Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96408

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Образовательная программа художественно - эстетической направленности "Мастерилка"

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, МАДОУ №24, г. Томск

Цель: Цель программы: расширение знаний и приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие личности обучающегося, способного к творческому самовыражению.

Задачи: Задачи программы: Образовательные: ● закрепить и расширить навыки, полученные ранее, способствовать их систематизации; обучать приёмам работы с инструментами; ● обучить детей различным видам техники и приёмам при изготовлении композиций; изучать свойства различных материалов; ● способствовать овладению детьми приёмам работы с различными материалами; обучение приёмам самостоятельной разработки поделок; ● формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью конструирования из бумаги; ● способствовать формированию у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Развивающие: ● развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству; ● развивать художественный вкус, фантазию и пространственное воображение; ● развивать творческие способности, коммуникативные навыки, индивидуальность ребенка; ● развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей. Воспитательные: ● воспитывать интерес к разнообразному виду искусства, любовь к природе; ● воспитывать аккуратность в работе и целеустремленность; ● способствовать формированию духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных, этических и эстетических норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом.

Пояснительная записка.

Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете – ребёнок, мечтает видеть его талантливым, умным, удачливым, а самое главное – счастливым! Разработанная программа дополнительного образования «Мастерилка» на базе МАДОУ №24, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Направленность программы кружка «Мастерилка» по содержанию является художественно-эстетической, что в процессе занятий даёт возможность детям самореализоваться, раскрыть себя и свой творческий потенциал. Занятия художественным творчеством и ручным трудом имеют огромное значение в становлении личности обучающегося.

Программа является модифицированной, составленная на основе следующих пособий: Г.И Давыдова «Детский дизайн. Поделки из бросового материала»; Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду»; Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду».

Программа кружка «Мастерилка» рассчитана на детей с 4 до 7 лет.

Занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня по подгруппам: средняя и старшая группы. Продолжительность одного НОД - 30 минут. Предполагаемое количество учащихся - 10 человек.

Планирование работы составлено на 2 учебных года. Общее количество занятий в год - 96 часов; в месяц – 8 занятий; в неделю – 2 занятия по 30 минут.

Актуальность программы.

Одним из основных принципов, заложенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Он обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном дошкольном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формировать разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в настоящее время огромное значение в становлении личности ребёнка является художественное творчество. Также актуальность обуславливается вопросами раннего эстетического, духовно-нравственного и интеллектуального развития, которые находят своё решение в настоящей дополнительной образовательной программе. Дополнительная образовательная программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает обучающихся способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, и с окружающим миром.

Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструктивного мышления детей. Работа в кружке распланирована так, чтобы она не дублировала программный материал по изо деятельности и конструированию, а занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой (цветной, мелованной, гофрированной) и картоном (белым, цветным, гофрированным, рисунчатым), природным материалом, фольгой, ракушками, макаронами, нитками, ватой, скорлупой, бисером, бусами и многое другое.

Степень новизны программы.

Степень новизны программы состоит в том, чтобы детям предоставить возможность «пробы сил» в различных видах художественной деятельности. Это будет содействовать воспитанию у обучающихся оригинального творческого мышления, развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценки.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы разбудить в каждом обучающемся стремление к художественному самовыражению и творчеству, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения.

Непременным условием при организации занятий является учёт возрастных особенностей. Учитывая возрастные особенности обучающихся и логику их мышления, обучение строится по принципу от простого к сложному. Формируется стойкая мотивация к избранному виду деятельности, развивается творческая инициатива, пробуждаются положительные эмоции. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: детям постарше будет интересна сложная работа или конструкция; детям помладше предлагается более упрощенный вариант. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь ребёнка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и созидать.

Цель программы: расширение знаний и приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие личности обучающегося, способного к творческому самовыражению.

Задачи программы:

Образовательные:

● закрепить и расширить навыки, полученные ранее, способствовать их систематизации; обучать приёмам работы с инструментами;

● обучить детей различным видам техники и приёмам при изготовлении композиций; изучать свойства различных материалов;

● способствовать овладению детьми приёмам работы с различными материалами; обучение приёмам самостоятельной разработки поделок;

● формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью конструирования из бумаги;

● способствовать формированию у обучающихся изобразительных,

художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Развивающие:

● развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству;

● развивать художественный вкус, фантазию и пространственное воображение;

● развивать творческие способности, коммуникативные навыки, индивидуальность ребенка;

● развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Воспитательные:

● воспитывать интерес к разнообразному виду искусства, любовь к природе;

● воспитывать аккуратность в работе и целеустремленность;

● способствовать формированию духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных, этических и эстетических норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребёнка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

- «от простого к сложному» (научившись одному навыку ребёнок, может применить этот навык для выполнения другого, более усложнённого).

Возраст детей, объем учебной нагрузки, режим занятий: программа кружка «Мастерилка» рассчитана на детей с 4 до 7 лет.

Занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня по подгруппам: средняя и старшая группы. Продолжительность одного НОД - 30 минут. Предполагаемое количество учащихся - 10 человек.

Планирование работы составлено на 2 учебных года. Общее количество занятий в год - 96 часов; в месяц – 8 занятий; в неделю – 2 занятия по 30 минут.

Методическое обеспечение программы проводится в течение двух лет перед поступлением ребенка в школу: в средней и старшей группах.

Предполагаемый результат:

1. овладение детьми нетрадиционной техникой создания конструктивно- художественных работ;

2. умение творчески преобразовывать, трансформировать и видоизменять предметы;

3. умение работать с разными материалами;

4. участие во всех выставках детского сада, а также в районных и городских выставках.

Учебно-тематическое планирование.

1-й год обучения.

СЕНТЯБРЬ: работа с листьями

Тема занятия

Количество часов

1

Коллаж из осенних листьев

2

2

Панно из листьев

2

3

Осенний дождик

1

4

Карусель

1

ОКТЯБРЬ: работа с природным материалом (ветки, листья, шишки и т.д.)

1

Цветок из чешуек шишек

2

2

Аппликация из листьев «Лев»

1

3

Аппликация из листьев «Осенний пейзаж»

2

4

Поделка из веток «Волшебное дерево»

2

5

Поделка «Котик» из веток, с использованием ниток

1

НОЯБРЬ: использование ваты, ватных дисков, ватных палочек

1

Аппликация из ваты «Кот»

1

2

Аппликация из ваты «Заяц»

1

3

Аппликация из ватных дисков «Заяц»

1

4

Поделка из ватных палочек «Овечка»

1

5

Аппликация из ватных дисков «Сова»

1

6

Аппликация из ваты и ватных дисков «Овечка»

1

7

Поделка «Цветы для мамы»

2

ДЕКАБРЬ: поделки из бумаги «Новый год»

1

Техника плетения «Груша» (игрушка на елку)

1

2

Открытка к Новому году.

1

3

Объемная открытка «Елка»

1

4

Ёлочное украшение из фетра

1

5

«Снеговик» техника скатывания из салфеток

1

6

«Снегирь» поделка

1

7

«Елочка» аппликация с использованием ниток

1

8

«Снежинка» объемная аппликация

1

ЯНВАРЬ: поделки из круп, макарон, акварели

1

Зимний январский пейзаж

2

2

«Еж» с использованием гречки и риса

1

3

«Гриб» и использованием круп

1

4

Снежинка

1

5

Зайчик из манной крупы

1

ФЕВРАЛЬ: из бумаги, бобовых, цветной соли

1

Осьминог из фасоли

1

2

Аппликация из цветной соли, картинка по выбору

1

3

Карандашница

2

6

Автомобиль (аппликация)

2

7

Картина-пейзаж из бобовых

2

МАРТ: объемные аппликации

1

Весенние открытки с сюрпризом

1

2

«Цветочек на ладошке»

1

3

Тюльпаны

1

4

«Весенние гиацинты» маме на праздник

1

5

«Букет в вазе»

2

6

«Радужное море»

2

АПРЕЛЬ: разные техники, роспись

1

Писанки (расписывание яиц)

2

2

Игрушка из скорлупы яиц «Разноцветные стайки»

1

3

Цветы из бересты

1

4

Картина из бересты

1

5

Кораблик из скорлупы яиц

1

6

Моделирование из спичечных коробков: «Сова»

1

7

Моделирование из спичечных коробков «Лягушка»

1

МАЙ: техника «Квиллинг»

1

Знакомство с бумагокручением

1

2

Простейшее скручивание из бумаги

1

3

Учимся придавать форму бумаге

1

4

Цветы из лепестков

1

5

Цветы махровые

2

6

Листья

1

7

Составление композиции

1

ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ: смешанные техники

- закрепление материала и разных приёмов;

- работа на выбор детей;

- коллективная работа: «Летние фантазии»;

- оформление кабинета по ручному труду;

- подготовка и оформление работ для уголка и выставок;

- подготовка работ для участия в конкурсах.

2-й год обучения.

СЕНТЯБРЬ: работа с листьями

1

Коллаж из осенних листьев

1

2

Аппликация «Красавица осень»

1

3

Корзина с фруктами

2

4

Корзина с грибами

1

5

Украшение одноразовых тарелок сухими листьями

2

6

Павлин из осенних листьев

1

ОКТЯБРЬ: из природного материала

1

«Сова» из шишек с пластилином

1

2

Украшение одноразовой тарелки природным материалом

1

3

«Ёжик» из шишек

1

4

«Цыплёнок» из крупы

1

5

Поделка из ракушек

2

6

Панно из декоративных камушек

2

НОЯБРЬ: с тканью и ленточками

1

Бантики из ленточек

1

2

Сова из фетра

1

3

Аппликация из кусочков ткани

2

4

Конструирование из ткани

1

5

Ёлочка из ниток

1

6

Снежинка из ниток

1

7

Зайчик из фетра

1

ДЕКАБРЬ: из бумаги

1

Складывание салфетки с одноразовыми столовыми приборами

1

2

Конструирование из бумаги

1

3

Открытка к празднику

1

4

«Конверт Деду Морозу»

1

5

Ёлочное украшение из зёрен кофе

2

6

Ёлочное украшение из гофрированного картона

2

ЯНВАРЬ: оригами

1

Лебедь

1

2

Кот

1

3

Щенок

1

4

Самолёт

1

5

Лодочка

1

6

Открытка-оригами

2

7

Звезда

1

ФЕВРАЛЬ: бросовый материал

1

Рамка для фото

2

2

Рамка для картины

1

3

Рамка для портрета

1

4

Карандашница

3

5

Закладка для бумаги

1

МАРТ: объемные аппликации

1

Весенние открытки с сюрпризом

1

2

Открытка для мамы «8 марта»

1

3

«Солнечный одуванчик» (аппликация с крупой и бобовыми)

1

4

«Деревенский пруд»

1

5

«Цветы в вазе»

2

6

Весенние гиацинты

2

АПРЕЛЬ: смешанные техники

1

Писанки (расписывание яиц)

2

2

Пасхальное яйцо

1

3

Кораблик из бересты и скорлупы грецкого ореха

1

4

Моделирование из спичечных коробков «Сова»

2

5

Рисование нетрадиционными техниками

2

МАЙ: Квиллинг. Скрапбукинг

1

Открытка с элементами техники квиллинг

2

2

Открытка с элементами техники скрапбукинга

3

3

Цветы махровые по технике скрапбукинга

1

8

Бабочка

2

ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ: смешанные техники

- закрепление материала и разных приёмов;

- работа на выбор детей;

- коллективная работа: «Летние фантазии»;

- оформление кабинета по ручному труду;

- подготовка и оформление работ для уголка и выставок;

- подготовка работ для участия в конкурсах.

Содержание технологий, методов и приёмов.

Структура занятия проведения происходит следующим образом:

1. Введение в художественно-творческое пространство.

2. Постановка задачи и формулирование темы.

3. Познавательная страничка.

4. Объяснение и показ.

5.Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь (при необходимости) взрослого каждому ребенку.

6. Обсуждение с каждым ребенком его работы в режиме диалога.

7. Похвала и благодарность каждому за совместную творческую деятельность

Методы и приёмы.

Наглядные методы и приёмы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления. Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие ребёнка окружающих предметов, с помощью которого воспитатель может направить ребёнка на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

В обучении детей используются наблюдение разного вида:

1) распознающего характера (формируется представление: форма, цвет, величина и т.д.);

2) репродуктивного характера (по отдельным признакам дети устанавливают состояние объекта, по части - картина всего явления.

Метод демонстрации включает различные приёмы:

- рассматривание иллюстрации;

- показ предметов;

-показ образца (образцом может служить рисунок, аппликация, фото-распечатка или готовая поделка);

- показ способа действий;

-показ выполненной работы.

Словесные методы и приёмы (беседа, рассказ). Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривание предметов, картин.

Практические методы: во время их применения используются следующие приёмы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков. Практические методы используются только наряду с наглядным и словесным методами. Основной практический элемент-изготовление изделия.

Уровень деятельности детей:

- объяснительно–иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – дети воспроизводят – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми разных приемов работы в технике ручного труда.

Методическое обеспечение программы.

В работе с детьми используются наиболее эффективные методы и приемы: (создание заинтересованности, использование художественного слова и музыкального сопровождения, напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами, рассматривание схем последовательности работы, показ с объяснением, активизация речи детей, динамическая пауза, практическая деятельность детей, уточняющие вопросы, помощь со стороны взрослого и детей тем, кто затрудняется, анализ и самооценка деятельности детей).

Детям представляется возможность работать с различными материалами: природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора деревьев, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, листья, камушки, гречневая, перловая, манная, рисовая крупа, пшено, семена овощей, бобовых, садовых цветов); бросовый материал (коробочки, баночки разных размеров, разные катушки): бумага (различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага, салфетки, картон, фольга); ткань, проволока, вата, поролон, пенопласт и др.

Инструменты для занятий: ножницы (фигурные и простые), карандаши, краски, клей, фигурные дыроколы, трафареты и т.д.

Занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия составляет 30 минут.

Форма проведения: групповые.

Формы подведения итогов: участие в конкурсах, мероприятиях, выставках.

Список литературы:

  • Аланина А.М. Ножницы-художницы. – М.: Стрекоза, 2010.
  • Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Методическое пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  • Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. М. 2009
  • Немешаева Е.А. Зёрнышко к зёрнышку. - М.: Айрис-пресс, 2011.
  • Немешаева Е.А. Бумажный зоопарк. - М.: Айрис-пресс, 2011.
  • Немешаева Е.А. Гофрированный картон.- М.: Айрис-пресс, 2011.
  • От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  • Пантелеева Л.В. Детское рукоделие: художественный и ручной труд в детском саду. – М.: Просвещение, 2012.
  • Секреты бумажного листа.- М.: Мозаика-Синтез, 2011.

10) Сержантова Т.Б. Оригами.- М.: Синтез, 2010.


Наши новости:

Разместить свою публикацию