Пояснительная записка.
Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете – ребёнок, мечтает видеть его талантливым, умным, удачливым, а самое главное – счастливым! Разработанная программа дополнительного образования «Мастерилка» на базе МАДОУ №24, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Направленность программы кружка «Мастерилка» по содержанию является художественно-эстетической, что в процессе занятий даёт возможность детям самореализоваться, раскрыть себя и свой творческий потенциал. Занятия художественным творчеством и ручным трудом имеют огромное значение в становлении личности обучающегося.
Программа является модифицированной, составленная на основе следующих пособий: Г.И Давыдова «Детский дизайн. Поделки из бросового материала»; Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду»; Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду».
Программа кружка «Мастерилка» рассчитана на детей с 4 до 7 лет.
Занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня по подгруппам: средняя и старшая группы. Продолжительность одного НОД - 30 минут. Предполагаемое количество учащихся - 10 человек.
Планирование работы составлено на 2 учебных года. Общее количество занятий в год - 96 часов; в месяц – 8 занятий; в неделю – 2 занятия по 30 минут.
Актуальность программы.
Одним из основных принципов, заложенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Он обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном дошкольном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формировать разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в настоящее время огромное значение в становлении личности ребёнка является художественное творчество. Также актуальность обуславливается вопросами раннего эстетического, духовно-нравственного и интеллектуального развития, которые находят своё решение в настоящей дополнительной образовательной программе. Дополнительная образовательная программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает обучающихся способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, и с окружающим миром.
Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструктивного мышления детей. Работа в кружке распланирована так, чтобы она не дублировала программный материал по изо деятельности и конструированию, а занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой (цветной, мелованной, гофрированной) и картоном (белым, цветным, гофрированным, рисунчатым), природным материалом, фольгой, ракушками, макаронами, нитками, ватой, скорлупой, бисером, бусами и многое другое.
Степень новизны программы.
Степень новизны программы состоит в том, чтобы детям предоставить возможность «пробы сил» в различных видах художественной деятельности. Это будет содействовать воспитанию у обучающихся оригинального творческого мышления, развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценки.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы разбудить в каждом обучающемся стремление к художественному самовыражению и творчеству, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения.
Непременным условием при организации занятий является учёт возрастных особенностей. Учитывая возрастные особенности обучающихся и логику их мышления, обучение строится по принципу от простого к сложному. Формируется стойкая мотивация к избранному виду деятельности, развивается творческая инициатива, пробуждаются положительные эмоции. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: детям постарше будет интересна сложная работа или конструкция; детям помладше предлагается более упрощенный вариант. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь ребёнка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и созидать.
Цель программы: расширение знаний и приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие личности обучающегося, способного к творческому самовыражению.
Задачи программы:
Образовательные:
● закрепить и расширить навыки, полученные ранее, способствовать их систематизации; обучать приёмам работы с инструментами;
● обучить детей различным видам техники и приёмам при изготовлении композиций; изучать свойства различных материалов;
● способствовать овладению детьми приёмам работы с различными материалами; обучение приёмам самостоятельной разработки поделок;
● формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью конструирования из бумаги;
● способствовать формированию у обучающихся изобразительных,
художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Развивающие:
● развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству;
● развивать художественный вкус, фантазию и пространственное воображение;
● развивать творческие способности, коммуникативные навыки, индивидуальность ребенка;
● развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Воспитательные:
● воспитывать интерес к разнообразному виду искусства, любовь к природе;
● воспитывать аккуратность в работе и целеустремленность;
● способствовать формированию духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных, этических и эстетических норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребёнка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись одному навыку ребёнок, может применить этот навык для выполнения другого, более усложнённого).
Возраст детей, объем учебной нагрузки, режим занятий: программа кружка «Мастерилка» рассчитана на детей с 4 до 7 лет.
Занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня по подгруппам: средняя и старшая группы. Продолжительность одного НОД - 30 минут. Предполагаемое количество учащихся - 10 человек.
Планирование работы составлено на 2 учебных года. Общее количество занятий в год - 96 часов; в месяц – 8 занятий; в неделю – 2 занятия по 30 минут.
Методическое обеспечение программы проводится в течение двух лет перед поступлением ребенка в школу: в средней и старшей группах.
Предполагаемый результат:
1. овладение детьми нетрадиционной техникой создания конструктивно- художественных работ;
2. умение творчески преобразовывать, трансформировать и видоизменять предметы;
3. умение работать с разными материалами;
4. участие во всех выставках детского сада, а также в районных и городских выставках.
Учебно-тематическое планирование.
1-й год обучения.
СЕНТЯБРЬ: работа с листьями
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Коллаж из осенних листьев | 2 |
2 | Панно из листьев | 2 |
3 | Осенний дождик | 1 |
4 | Карусель | 1 |
ОКТЯБРЬ: работа с природным материалом (ветки, листья, шишки и т.д.)
1 | Цветок из чешуек шишек | 2 |
2 | Аппликация из листьев «Лев» | 1 |
3 | Аппликация из листьев «Осенний пейзаж» | 2 |
4 | Поделка из веток «Волшебное дерево» | 2 |
5 | Поделка «Котик» из веток, с использованием ниток | 1 |
НОЯБРЬ: использование ваты, ватных дисков, ватных палочек
1 | Аппликация из ваты «Кот» | 1 |
2 | Аппликация из ваты «Заяц» | 1 |
3 | Аппликация из ватных дисков «Заяц» | 1 |
4 | Поделка из ватных палочек «Овечка» | 1 |
5 | Аппликация из ватных дисков «Сова» | 1 |
6 | Аппликация из ваты и ватных дисков «Овечка» | 1 |
7 | Поделка «Цветы для мамы» | 2 |
ДЕКАБРЬ: поделки из бумаги «Новый год»
1 | Техника плетения «Груша» (игрушка на елку) | 1 |
2 | Открытка к Новому году. | 1 |
3 | Объемная открытка «Елка» | 1 |
4 | Ёлочное украшение из фетра | 1 |
5 | «Снеговик» техника скатывания из салфеток | 1 |
6 | «Снегирь» поделка | 1 |
7 | «Елочка» аппликация с использованием ниток | 1 |
8 | «Снежинка» объемная аппликация | 1 |
ЯНВАРЬ: поделки из круп, макарон, акварели
1 | Зимний январский пейзаж | 2 |
2 | «Еж» с использованием гречки и риса | 1 |
3 | «Гриб» и использованием круп | 1 |
4 | Снежинка | 1 |
5 | Зайчик из манной крупы | 1 |
ФЕВРАЛЬ: из бумаги, бобовых, цветной соли
1 | Осьминог из фасоли | 1 |
2 | Аппликация из цветной соли, картинка по выбору | 1 |
3 | Карандашница | 2 |
6 | Автомобиль (аппликация) | 2 |
7 | Картина-пейзаж из бобовых | 2 |
МАРТ: объемные аппликации
1 | Весенние открытки с сюрпризом | 1 |
2 | «Цветочек на ладошке» | 1 |
3 | Тюльпаны | 1 |
4 | «Весенние гиацинты» маме на праздник | 1 |
5 | «Букет в вазе» | 2 |
6 | «Радужное море» | 2 |
АПРЕЛЬ: разные техники, роспись
1 | Писанки (расписывание яиц) | 2 |
2 | Игрушка из скорлупы яиц «Разноцветные стайки» | 1 |
3 | Цветы из бересты | 1 |
4 | Картина из бересты | 1 |
5 | Кораблик из скорлупы яиц | 1 |
6 | Моделирование из спичечных коробков: «Сова» | 1 |
7 | Моделирование из спичечных коробков «Лягушка» | 1 |
МАЙ: техника «Квиллинг»
1 | Знакомство с бумагокручением | 1 |
2 | Простейшее скручивание из бумаги | 1 |
3 | Учимся придавать форму бумаге | 1 |
4 | Цветы из лепестков | 1 |
5 | Цветы махровые | 2 |
6 | Листья | 1 |
7 | Составление композиции | 1 |
ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ: смешанные техники
- закрепление материала и разных приёмов;
- работа на выбор детей;
- коллективная работа: «Летние фантазии»;
- оформление кабинета по ручному труду;
- подготовка и оформление работ для уголка и выставок;
- подготовка работ для участия в конкурсах.
2-й год обучения.
СЕНТЯБРЬ: работа с листьями
1 | Коллаж из осенних листьев | 1 |
2 | Аппликация «Красавица осень» | 1 |
3 | Корзина с фруктами | 2 |
4 | Корзина с грибами | 1 |
5 | Украшение одноразовых тарелок сухими листьями | 2 |
6 | Павлин из осенних листьев | 1 |
ОКТЯБРЬ: из природного материала
1 | «Сова» из шишек с пластилином | 1 |
2 | Украшение одноразовой тарелки природным материалом | 1 |
3 | «Ёжик» из шишек | 1 |
4 | «Цыплёнок» из крупы | 1 |
5 | Поделка из ракушек | 2 |
6 | Панно из декоративных камушек | 2 |
НОЯБРЬ: с тканью и ленточками
1 | Бантики из ленточек | 1 |
2 | Сова из фетра | 1 |
3 | Аппликация из кусочков ткани | 2 |
4 | Конструирование из ткани | 1 |
5 | Ёлочка из ниток | 1 |
6 | Снежинка из ниток | 1 |
7 | Зайчик из фетра | 1 |
ДЕКАБРЬ: из бумаги
1 | Складывание салфетки с одноразовыми столовыми приборами | 1 |
2 | Конструирование из бумаги | 1 |
3 | Открытка к празднику | 1 |
4 | «Конверт Деду Морозу» | 1 |
5 | Ёлочное украшение из зёрен кофе | 2 |
6 | Ёлочное украшение из гофрированного картона | 2 |
ЯНВАРЬ: оригами
1 | Лебедь | 1 |
2 | Кот | 1 |
3 | Щенок | 1 |
4 | Самолёт | 1 |
5 | Лодочка | 1 |
6 | Открытка-оригами | 2 |
7 | Звезда | 1 |
ФЕВРАЛЬ: бросовый материал
1 | Рамка для фото | 2 |
2 | Рамка для картины | 1 |
3 | Рамка для портрета | 1 |
4 | Карандашница | 3 |
5 | Закладка для бумаги | 1 |
МАРТ: объемные аппликации
1 | Весенние открытки с сюрпризом | 1 |
2 | Открытка для мамы «8 марта» | 1 |
3 | «Солнечный одуванчик» (аппликация с крупой и бобовыми) | 1 |
4 | «Деревенский пруд» | 1 |
5 | «Цветы в вазе» | 2 |
6 | Весенние гиацинты | 2 |
АПРЕЛЬ: смешанные техники
1 | Писанки (расписывание яиц) | 2 |
2 | Пасхальное яйцо | 1 |
3 | Кораблик из бересты и скорлупы грецкого ореха | 1 |
4 | Моделирование из спичечных коробков «Сова» | 2 |
5 | Рисование нетрадиционными техниками | 2 |
МАЙ: Квиллинг. Скрапбукинг
1 | Открытка с элементами техники квиллинг | 2 |
2 | Открытка с элементами техники скрапбукинга | 3 |
3 | Цветы махровые по технике скрапбукинга | 1 |
8 | Бабочка | 2 |
ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ: смешанные техники
- закрепление материала и разных приёмов;
- работа на выбор детей;
- коллективная работа: «Летние фантазии»;
- оформление кабинета по ручному труду;
- подготовка и оформление работ для уголка и выставок;
- подготовка работ для участия в конкурсах.
Содержание технологий, методов и приёмов.
Структура занятия проведения происходит следующим образом:
1. Введение в художественно-творческое пространство.
2. Постановка задачи и формулирование темы.
3. Познавательная страничка.
4. Объяснение и показ.
5.Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь (при необходимости) взрослого каждому ребенку.
6. Обсуждение с каждым ребенком его работы в режиме диалога.
7. Похвала и благодарность каждому за совместную творческую деятельность
Методы и приёмы.
Наглядные методы и приёмы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления. Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие ребёнка окружающих предметов, с помощью которого воспитатель может направить ребёнка на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.
В обучении детей используются наблюдение разного вида:
1) распознающего характера (формируется представление: форма, цвет, величина и т.д.);
2) репродуктивного характера (по отдельным признакам дети устанавливают состояние объекта, по части - картина всего явления.
Метод демонстрации включает различные приёмы:
- рассматривание иллюстрации;
- показ предметов;
-показ образца (образцом может служить рисунок, аппликация, фото-распечатка или готовая поделка);
- показ способа действий;
-показ выполненной работы.
Словесные методы и приёмы (беседа, рассказ). Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривание предметов, картин.
Практические методы: во время их применения используются следующие приёмы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков. Практические методы используются только наряду с наглядным и словесным методами. Основной практический элемент-изготовление изделия.
Уровень деятельности детей:
- объяснительно–иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – дети воспроизводят – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми разных приемов работы в технике ручного труда.
Методическое обеспечение программы.
В работе с детьми используются наиболее эффективные методы и приемы: (создание заинтересованности, использование художественного слова и музыкального сопровождения, напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами, рассматривание схем последовательности работы, показ с объяснением, активизация речи детей, динамическая пауза, практическая деятельность детей, уточняющие вопросы, помощь со стороны взрослого и детей тем, кто затрудняется, анализ и самооценка деятельности детей).
Детям представляется возможность работать с различными материалами: природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора деревьев, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, листья, камушки, гречневая, перловая, манная, рисовая крупа, пшено, семена овощей, бобовых, садовых цветов); бросовый материал (коробочки, баночки разных размеров, разные катушки): бумага (различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага, салфетки, картон, фольга); ткань, проволока, вата, поролон, пенопласт и др.
Инструменты для занятий: ножницы (фигурные и простые), карандаши, краски, клей, фигурные дыроколы, трафареты и т.д.
Занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия составляет 30 минут.
Форма проведения: групповые.
Формы подведения итогов: участие в конкурсах, мероприятиях, выставках.
Список литературы:
- Аланина А.М. Ножницы-художницы. – М.: Стрекоза, 2010.
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Методическое пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. М. 2009
- Немешаева Е.А. Зёрнышко к зёрнышку. - М.: Айрис-пресс, 2011.
- Немешаева Е.А. Бумажный зоопарк. - М.: Айрис-пресс, 2011.
- Немешаева Е.А. Гофрированный картон.- М.: Айрис-пресс, 2011.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Пантелеева Л.В. Детское рукоделие: художественный и ручной труд в детском саду. – М.: Просвещение, 2012.
- Секреты бумажного листа.- М.: Мозаика-Синтез, 2011.
10) Сержантова Т.Б. Оригами.- М.: Синтез, 2010.