МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 24 Г. ТОМСКА
Образовательная программа
художественно-эстетической направленности
«Радуга»
(возраст детей 3-7 лет)
Срок реализации программы: 3 учебных года
Составитель:
Аёшина Ирина Николаевна
воспитатель
г. Томск - 2014 г.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………..3
Тематический план……………………………………………………5
Методическое обеспечение программы……………………………..11
Материалы для организации творческой деятельности…………....11
Список литературы…………………………………………………...12
Пояснительная записка
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №24 г. Томска работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, разработанной в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями и являющейся инновационным общеобразовательным программным документом.
Анализируя образовательную область «художественно-эстетического развития» можно сказать, что программа направлена на ознакомление и формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства [1, с.169-174].
Данная модифицированная программа имеет практическое направление. Ребёнок имеет возможность реализовать свои потребности в творческой деятельности, т.е. создание персональных работ. В рамках данной программы в работе с детьми используются нетрадиционные техники рисования, что открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения, а также практических навыков.
Цель программы - развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
- овладение элементарными практическими навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоение информации о разнообразных материалах, используемых для творческой деятельности;
- формирование творческой активности, художественного вкуса;
- развитие мелкой моторики;
- формирование чувства цвета;
В 3 – 4 года во время организованной деятельности закрепляются основные сенсорные представления (цвет краски; кисть мягкая или жесткая, тонкая или толстая и т. п.); развиваются воображение и умение ставить перед собой задачу « Какой кистью мы будем рисовать фон? Толстой или тонкой?».
Возрастные и психологические особенности старших дошкольников позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, в лепке, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования. В старшем дошкольном возрасте усложняется содержание деятельности: ребёнок отражает многообразный опыт общения с окружающим миром, проявляет активность в освоении выразительных средств.
Формы подведения итогов:
- участие в мероприятиях: выставках, смотрах;
- участие в творческих конкурах.
Программа рассчитана на обучение всех желающих без предварительного отбора детей от 3-х до 7-ми лет.
Срок реализации программы 3 года.
Возраст детей, объем учебной нагрузки и режим занятий:
3-4 года: всего 72 занятий, в месяц 8 занятия, в неделю 2 занятия по 15 мин;
4-5 лет: всего 72 занятия, в месяц 8 занятий, в неделю 2 занятия по 20 мин;
5-7 лет: всего 72 занятия, в месяц 8 занятий, в неделю 2 занятия по 30 мин;
Численность детей в группе - не более 10.
- Моя любимая сказка
- «Царевна-лягушка»
| ||
1. «Осень на опушке краски разводила» 2. «Ветка рябины» 3. «Пейзаж у озера» 4. «Волшебный карандашик» 5. «Рисуем по шаблону» 6. «Осенняя шапочка» 7. «Разноцветные матрёшки» 8. «Путешествие в страну разноцветного дождя» | ||
1. «Солнце в тучах» (техника - налеп пластилина) 2. «Осенние салфетки для мамочек» (узор на круге) 3. «Осенние картины из листьев и лепестков» 4. «Лоскутное одеяло» 5. «Рисунки из отпечатков ладошек» 6. «Цветок на ладошке» 7. «Дымковские птицы» 8. «Колючая сказка» | 1 1 1 1 1 1 1 | |
1. «Дома для матрёшек» 2. «Снеговик» 3. «Снежинка» 4. «Зимний пейзаж» 5. «Теремок» 6. «Моя зимняя шапочка» 7. «Рисование ёлочки» (через трафарет) 8. «Ёлочный шар» | ||
1. «Филимоновская лошадь» 2. «Встреча лисы и колобка» 3. «Дорожки для игрушек - зверушек» 4. «Бабочки» 5. «Уточка на пруду» 6. «Звёздное небо» 7. «Зимний пейзаж» 8. «Вот зима, кругом бело» | ||
1. «Расчистим дорогу» 2. «Чашка в точках» 3. «Руковички» 4. «Зима» 5. «Сова» 6. «Салют» 7. «Разноцветные пятна» 8. «Валенки» | ||
1. «Колобок» 2. «Веточка мимозы» 3. «Туфелька для мамы» 4. «Новое платье для Катеньки» 5. «Парусник в открытом море» 6. Украсим тарелочку для мишутки» 7. «Лягушка-квакушка» 8. «Рисунки из отпечатков ладошек. Осьминожки» | ||
1. «Цыплёнок» 2. «Самолёт» 3. «Ракета» 4. «Волшебный листочек» 5. «Рисуем по сырому листу» 6. Шаблонография 7. «Колокольчик» 8. «Одуванчик» | ||
1. «На лугу - лужочке выросли цветочки…» 2. «Чудесный лес» 3. «Монотипия» 4. «Бабочки на лугу» 5. «Сирень» 6. «Рисование ладошками» 7. «Бусы» 8. «Скоро лето» |
Тематический план по организации творческой деятельности
месяц | тема | количество часов |
1. «Осень на опушке краски разводила» 2. «Ветка рябины» 3. «Пейзаж у озера» 4. «Осенние салфетки для мамочек» 5. «Радостная осень» 6. «Овощи созрели: пора собирать и на стол подавать» 7. «Осенние деревья» 8. «Зонтик щёлкнул и открылся, я от дождика под ним укрылся» | 1 1 | |
1. «Перчатки» 2. «В лесу. Гриб» 3. «Цветик-разноцветик» 4. «Зайчик в осеннем лесу» 5. «Цветок на ладошке» 6. оригами «Кот» 7. «Цыплёнок» 8. «Осенний букет» | 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
1.«Осенние салфетки для мамочек» 2. «Осенний букет» 3. «Осенние картины из листьев и лепестков» 4. оригами «Крокодил» 5. «Рисунки из отпечатков ладошек» 6. «Осенние деревья» 7. «Дымковские птицы» 8. «Колючая сказка» | 1 1 1 1 1 1 | |
1. «Белая звёздочка с неба упала, мне на ладошку легла – и пропала» 2. работа выполняется горохом «Ёлочка» 3. «Зимний пейзаж» 4. «Снежная баба» (оттиск скомканной бумагой) 5. Граттаж «Зимушка-зима» 6. Объёмная открытка «Ёлку к празднику нарядим» | 2 1 1 2 1 | |
1. «Филимоновская лошадь» 2. «Роспись по тёмному фону» 3. Фотокопия – рисование свечой. «Морозный узор» 4. Монотипия «Город» 5. «Котёнок» 6. бумагапластика «Балерина» 7. «Подводный мир» 8. «Морская звезда» | 1 1 1 1 1 | |
1. «Домик для куклы» 2. «Кукле чашку подарю» 3. «Моя зимняя шапочка» 4. «Зима» 5. «Сова» 6. «Салют» 7. «Черепаха» 8. «Роспись доски» | ||
1. «Золотая рыбка» 2. «Веточка мимозы» 3. «Подарок для мамы» 4. «Барашек» 5. Монотипия «Лес» 6. Граттаж «Букет» 7. «Кот на крыше» | ||
1. Рисование по сырому. 2. монотипия «Океан» 3. Роспись яйца 4. «Деревья весной» 5. Декоративное рисование. «Кувшин» 6. «Подснежники» 7. Монотипия «Болото» 8. «Каргопольские птички» | ||
1. «Божья коровка» 2. «Мышонок» 3. «Зелёная весна» 4. «Как красив наш одуванчик» 5. «Яблоневый цвет» 6. «Насекомые» 7. «Скоро лето» 8. «Цветущий луг» |
месяц | ||
сентябрь | 1. «Осень на опушке краски разводила» 2. «Ветка рябины» 3. монотипия «Пейзаж у озера» 4. «Осенняя берёза» 5. декоративное рисование «Полотенце» 6. Натюрморт «Дары осени» 7. «Осенний калейдоскоп» | |
октябрь | 1 | |
ноябрь | 2 1 1 1 | |
декабрь | 8. «Новогодняя маска» | 1 1 1 1 1 1 |
январь | 1. роспись «Матрёшка» 2. «Качусь с горы!» 3. Птицы леса. Сова. 4. «Снежная королева» 5. Пингвины 6. «Мышонок» 7. «Поросёнок» 8. бумагапластика «Шкатулка расписная» | |
февраль | 1. «Хитрый лисёнок» 2. «Щенок» 3. «Белочка» 4. рисуем цветным клейстером «Морской пейзаж» 5. «На улицах нашего города» 6. «Сказочный дворец» 7. «Зимний лес» 8. оригами «Цветы» | 1 1 1 1 |
март | ||
апрель | ||
май | 1 1 |
Методическое обеспечение программы.
Содержание технологий, методов и приёмов
Для воспитания и развития навыков творческой работы, учащихся программой предусмотрены следующие основные методы:
– объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации);
– частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
– творческие (творческие задания, эскизы, проекты);
– методы, повышающие эмоциональную активность детей.
Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнять и углублять свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ изобразительной деятельности и применить его.
Материалы для реализации программы:
- Место для занятий творчеством;
- Красители: гуашь, акварельные краски, тушь, пищевые красители;
- Кисти №2, №4
- Клей – карандаш
- Ножницы, различные фигурные дыроколы;
- Разные виды бумаги, салфетки, ватные палочки;
- Различный природный материал: листья, овощи, шишки, крупы;
- Пластилин
- Цветные и простые карандаши, восковые мелки, восковые свечи;
Серия наглядных пособий «Искусство детям»:
- Л.В. Орлова «Хохломская роспись»;
- Ю.Г. Дорожин «Жостовский букет»;
- Ю.Г. Дорожин «Мезенская роспись»;
- Г.А. Величкина, Т.Я. Шпикалова «Дымковская игрушка»;
- Ю.Г. Дорожин «Филимоновские свистульки»;
- Ю.Г. Дорожин «Городецкая роспись»;
- Ю.Г. Дорожин «Каргопольская игрушка»;
- А. И. Бартковский «Небесная Гжель».
Список используемой литературы:
- Программа От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 2-е изд., испр. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014. - 336с.
- Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников»: метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2006. – 192с.
- Доронова Т.Н. «Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности». Учебно –методическое пособие для воспитателей. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005. – 96с.
- Довыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 69с.
- Довыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 72с.
- Жукова О.Г. «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности» М.: Айрис-пресс, 2008. – 96с. + вкл. 8с. (Дошкольное воспитание и развитие).
- Климова Е.П. «Художественно – эстетическое развитие дошкольников». – Волгоград: Учитель, 2007. – 77с.
- Грошенкова В.А., Т.С. Шилова Т.С. «интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности». Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012. –64с.
- Варкки Н.А., Калинина Р.Р. «Программа творческо-эстетического развития ребёнка». – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 168с.
- Ковалицкая Л.М. «Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ» пособие для педагогов ИЗО. – М.: АРКТИ, 2008. – 24с.: цв. вклейка (4с.)
- Кайдошко Н.Н., Малышева И.А., Ратникова О.И. «Занятия по рисованию и художественному труду для дошкольников». – М.: ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2008. – 72с.
- Козлина А.В. «Уроки ручного труда». – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 64с.
- Колдина Д.Н. «лепка»
- Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4 – 5 лет. Конспекты занятий». – М.: Мозаика – Синтез, 2012. – 86с.
- Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 5 – 6 лет. Конспекты занятий». – М.: Мозаика – Синтез, 2012. – 88с.
- Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 6 – 7 лет. Конспекты занятий». – М.: Мозаика – Синтез, 2012. – 112с.
- Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду средняя группа». – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010. – 144с.
- Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду старшая группа». – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2011. – 144с.
- Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду подготовительная группа». – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2011. – 144с.
- Павлова О.В. «Изобразительная деятельность и художественный труд в детском саду. Средняя группа». – Волгоград: Учитель, 2013. –158с.