муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 «Снежинка»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Рисование
Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности
от 5-ти до 6-ти лет (старшая )№8
«РУССКИЙ СУВЕНИР – МАТРЁШКА»
Составила:
Восптатель, Закарая Д. Т.
г. Радужный
Задачи:
Обучающие задачи:
- Знакомить с историей рождения русской деревянной матрешки.
- Учить детей создавать гармоничную цветовую композицию.
Развивающие задачи:
- Развивать умение украшать силуэт матрешки цветами и листочками.
- Формировать и развивать творческие возможности детей.
-Развивать умение техники рисования гуашевыми красками (часто промывать и смачивать кисть, свободно двигать ею во всех направлениях).
- Продолжать развивать связную речь.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие предметов русского народного искусства.
-Воспитывать самостоятельность, любознательность.
-Воспитывать художественный вкус и интерес изобразительному искусству.
Предварительная работа: Беседа о матрёшке. Роспись платочка для матрёшки. Роспись передника для матрёшки.
Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшек, раскрашивание в раскрасках, рассматривание деревянных игрушек и их роспись.
Словарная работа: деревянная, задумчивая, озорная, полудуги, Сергиев
Посад, Полхов-Майдан, авторская работа, грунтовка.
Материал и оборудование: Презентация «История создания матрешки», силуэты
матрешек, гуашь кисти, баночки с водой, салфетки,
мольберты, картинки матрешек, музыкальное
сопровождение: русская народная музыка,
компьютер, телевизор.
Ход занятия:
Дети стоят полукругом. Воспитатель загадывает загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут в друг дружке,
А всего одна игрушка!
Что же это за подружки?
(Матрёшки)
1. Часть
Воспитатель: Правильно ребята, молодцы. Матрёшка – одна из самых любимых игрушек детей в нашей стране. Сегодня я приглашаю вас в музей деревянной игрушки, где вы познакомитесь с историей появления матрёшки. (Под тихую народную музыку дети входят в импровизированный музей и садятся на стульчики.)
Слайд 1
- Самая первая матрёшка родилась в старинном русском городе Сергиевом Посаде (Загорске)
Около ста лет назад привезли в нашу страну из Японии деревянную куклу.
Слайд 2
Это был добродушный старик, внутри которого помещалась вся его семья. Игрушка очень понравилась нашим художникам, и они решили сделать такую же для русских детей.
Только это была розовощёкая девочка с льняными волосами, в простой крестьянской одежде – в сарафане, переднике, платке с цветами.
Слайд 3
Почему назвали матрёшкой, точно не известно. Может быть, потому что имя Матрёна было наиболее распространенным на Руси. Матрёшку полюбили и взрослые и дети. Каждый радовался игрушке. Уж больно она хороша! Проста, приветлива, да ещё внутри целое семейство прячется.
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
Кукла первая толста, а внутри она пуста
Разнимается она на две половинки.
В ней живет ещё одна кукла в серединке.
Эту куколку открой – будет третья во второй.
Половинку отвинти, плотную, притёртую –
И сумеешь ты найти куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая.
А внутри пустая в ней живёт шестая.
А в шестой – седьмая. А в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех, чуть побольше чем орех
Вот поставленные в ряд сёстры-куколки стоят.
- Сколько вас? их мы спросим
И ответят куклы: «Восемь!»
- В наше время, ребята, производством матрёшек занимаются во многих городах и сёлах нашей страны: в городе Семёнове, (Слайд 4)в селе Палхов-Майдане, (Слайд 5) в городе Твери и других городах ( Слайд 6), (Слайд 7).
Для того чтобы матрёшки получились красивыми, сначала их вытачивают из дерева на станке,(Слайд 8, 9) затем грунтуют, (Слайд 10) расписывают, и после этого покрывают лаком (Слайд 11), (Слайд 12). Каждая игрушка хороша по своему: одна – весёлая, (Слайд 13)другая – задумчивая,(Слайд 14) третья – озорная (Слайд 15).
Воспитатель: Когда появилась первая матрёшка, ребята?
Дети: Первая матрёшка появилась очень давно. Сто лет назад.
Воспитатель: Правильно, молодец. Кто запомнил город, в котором родилась матрёшка?
Дети: Матрёшка родилась в Сергиевом Пасаде.
Воспитатель: Ребята, кто запомнил в каких городах и сёлах производится матрёшка?
(Ответы детей)
Воспитатель: Из какого материала делают матрёшек?
Дети: Матрёшек делают из дерева, расписывают и покрывают лаком.
Воспитатель: Дети посмотрите внимательно на матрёшек и скажите, чем же они отличаются?
Дети: У них на сарафанах разные цветы.
А цветы все разных цветов.
Воспитатель: Скажите, ребята ,если мы захотим расписать розовые цветы как получить краску?
Дети: Надо смешать красную и белую краски.
Воспитатель: Молодцы! Правильно. Если нам захочется нарисовать голубые цветы как получить голубую краску?
Дети: Надо смешать синюю краску и белую.
Воспитатель: Правильно ребята, молодцы. Скоро в нашем детском саду будет проходить ярмарка. И сегодня я начала расписывать матрёшек, но думаю что не успею закончить работу. Вы хотите мне помочь и пойти на ярмарку?
(Ответы детей)
Воспитатель: Дети сегодня вы будете настоящими художниками и украсите наряд для матрёшки. Матрёшку можно украсить любой росписью, можно даже придумать авторскую матрёшку. С помощью кисти нужно нанести на наряд матрёшки различные цветы. Как нарисовать цветок, Кристина?
Кристина: Цветок надо рисовать полудугами. Кончиком кисти.
Воспитатель: Правильно ,Кристина, молодец. Саша, что сначала надо нарисовать у цветка?
Саша: Сначала рисуем середину, а потом лепестки.
Воспитатель: Арина покажи, пожалуйста, как нарисовать середину.
(Показ ребёнка).
Воспитатель: Молодец Арина. Кто нарисует лепесток?
(Показ ребёнка).
Каким способом мы будем рисовать листочки Гоша?
Гоша: Способом примакивания.
Воспитатель: Кристина Вальдман покажи, как ты будешь рисовать листики.
(Показ ребёнка)
Воспитатель: Молодец Кристина. Чем ещё можно дополнить рисунок Вероника?
Вероника: Прямыми и волнистыми линиями.
Воспитатель: Правильно. Молодец Вероника. Ну а сейчас давайте, и мы немного побудем матрёшками.
ФИЗМИНУТКА. « Танец Матрёшек».
2.Часть
Воспитатель: А теперь, ребята, я приглашаю Вас в нашу художественную мастерскую. (Дети садятся за столы).
Воспитатель: Давайте подготовим к работе наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Паучок».
Паучок ползет по ветке,(перебирают пальчиками по рукам)
А за ним ползут все детки.
С неба дождик вдруг полил – (руки вверх)
Паучка на землю смыл. (руки вниз)
Солнце стало припекать,(круговые движения руками)
Паучок ползет опять. (перебирают пальчиками по рукам до головы)
А за ним ползут все детки,
Чтобы поиграть на ветке.
Воспитатель: А теперь, ребята, приступаем к работе.
Если работа вызывает затруднения, ребёнок может воспользоваться представленными образцами. В процессе рисования педагог осуществляет необходимую помощь.
После того как дети распишут силуэты матрёшек, воспитатель расспрашивает при росписи матрешек использовали какой-либо вид росписи или создавали авторскую матрешку. Воспитатель спрашивает детей о том, кому какая матрёшка понравилась и почему. Предлагает детям показать своих матрёшек большой матрёшке:
Весь товар у вас на славу,
Потрудились вы не зря.
Вот конфетки получите,
И спасибо вам друзья!
Воспитатель: Ребята, я присоединяюсь к Матрёшке и хочу поблагодарить вас за проделанную работу. У всех вас матрёшки яркие, красивые, праздничные, задорные. А наше занятие закончено. (Можно включить народную музыку, дети могут потанцевать.)