Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96218

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

"Звуки музыку рождают, все болезни побеждают"

Дата публикации:

Автор:
музыкальный руководитель, МКДОУ Детский сад "Рябинка", Иркутская обл., г. Тайшет

Цель: Познакомить педагогов с некоторыми методами оздоровления детей, используемых в практической деятельности.

Задачи: • раскрыть значение здоровьесберегающих технологий; • познакомить с методикой их проведения; • поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья дошкольников; • распространить педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий; • познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий с целью повышения их профессиональной компетентности.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Рябинка» г. Тайшета

Мастер – класс по теме:

«Звуки музыку рождают, все болезни побеждают»

Выполнил

музыкальный руководитель

1 квалификационной категории

Басова Светлана Николаевна

- 2016г. –

Цель:

Познакомить педагогов с некоторыми методами оздоровления детей, используемых в практической деятельности.

Задачи:

  • раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;
  • познакомить с методикой их проведения;
  • поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья дошкольников;
  • распространить педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий;
  • познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий с целью повышения их профессиональной компетентности.
  • Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • Способствует восстановлению центральной нервной системы;
  • Улучшает дренажную функцию бронхов;
  • Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • Исправляет развивавшиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
  • Произнесение звука «А» на выдохе, стимулирует работу легких, трахеи и гортани, оздоравливает руки и ноги. По окончании произнесения происходит углубление дыхания и увеличение потребления кислорода.
  • Произнесение звука «И» очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы.
  • Произнесение звука «Ы» положительно влияет на общий тонус организма: снимает усталость, повышает работоспособность.
  • Произнесение звука «Я» (ЙА) положительно влияет на сердце, легкие, печень, желудок; избавляет от боли.
  • Звук «М» - улучшает память, «Н» - активирует правое полушарие мозга, интуитивные и творческие способности.
  • Формировать артикуляцию различных звуков;
  • Совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ;
  • Увеличить объем слуховой памяти и внимания;
  • Учить выделять сильные доли в цепочке слогов;
  • Развивать музыкальную память, запоминания текста песен;
  • Совершенствовать дикцию;
  • Развивать чувство ритма;
  • Совершенствовать пространственную ориентировку в координатах: вправо – влево, вверх – вниз, вперед – назад.

Проблема:

Одна из задач ФГОС звучит так: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие».

Эта задача максимально решается в процессе организации деятельности по музыкальному развитию детей в соответствии с ФГОС с помощью технологий здоровьесбережения.

Целью которых является организация музыкально – оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом.

Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе.

Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьясбережения.

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеете свою историю. Музыка, воспринимаемая слуховыми рецепторами, воздействует не только на эмоциональное, но и общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно - сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного!

Сегодня можно констатировать сужение понятия «здоровье». Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально – психологической. А в Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Все многовековые исследования целебной силы музыки доказывают, что музыка – это одно из самых эффективных средств физического и эмоционального развития детей. А здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на психофизическое здоровье детей.

Вашему вниманию предлагается несколько эффективных приёмов здоровьесберегающих технологий.

Ход мастер – класса:

1.Валеологиеские песенки – распевки.

Задачи: предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению.

С них я начинаю все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Например: «Рано утром» музыка и слова Н.Картухиной.

Рано утром мы приходим в детский сад – после слов два щелчка пальцами обеих рук.

Очень рады видеть здесь своих ребят – после слов два хлопка в ладоши.

И с улыбки это утро мы начнем – два хлопка по коленям.

Всем здоровья пожелаем и споем: - два притопа.

«Здравствуйте! – наклон головы вправо.

Здравствуйте! – наклон головы влево.

Здравствуйте!» - разводят руки в стороны ладошками вверх, слегка наклонившись вперед.

  • Дыхательная гимнастика.
  • Артикуляционная гимнастика
  • Оздоровительные и фонопедические упражнения
  • Игроритмические упражнения.
  • Игровой массаж
  • Пальчиковые игры.
  • Речевые игры

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Выполнение дыхательной гимнастики на каждом занятии повышает показатели диагностики дыхательной системы, развитие певческих способностей детей. Например:

«Обними плечи» (вдох на сжатие грудной клетки – «Соедини локти!»

Ах, какой хороший я!

Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю,

Носиком вдыхаю.

Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник – вдох! Сделав 4 вдоха – движения подряд, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 вдоха. Это норма для детей 3-6 лет.

В своей работе использую не только дыхательную, но и звуковую гимнастику, т.е. дыхание со звуком. Звук воздействует на психику человека, и, следовательно, с его помощью может проводиться определенная коррекция поведения. Звук произносится на одной высоте в течении всего выдоха, необходимо, чтобы звук был ровным.

Каждое упражнение рекомендуется повторять 2-4 раза с небольшими перерывами для отдыха.

Например:

Задачи:

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, развивает мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию. Упражнения не только развивают певческий голос, но и способствует его охране, укрепляет здоровье ребенка.

«Веселый язычок»

Язычок проснулся (толкать языком в правую и левую щеку)

Язычок, покажись! (покусать кончик языка)

Зубов не страшись! (высовывать язык вперед и убирать назад)

Зубы кусаются (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности)

Губки хохочут (в улыбке открыть верхние губы)

Губки обижаются (вывернуть нижнюю губу)

Вкусный язычок (пожевать язык боковыми зубами)

Чистые зубки (провести языком между верхней губой и зубами и межджу нижней губой и зубами)

Улыбка (улыбнуться).

«Часики»

Влево – вправо, влево – вправо улыбнуться, открыть рот.

Мой язык скользит лукаво: кончик языка (как часовую

Словно маятник часов стрелку) переводить из одного

Покачаться он готов. уголка рта в другой

«Дудочка» - с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

Губы сложим в трубочку –

На дудочку похоже.

Подудеть на дудочке

Без дудочки мы сможем!

Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно – фонетические и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:

Упражнение «Вопрос – ответ» (переход от звука «а» внизу к звуку «у» вверху).

Педагог: Кричу в лесу:

Дети: А-а-а-у-у-у!

Педагог: А мне в ответ:

Дети: А-а-а-у-у-у!

Педагог: Опять кричу:

Дети: А-а-а-у-у-у!

Педагог: А мне в ответ:

Дети: А-а-а-у-у-у!

Упражнение «Капризка» (дети ритмично читают стихотворение, затем дети сначала кричат «А-а!», затем воют «У-у!», а потом визжат: «И-и!»)

Я не буду убираться!

Я не буду кушать!

Целый день я буду ныть,

Никого не слушать!

Еще один интересный элемент музыкально-оздоровительной работы. Это специальные упражнения для согласования движений с музыкой, я использую их на музыкальных занятиях. Игра и движение - важнейшие компоненты жизнедеятельности детей.

Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей. Через игроритмические упражнения ребенок выражает свои чувства и высвобождает накопленную энергию, превращая её в акт творчества. Например:

Дождь
Дождик слабенький бывает, вот такой… /тихо и редко хлопает в ладоши (половинные)
Ну-ка, хлопайте, ребятки, все со мной! /дети повторяют движение.

А бывает дождик сильный, вот такой… /хлопает в ладоши сильней (четвертные)
Снова хлопайте, ребятки, все со мной! /дети повторяют движение

А ещё бывают в небе чудеса –
Гром гремит и начинается ГРОЗА! /топает и хлопает одновременно (восьмые). /Дети подхватывают движения



Лужи
Шлеп-шлеп-шлеп - Дети ритмично постукивают ладонями по ногам.
Иду по лужам.

Хлюп-хлюп-хлюп — Ритмично притопывают ногами.
Вода в ботинках.
Кап-кап-кап — Поднимают руки вверх и ритмично щелкают

пальцами с одновременным движением рук сверху вниз.
Мне зонтик нужен.
Оп-оп-оп — Скрещивают руки на груди и ритмично

похлопывают по предплечьям.
Вода по спинке.


Буль-буль-буль — Выполняют ритмичную пружинку.

Упала шапка. Ой-ой-ой, Качают головой, руки к голове.
Кругом вода. Да-да-да, Ритмично кивают головой.
Себя так жалко.
Одевайтесь в дождь всегда!

Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Ребенок может легко научиться этому в игре. На музыкальных занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова пропеваются (или же используется ритмодекламакция), или же музыка звучит просто фоном.

Использование игрового массажа повышает защитные свойства всего организма. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.


Дождик
(дети встают друг за другом «паровозиком»)

Дождь, дождь, надо нам
Расходиться по домам Хлопают ладонями по спине

Гром, гром, как из пушек
Нынче праздник у лягушек Поколачивают кулачками

Град, град, сыплет град
Все под крышами сидят Постукивают пальчиками

Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин Поглаживают спинку ладошками

(дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж еще раз)


Вот на улице мороз

Вот на улице мороз! Поглаживают руки
Ну-ка, все потрите нос! Трут кончик носа.
Ни к чему нам бить баклуши Грозят правым указательным пальцем.
Ну-ка, взялись все за уши:
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели! Указательным и большим пальцами

держатся за мочки ушей и вращают их вперед, затем назад.
По коленкам постучали, Стучат ладонями по коленям.
По плечам похлопали, Руки скрестить на уровне груди,

хлопают ладонями по плечам.
Ножками затопали! Топают ногами.

Занимают важное место на музыкальных занятиях. Они исполняются как песенки или произносятся под музыку. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление. Например:


Кошка

Посмотрели мы в окошко Делают пальцами обеих рук «окошко»
По дорожке ходит кошка «Бегают» указательным и средним

пальцами правой руки по левой руке.
С такими усами Показывают «длинные усы»
С такими глазами Показывают «большие глаза»
Кошка песенку поет
Нас гулять скорей зовет «Зовут» правой рукой


Песочный домик

Вот песочница большая Разводят руки в стороны
С крышею в горошек Руки «домиком» над головой
Из песка мы строим дом Стучат кулачком о кулачок
В доме пять окошек Показывают раскрытую ладошку – «пять»
Первое – для зайчика Загибают по очереди пальчики
Второе – для совочка
В третьем куколка стоит
В четвертом – два грибочка.
В пятом кругленьком окошке
Уложили спать мы кошку Ладошки «спят» под щечкой
Только кошке места мало Грозят пальчиком
Прыг! И домик наш сломала Шлепают ладошками по коленям.



Одна из форм творческой работы с детьми не только в работе логопеда и воспитателя, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

Впервые идея использовать речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу (1895 – 1982). Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивает чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текса движениями или музицированием способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.

Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста. Например, потешка про зайчика не должна произноситься в сопровождении медленной мелодии в низком регистре. И наоборот, образу медведя не подойдет скачкообразное движение высоких звуков.

Листопад

Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат (щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат (трут ладошкой о ладошку)

И летят, летят, летят! (качают руками)

Лиса по лесу ходила.

Лиса по лесу ходила, (дробный шаг по кругу)

Звонки песни выводила. (на последний слог – разворот лицом в круг)

Лиса лычки драла, (хлопки – тарелочки)

Лиса лапотки сплела. (поочередное выставление ног на пятку)

Музыкотерапия

Одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце, а вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Например хорошо, если утром в группе будет встречать детей приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную музыку, добрые песни с хорошим текстом.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Эта методика разработана Н.Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей. Услышав звучание привычной музыки, малышам легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы несложных упражнений, не поднимая малышей с кровати.


Зайчата
(комплекс упражнений для пробуждения)

Вот пушистые зайчата мирно спят в своих кроватках
Но зайчатам хватит спать, пора сереньким вставать.

Ручку правую потянем, ручку левую потянем.
Глазки открывает, с ножками играем.

Поджимаем ножки, выпрямляем ножки
А теперь бежим скорей по лесной дорожке.

С боку на бок повернемся,
И уже совсем проснемся!

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классика:

1. И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".

1. И.С.Бах. "Шутка".

2. И.Брамс. "Вальс".

3. А.Вивальди "Времена года"

4. Й.Гайдн. "Серенада"

5. Д.Кабалевский "Клоуны"

6. Д.Кабалевский "Петя и волк"

7. В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"

8. В.А.Моцарт "Турецкое рондо"

9. И.Штраус "Полька "Трик-трак"

Детские песни:

1. "Антошка" В.Шаинский

1. "Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин

2. "Будьте добры" А.Санин

3. "Веселые путешественники" М.Старокадомский

4. "Все мы делим пополам" В.Шаинский

5. "Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин

6. "Если добрый ты" Б.Савельев

7. "Лучики надежды и добра" Е.Войтенко

8. "Настоящий друг" Б.Савельев

9. "Песенка о волшебниках" Г.Гладков

Музыка для пробуждения после дневного сна

1. Л.Боккерини "Менуэт"

1. Э.Григ "Утро"

2. А.Дворжак "Славянский танец"

3. Лютневая музыка XVII века

4. Ф.Лист "Утешения"

5. Ф.Мендельсон "Песня без слов"

6. В.Моцарт "Сонаты"

7. М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"

8. М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"

9. К.Сен-Санс "Аквариум"

Музыка для релаксации

1. И.С.Бах "Ария из сюиты №3"

2. Л.Бетховен "Лунная соната"

3. К.Глюк "Мелодия"

4. Э.Григ "Песня Сольвейг"

5. К.Дебюсси "Лунный свет"

Колыбельные

1. Н.Римский-Корсаков "Море"

2. Г.Свиридов "Романс"

3. К.Сен-Санс "Лебедь"

Результатами музыкально – оздоровительной работы являются:

Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;

Повышение уровня речевого развития;

Снижение уровня заболеваемости;

Стабильность физического и умственной работоспособности.

Вывод:

Здоровьесберегающие технологии: валеологические распевки, комплексы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, пальчиковые игры, речевые упражнения, музыкотерапия, их систематическое использование, формируют устойчивые песенные навыки, которые будут закрепляться при разучивании песенного материала. Перечисленные виды упражнений играют важную роль в охране детского голоса, профилактике заболеваний, связанных с дыханием.

Наши новости:

Разместить свою публикацию