Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96222

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Сюжетный игровой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста согласно художественно – эстетической области системы ФГОС.

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, МОУ "Детский сад № 358 Тракторозаводского района г. Волгограда", г. Волгоград

Цель: Цели: развивать музыкальные творческие способностей детей средствами сюжетно – танцевальных композиций, теоретически обосновать и апробировать систему музыкальных сюжетно танцевальных композиций, способствующих развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: адачи: дать определение сущности развития творческих способностей дошкольников системе ФГОС, определить их роль в общем, становлении личности дошкольника; Познакомить с методикой проведения сюжетно – танцевальных композиций. Раскрыть особенности программы формирования музыкальных творческих способностей средствами сюжетно – танцевальных композиций как основы передового опыта.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 358 Тракторозаводского района г. Волгограда»

Методическая разработка

Сюжетный игровой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста согласно художественно – эстетической области системы ФГОС.

Составила:

воспитатель

Муханова Рамиля Рафиковна

Волгоград, 2017г

Методическая разработка

«Сюжетный игровой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста согласно художественно – эстетической области системы ФГОС».

Цели: развивать музыкальные творческие способностей детей средствами сюжетно – танцевальных композиций, теоретически обосновать и апробировать систему музыкальных сюжетно танцевальных композиций, способствующих развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: дать определение сущности развития творческих способностей дошкольников системе ФГОС, определить их роль в общем, становлении личности дошкольника; Познакомить с методикой проведения сюжетно – танцевальных композиций. Раскрыть особенности программы формирования музыкальных творческих способностей средствами сюжетно – танцевальных композиций как основы передового опыта.

В период от 3 до 7 лет дети интенсивно растут и развиваются. У них возрастает потребность в движении. И если эти движения преподносят им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавляется музыкальное сопровождение – то это благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка.

Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому свои занятия по хореографии я начинаю со слов: «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…» и т.п.

Ознакомление с хореографией в дошкольном возрасте начинается с элементарных движений – это работа стопами (карандашики – утюжки), корпусом (гордый носик, пристегивание животика на пуговку), руками (тарелочки, фонарики, пальчиковая гимнастика), ногами (выставление на пятку, на носочек, вперед, в сторону).

Через подражание – самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности они получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, сила, грация. Подражательные или имитационные сюжетно-образные движения имеют большое значение в развитии и обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам основных танцевальных движений. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности.

Знакомство с подражательными движениями начинается с раннего возраста в упрощенной форме с постепенным усложнением техники выполнения, эмоциональной передачи характера данного образа (мимикой, движениями всего тела и т.д.). Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия.

Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т.д., что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои двигательные потребности, раскрывают свои природные способности.

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и проблем, привлекающих внимание. Формирование танцевального творчества – это одна из программных задач детского сада. Обучение детей отдельным движениям и танцам является подготовкой к творчеству. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Дошкольников как можно раньше следует побуждать к выполнению творческих заданий, необходимо динамично связывать обучение и творчество, т.к. творчество – один из методов освоения предлагаемого для изучения материала.

Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Поэтому необходимо очень осторожно подходить к подбору музыкального репертуара. Музыкальное произведение должно соответствовать возрастному критерию, должно иметь свою драматургию, которая сможет активизировать фантазию, направить её, побудить к творческому использованию выразительных движений.

От изображения животных, мы переходим к имитации людей, их характеров. Показ, имитация человеческих характеров затрагивает эмоциональную и духовно-нравственную сферу ребёнка, формирует моральные качества, учит отличать прекрасное, приобщает к миру духовности и красоты.

Живой интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию. Привлекательность сюжетного танца обусловлена созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой.

Для того, чтобы произошло общение, своеобразный диалог между партнёрами, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомимических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму “рассказа” и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца.

Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей дошкольного возраста, однако, разработок танцевальных сюжетов, предлагаемых методическими сборниками – единицы. Содержание сборников представлено плясками, образными или характерными танцами, в которых не выявляется значение танцевальных движений, объединенных в бессмысленной последовательности, танцевальная лексика их ограничена, отсутствует содержание танца. Всё это ведёт к низкому уровню развития танцевальной выразительности и, конечно же, творчества у дошкольников.

Первые занятия в танцевальной студии начинаются со слушанья музыкальных произведений. Весь процесс обучения делиться на III этапа:

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления о танце, упражнения или игры. На этом этапе обучения педагог знакомит детей с музыкальным репертуаром, объясняет и демонстрирует движения, а дети пытаются воссоздать увиденное, апробировать движения подражая педагогу.

Название танца, или упражнения вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа (например, «Капельки») и активизирует работу центральной нервной системы. Показ упражнения происходит в зеркальном изображении. Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки апробирования упражнения, или движения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка. Успех начального этапа зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении движений, упражнения, танца целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Второй этап: углубленное изучение разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения движений.

Основная задача этого этапа сводиться к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движений, его последовательности, в танце или игре, усовершенствованию ритма, пластики, жестов, мимики, свободного и слитного выполнения движений танца.

Следующий этап работы – соединение отработанных движений с единим сюжетом.

Последний этап – рождение четко отработанного танца.

Таким образом, сюжет, предполагающий ритмическое движение, сплоченное с игровой ситуацией, позволит наиболее полно и продуктивно стимулировать и развивать в дошкольнике творческие способности, что позволило нам наметить пути развития творчества старших дошкольников посредством именно сюжетных композиций в музыке.

В основе музыкальной деятельности нашей студии лежит передовой опыт педагога музыканта Татьяны Иосифовны Суворовой, которая основной своей задачей ставила развитие ребенка его творческой направленности посредством ритмического танца.

Безусловно, не у каждого ребенка проявляются к этому склонности. Однако, если исходить из того, что все дети способны к музыке и движению, у всех изначально есть желание двигаться, выражать себя в пластических импровизациях, то остается одна проблема: где найти такой простой, доступный и вместе с тем привлекательный репертуар, который бы не требовал длительного разучивания, а был бы воспринят практически сразу и с радостью? Именно в таком репертуаре и скрыт секрет успеха Татьяны Иосифовны, которая уже в течение нескольких десятилетий с успехом использует веселые парные танцы, игры, ритмические композиции в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Важную роль в создании системы музыкально-ритмического воспитания дошкольников сыграли замечательные учителя – О. Д. Головчинер, А. Ю. Айзекович и др.

Опыт включает репертуар для занятий ритмикой и хореографией с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Танцы, игры и упражнения, предлагаемые автором, отличаются доступностью для исполнения, яркостью музыкального сопровождения и могут использоваться на детских праздниках, конкурсах и концертах, а также музыкальных и физкультурных занятиях с детьми.

В методической разработке представлены несложные танцы и ритмические упражнения, удобные для разучи­вания со старшими дошкольниками и младшими школьниками, которые можно вклю­чать в программу различных утренников, выступлений и просто занятий с детьми.

Сборник «Танцевальная ритмика» включает следующие разделы:

  • «Музыкально-ритмические разминки» (тренаж).

Подобные упражнения следует включать в начало занятия, так как их исполнение способствует концентрации внимания у детей, созданию бодрого, приподнятого настро­ения. Важным является также психофизический «разогрев», после которого детям уже легче осваивать те или иные танцевальные движения.

2. «Парные и круговые пляски» — это, пожалуй, незаменимый материал для прове­дения развлечений, утренников, новогодних «Елок» и т. д. предлагаемый репертуар так­ же отличается доступностью для исполнения детьми разного возраста, универсальнос­тью с точки зрения включения в любую праздничную программу.

3. «Сюжетные и характерные танцы» — репертуар для детских праздников. Эти тан­цы отличаются доступностью, легкостью освоения детьми с различной подготовкой.

Их можно оформить яркими костюмами и атрибутами. При исполнении данного ре­пертуара детьми педагог должен обратить особое внимание на выразительность мимикии движений.

4. «Наше наследие» - лучшие разработки по ритмике для дошкольников, созданные нашими учителями (О. Д. Головчинер, А. Ю. Айзекович, Н. Г. Соркиной и др.) в 60-80 гг.

Многие танцы (включенные в 1-й и 2-й выпуски), такие как «Конькобежцы» на музыку Вальдтейфеля, «Снежинки» на музыку Шуберта, «Сиртаки», «Оркестр» на музыку Смета­ны, «Полонез» на музыку Андреева, «Падеграс», полька «Анна», «Собачки», «Танец на ка­нате», «Кадриль» и др., не потеряли своей актуальности и сегодня. Они так же нравятся
детям, как и 20-30 лет назад, и пользуются большим успехом у зрителей.

Многие танцы и упражнения создавались в последние годы в процессе творческого общения с педагогами Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других городов России (полька «Буратино», «Спортивный танец» и др.). В раздел «Наше наследие» включены наиболее популярные танцы и упражнения для детей разработанные нашими учителями в 1970-80 годы (Н. Соркиной, А. Айзекович, О. Головчинер и др.). Этот репертуар успешно используется на занятиях ритми­кой и сегодня.

Все педагоги, обучавшиеся на авторских семинарах Т. Суворовой, уже отметили легкость и доступность предлагаемого репертуара, яркость музыки, возможность использовать эти тан­цы в различных формах работы с детьми: на занятиях, праздниках и развлечениях, детских им­провизированных утренниках.

Наша студия «Радуга»

Студия «Радуга Движений» работает в стенах нашего детского сада уже 3 года. Занятия проводятся во второй половине дня два раза в неделю. В ней занимаются дети старшего дошкольного возраста с разным уровнем творческого и музыкального развития. Учитывается интерес каждого ребенка, его способности, возможности, а также психологические особенности. В начале каждого учебного года мы проводим диагностику психомоторного развития ребенка. Много внимания уделяется работе с застенчивыми, робкими детьми, а также с гиперактивными и импульсивными. Систематические занятия студии помогают детям развить интерес, способности, ведь каждый из детей по – своему талантлив, каждый может передать характерный образ в движении по желании необходимо дать возможность выступить, чтобы он как можно раньше смог сбросить с себя груз «зажатости».

Вся работа танцевальной студии строиться на основе методических разработок, а также на основе программы Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей». В методические пособия вошли танцы, игры. Которые за многие годы их жизни в детском мире зарекомендовали себя как прекрасный репертуар, созданный мастерами и коллективом музыкально – ритмических движений Санкт – Петербурга, а также авторские композиции. Трудно переоценить представленный в методическом пособии материал: он направлен на успешность ребенка, благодаря доступности, простоте, выразительности, как музыки, так и соответствующей ей танцевальной композиции. К данным разработкам прилагаются аудио записи на CD дисках.

В работе с детьми мы используем следующие формы:

  • -знакомство с содержанием музыкальных произведений.
  • -Воссоздание характерного образа средствами движений.
  • -Анализ продуктов деятельности.

Первые занятия в танцевальной студии мы начинаем со слушанья музыкальных произведений.

Весь процесс обучения делиться на III этапа:

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления о танце, упражнения или игры. На этом этапе обучения педагог знакомит детей с музыкальным репертуаром, объясняет и демонстрирует движения, а дети пытаются воссоздать увиденное, апробировать движения подражая педагогу.

Название танца, или упражнения вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа (например, «Капельки») и активизирует работу центральной нервной системы. Показ упражнения происходит в зеркальном изображении. Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки апробирования упражнения, или движения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка. Успех начального этапа зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении движений, упражнения, танца целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Второй этап: углубленное изучение разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения движений.

Основная задача этого этапа сводиться к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движений, его последовательности, в танце или игре, усовершенствованию ритма, пластики, жестов, мимики, свободного и слитного выполнения движений танца.

Работая над выразительностью образных движений, используем такие приемы как: мини – этюды, сюжетные этюды, пластические этюды, этюды на основе эмоций, игровые приемы.

Пластические этюды, игровые задания в образе животных помогают лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений, жестов, мимики, пантомимики.

Этюды на основе эмоций: «грусть», «радость», «гнев», «удивление», «страх», а также, продуктивен такой игровой прием, как «живой телефон».

Следующий этап работы – соединение отработанных движений с единим сюжетом.

Последний этап – рождение четко отработанного танца.

Занятия в танцевальной студии и создание сюжетно – танцевальных композиций позволяют ребятам с большим интересом погружаться в мир фантазий, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, они учатся формировать свои мысли, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Эти занятия требуют от ребенка умственной и двигательной активности, а также решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Не у всех детей все получается сразу, это длительный процесс. А когда у ребенка наступает момент, и он может то, чего не умел раньше, то есть рождает красивый танец, это для него победа.

Выступление на сцене перед зрителями способствует реализации творческой энергии и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Слушая и слыша музыку, ее характер, интонации, смену настроения, ребенок входит в образ и передает услышанное в движении, получая от этого огромное эмоциональное наслаждение. Самый короткий путь для музыкальной стимуляции умственной и двигательной активности - это игра, фантазирование, сочинительство.

Снятие зажатости, обучение чувствованию и творческому воображению – это путь, через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать танцевальная деятельность. Движение под музыку, создание и воплощение сюжетно – танцевальных композиций связывают творческие проявления с личными переживаниями, ведь музыка обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Занятия в танцевальной студии расширяют познания окружающего мира и действительности, учат детей решать проблемы, находить новые ответы, правильно поступать в тех, или иных ситуациях и войти в окружающую нас действительность развитой и полноценной личностью с творческой «изюминкой» внутри.

Результат такой систематической и планомерной деятельности является выступления юных артистов перед воспитанниками детского сада, родителями, на развлечениях, утренниках. Периодически мы устраиваем гостевые обмены для воспитанников ближайших детских садов и городские мероприятия.

Литература.

  1. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учебное пособие. Выпуск 2. – Спб: «Музыкальная палитра», 2005. – 48с.
  2. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учебное пособие. Спб.: «Музыкальная палитра», 2004. – 44с.
  3. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учебное пособие. Выпуск 3. - Спб.: «Музыкальная палитра», 2005. – 40с.
  4. Горшкова Е.,НИИ дошкольного воспитания АПН СССР «О формировании музыкально – двигательного творчества в танце». Дошкольное воспитание №12 – М: Просвещение,1991.
  5. Бочкарёва Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. Учебно-методическое пособие – Кемерово,1998 –64с.;
  6. Фирилёва Ж..Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений – СПБ.: «Детство – пресс»,352с.
  7. Теплов Б.М. Избранные труды в 2 т. – М., 1985. - Т. I.
  8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высш. И сред. Учебных заведений. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304с.
  10. Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. М., 1999.
  11. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. – С-Пб., 2000.

4.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

5.Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд. М., 1965.

6.Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей. – Дошкольное воспитание, 1965, № 5.

7.Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 1961.

8.Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125с.

9.Художественное творчество в детском саду /Под ред. Н.А. Ветлугиной - М., Просвещение, 1974.

10. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.П. Музыкальное воспитание дошкольников.- М, Академия, 2000.

Наши новости:

Разместить свою публикацию