прощается с детьми.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

« НАТЮРМОРТ ИЗ СТЕКЛА.»

Занятие по изодеятельности в подготовительной группе

совместно с родителями.

Цели: Закрепить представления детей о натюрморте и цвете. Совершенствовать умения детей работать с различными видами изобразительных материалов (масло, гуашь, мелки).

Предварительная работа: знакомство с натюрмортом: рассказ преподавателя изодеятельности, воспитателя; беседы; рассматривание картин, иллюстраций; посещение художественной выставки; дидактические, художественные игры; рисование натюрмортов различными, художественными средствами. гуашь четырех цветов (белая, красная, желтая, синяя);

Оборудование:

  • «Дерево живописи» с разноцветными «листочками»;
  • предметы для составления натюрморта (принесенные детьми из дома);
  • гуашь, масло, мелки;
  • кисти;
  • картон;
  • небольшие куски стекла разной формы;
  • стенд для выставки.
  • раскрасить кусок стекла в соответствии с представленным образом (ваза, свеча и пр.) масляной краской;
  • прижать кусок стекла к картону окрашенной стороной вниз (кусок стекла приклеится к картону);
  • гуашью, мелком или маслом дорисовать на незанятом пространстве картона недостающие детали натюрморта, фон.
  • полоса обоев (0,5х3м),
  • гуашь 4-х цветов в блюдцах,
  • таз с водой,
  • салфетки,
  • игрушка любая,
  • грам.запись «Вальс цветов».

Ход занятия.

Данное занятие проводится совместно с родителями в рамках Фестиваля детского сада. С одной стороны, это занятие – итоговое по теме «Натюрморт», а с другой – на нем используются сложные художественные приемы, для выполнения которых детям требуется помощь. Родители выступают в качестве помощников преподавателя изодеятельности, так как работа со стеклом и рисование масляными красками требуют помощи каждому ребенку.

В изостудии стоит дерево, на котором висят разноцветные «листочки», а в том числе несколько кусочков прозрачного стекла (стеклопластика).

Дети знают, что это – волшебное Дерево Живописи.

С помощью этого дерева дети знакомились с различными характеристиками цвета: теплые и холодные цвета, яркие и приглушенные, прозрачные и матовые и т.д.

Сегодня на этом Дереве висят «листья» (листы бумаги небольшого размера) самых разных цветов и оттенков.

Преподаватель: Ребята, мы с вами много говорили о натюрморте, рассматривали картины, иллюстрации, рисовали натюрморт акварелью, гуашью.

Сегодня я хочу предложить каждому из вас самому составить свой, неповторимый натюрморт. И в этом нам, как всегда, поможет Дерево Живописи.

Посмотрите, как много цветных листьев на нем выросло!

Назовите, какие цвета вы видите на Дереве?

- В какие группы их можно объединить?

(Теплые, холодные хроматические, матовые и т.д.).

- Выберите 5 – 6 понравившихся разноцветных листочков, подойдите к Дереву и сорвите их (если ребенок не дотягивается до приглянувшегося листика, ему помогает родитель).

- Теперь выберите из этих листочков те 3 – 4, которые красиво сочетаются между собой.

Родители вместе с ребенком рассматривают листочки, подбирают сочетания, советуются друг с другом.

Преподаватель изодеятельности обращает внимание юных художников на большой стол, где расположены различные предметы для натюрморта (овощи, фрукты, посуда игрушки, свечи, лоскуты ткани и пр.; там же лежат небольшие кусочки стекла разной формы), и предлагает составить натюрморты в соответствии с выбранной цветовой гаммой.

Преподаватель: Какие красивые натюрморты получились! Для них вы использовали почти все цвета и предметы.

Но обратите внимание – на Дереве Живописи еще остались прозрачные листочки, а на вашем столе – прозрачные стекла.

Почему, вы их не выбрали? (Варианты ответов: некрасивые, без настроения, нецветные, такие не бывают и т.д.)

Вы правы, мир вокруг нас разноцветный, нет ничего бесцветного1 Давайте внимательно посмотрим на прозрачные стекла, на что они похожи?

Преподаватель изодеятельности вместе с детьми рассматривает

1 – 2 кусочка стекла, дети высказывают свои предположения.

Например, продолговатый кусок стекла может быть похож на свечу, на вазу, шкатулку и т. д.

В процессе фантазирования дети могут отойти от темы натюрморта и предлагать, например, элементы пейзажа.

Не стоит поправлять их, дайте им возможность почувствовать себя настоящими творцами.

Преподаватель: Действительно, каждый кусочек стекла на что-то похож.

Выберите для себя один кусочек стекла, внимательно рассмотрите его. А я вас научу, как с помощью обычного прозрачного стекла создать красивый натюрморт.

Преподаватель объясняет технику работы со стеклом и маслом:

Дети совместно с родителями выполняют задание.

В конце занятия проводится мини-выставка творческих работ. В дальнейшем наиболее интересные работы украсят коридоры и рекреации детского сада.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Конспект - занятия. Тема: «Цветочная поляна».

Цель:

1. Учить рисовать цветы всей ладонью, или ребром, или кулачком, приемом примакивания.

2. Побуждать самостоятельно, рисовать травку.

3. Закреплять знания 4-х основных цветов.

4. Учить рисовать лист на стебле.

Материал:

Предварительная работа. Рассматривание цветов на участке вместе с воспитателем. Рисование колышками, палочками на участке цветов.

Ход занятия

Звучит мелодия «Вальс цветов». Дети заходят в группу и садятся на ковер.

Дети сегодня к нам на занятия пришла Весна - красна, где она руками машет, там цветы расцветают.

Сейчас она мне тоже сделает волшебные руки, и я покажу, как она рисует цветы.

Показываю детям.

Закрепляю основные цвета.

Дети, а сейчас закройте глаза, вытяните руки перед собой, и весна их тоже сделает волшебными. Они у вас будут рисовать цветы.

Дети располагаются на ковре и рисуют, кто как может цветы на бумаге.

Дети помойте руки, и мы возле нашей полянки потанцуем и весна с нами. Все танцуют под «Вальс цветов».

Дети, а сейчас весне пора уходить, ей очень понравилась ваша цветочная полянка.

И за это она вас угощает цветочным медом, который собрали пчелки с ваших цветов.

Весна прощается с детьми и уходит.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

«Зимний лес сказочный». Конспект - занятия в старшей группе.

Цель: Продолжать лепить из пластилина деревья и рисовать на нем. Изображать все на бумаге.

Освоение техники пластилинографии. Закрепление пейзаж.

Материал: пластилин, водоэмульсионка, кисти, гуашь, салфетки, бумага, картон с налепами, фонограмма «Лесные голоса», стеки, тканевые салфетки.

Ход занятия

Воспитатель: Отгадайте загадки.

Есть у людей зеленый друг,

Веселый друг, хороший,

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

Весной веселит, летом холодит

Осенью питает, зимою согревает.

Лес можно назвать и другими словами, все зависит от того, какие деревья в нем растут. Если в лесу растут ели, это ельник, лес где растут дубы – дубрава, а если сосны, значит, ты в сосновом лесу.

Березки собираются вместе в березовой роще, роща осин называется осинник, ореховая – орешник. Но обычно в лесу растут вместе самые различные деревья, тогда его называют смешанным лесом.

Его-то, мы и нарисуем.

Давайте начнем, звучит музыка, все закрывают глаза и представляют себе, что каждый из вас попал на островок зимнего сказочного леса и увидел там, такие необычные деревья, белые, большие, блестящие серебром под солнцем.

А сейчас откройте глаза и каждый, еще раз вспомнит, какие деревья вы видели в лесу.

А сейчас сели на свои места.

(Ребята удивляются, не находя привычных изобразительных материалов).

Я предлагаю попробовать рисование в технике пластилинографии, показывает приемы изображения деревьев цветным пластилином. Изображение сначала моделируется на картоне, а затем примазывается пальцами.

Стекой удаляется лишний пластилин, оформляется контур изображения, а затем покрыть водоэмульсионкой.

Звучит аудиозапись «Лесные голоса».

Дети самостоятельно рисуют свой уголок сказочного леса.

Воспитатель в процессе рисования индивидуально обсуждает с детьми композицию рисунка.

Напоминаю не только о разнообразии пород деревьев, но и об их разном возрасте.

Итог: дети посмотрите на свои работы. У меня такое ощущение, что я попала в зимний лес.

Расспрашиваю 2 – 3 детей, какие деревья они изобразили.

Поощряю детей.

Дети, а давайте из этих работ склеим их вместе, и сделаем ширму «сказочный лес» и украсим работами вестибюль.

Молодцы, хорошо поработали, в конце занятия детям дарим подарок от жителей зимнего леса (варенье).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Конспект – занятия: «Морское царство» (граттаж).

Цель: Научить передавать в рисунке не только форму, но и пластику предмета, и его характер с помощью мелких деталей.

Познакомить с рисованием в технике граттаж.

Материал: палочки для процарапывания, салфетка, бумага, покрытая в синий цвет, грам. запись «Шум моря».

Предварительная работа: Подготовка листов бумаги для граттажа, беседы о подводном мире и его жителях, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия

Звучит музыка «Шум моря». Дети заходят и садятся на берег моря.

Дети посмотрите у нас сегодня, в гости приплыла царевна лебедь.

Она хочет нам показать свое, царства подводное морское.

Посмотрите вот на эти картины, которые с собой принесла царевна лебедь.

Показываю иллюстрации подводного мира.

Дети, а сейчас царевна лебедь нас всех заколдует, и мы будем с вами рыбами, русалками и отправимся в путешествие по морскому царству. Может кто- нибудь из вас там найдет себе друга и сможет с ним даже поговорить.

Приготовились, закрыли глаза, и царевна лебедь нас превращает в русалок и дельфинов.

И вот мы отправляемся; слышим шум моря, каждый плывет туда, где ему больше всего нравится и где он встретит своих друзей.

Отправились в путешествие на 3-4 минуты.

Пора возвращаться.

Сейчас чары царевны лебеди прекратятся.

Сейчас я сосчитаю до десяти (10) и все откроют глаза на счет десять (10). Считаю 1…10.

Дети, кто из вас кем был?

А кого вы встретили в морском царстве?

Дети описывают, что они там видели (опрос 2-3 детей).

А сейчас мы для царевны лебедь сделаем подарок, нарисуем ей, что мы видели и с кем подружились.

Садимся все за рабочие места. У вас на столах бумага синего цвета и палочка.

Сейчас я вам покажу, что это палочка волшебная и ей совсем не трудно рисовать, она сама почти рисует.

Показываю детям, как палочка процарапывает на бумаге, и появляются красочные рисунки. Но, а сейчас вы сами будете рисовать.

Дети работают самостоятельно.

Дети положите свои работы на край ковра, вы очень хорошо справились. Эти работы царевна лебедь унесет с собой в морское царство. А мы с вами представим, что мы на море и поиграем в игру, «Море волнуется».

В конце занятия хвалю детей и даю в подарок от царевны лебедь конфеты- «морские камешки».

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Конспект урока-упражнения на развитие воображения (для домашнего рисования) «Кто живет в кляксе"

Заготавливаются разные по цвету, форме и величине кляксы.
Кляксы можно сделать, используя гуашь, цветные чернила или цветную тушь. Рекомендуемый формат бумаги - А-4.

Делать кляксы можно следующими способами: просто мазать, капать или, применив способ монотипии (нарисовать пятна с одной стороны листа, сложить лист пополам, разгладить рукой).
На каждого ребенка делают три заготовки. Заготовки можно делать и вместе с ребенком.
Детям раздаются черные фломастеры (на всякий случай приготовьте и цветные фломастеры, черную гуашь и тонкие кисти, все это тоже может понадобиться).

Задание: В каждой кляксе, кто-то спрятан.
Это может быть животное или насекомое, дерево или цветок, рыбка или другие морские жители. Иногда там спрятано сразу несколько деревьев, цветов, животных и т.д. Надо только нарисовать в нужном месте хвост, уши, глаза, когти, или другие подробности. Итак, каждый выбрал по одной кляксе. Прежде, чем начать, повертите свой листочек с кляксой, включите воображение. Спрятанный зверек или предмет может вам "подмигнуть" с любой стороны. А теперь важно найти, где голова, подрисовать уши и глаза, нарисовать хвостик, лапы и т.д. Во время рисования важно задавать ребенку вопросы, стимулирующие творческую деятельность, например, какой хвостик у зверька, пушистый или как веревочка, а может быть это птица с хвостом-веером. Кляксу можно сначала обвести полностью или частично, тогда зверек видней. А можно сразу подрисовывать детали черным фломастером или тонкой кистью с черной гуашью. Чаше всего получаются летящие птицы, черепахи, крокодилы, очень легко из любой кляксы сделать рыбку. В это упражнение полезно играть и дома с родителями. Игра идет лучше, когда и взрослые тоже выполняют задание. По окончании рисования можно предложить ребенку придумать название, имя для получившегося персонажа и, может быть сочинить про него историю. Название и история не обязательно должны быть реалистичными, чем больше юмора и оригинальности проявляет ребенок, тем лучше.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

Конспект – занятия: (старшая группа) Тема: «Сегодня мы волшебники».

Цель: Развивать умение узнавать того, кто прячется в цветном пятне. Позн

Наши новости:

Разместить свою публикацию