ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Артемова Тамара Александровна
Музыкальный руководитель ГБДОУ № 67 Московского р-на,
г. Санкт-Петербург
E-mail: thething52@mail.ru
АННОТАЦИЯ
Выполнен поиск способов приобщения детей к театральной культуре через их участие в театрализованной деятельности. Определено качество развития творческих способностей детей при их участии в театрализованной деятельности. Представлены методы приобщения детей к театральной культуре через их участие в театрализованной деятельности. Полученные результаты показывают пользу участия детей в театрализованной деятельности для их всестороннего развития. Театрально-игровая деятельность при помощи сценок-этюдов способствует развитию творческих способностей детей без подавления их индивидуальности.
Ключевые слова: дошкольное образование; развитие музыкальных способностей.
Одним из направлений содержания программы дошкольного воспитания по ФГОС является художественно-эстетическое развитие воспитанников, которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, в т.ч. музыкального.
Игры, как основной вид деятельности воспитанников в детском саду играют очень важную роль в развитии детей, но игры музыкальные, театрализованые имеют ещё большее значение, т.к. в процессе театрально – игровой деятельности идёт всестороннее развитие ребёнка. Развивается эмоционально-двигательный контроль, пластика движений, певческие навыки, символическое мышление, усвоение социальных норм поведения, коммуникативные навыки. Формируются психические процессы: память, внимание, воображение, совершенствуется речь.
Театрально-игровая деятельность [6] – это процесс. В этом процессе формируются способности ребёнка, но чтобы эта деятельность не превратилась в многочисленное повторение и не убила детскую индивидуальность, важно использовать сценки-этюды [7], [8].
В них принимают участие все дети.
Целью является поиск способов приобщения детей к театральной культуре через их участие в театрализованной деятельности и определение качества развития творческих способностей детей при их участии в этом виде деятельности.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи.
1.Учить использовать выразительные средства: интонацию, мимику, жесты, движение в создании художественного образа.
2.Развивать стремление самостоятельно искать выразительные средства.
3.Активизировать и развивать словарь детей, в т.ч. театрально-понятийный словарь.
4.Совершенствовать монологическую и диалогическую речь, культуру речевого общения.
5. Развивать высшие психические процессы: память, восприятие, внимание, воображение, мышление.
6.Создание предметно-развивающей среды для развития фантазии и воображения.
Театрально-игровая деятельность включает:
1.Драматизация песен, стихов, знакомых сказок, потешек.
2.Танцевальное творчество.
3.Основы кукловождения.
4.Игра на детских муз. инструментах.
5.Самостоятельная театрально-игровая деятельность.
6. Праздники, развлечения и театральные постановки.
Этюды и игры на развитие воображения, фантазии, творческой активности, пластической выразительности.
Драматизация песен, стихов, потешек [2], [3] включает в себя исполнение текста под музыку. Например, «Тень-тень» (муз. В. Калинникова), «Теремок» (обр. Т. Попатенко), «Как на тоненький ледок» (обр. Т. Попатенко), «Дождик» (обр. Красев) и др.
Танцевальное творчество включает в себя сочинение несложных танцев с движениями, отражающими характер музыки.
Основы кукловождения [1], [4] включают знакомство с различными видами театров: настольный, пальчиковый, бибабо, театр теней.
Знакомство с видами кукол: варежковые, штоковые, платковые, перчаточные, большие напольные куклы.
Музыкальные этюды на создание музыкального образа. Например, «Разноцветные облака», «Барыня», «Оркестр», хороводные игры: «На горе-то калина», «Здравствуй, осень», «Плетень» и др.
Игра на детских муз. инструментах: импровизация и подбор знакомых песен.
Самостоятельная театрально-игровая деятельность происходит в группе под наблюдением музыкального руководителя и воспитателя [5].
Праздники, развлечения и театральные постановки являются результатом перечисленных выше мероприятий.
Жесты как важное средство выразительности являются неотъемлемой частью работы с детьми.
Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на роботов или деревянных кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. При этом надо стремиться, чтобы в любом движении ребенка участвовало все тело. Жест не должен быть самоцелью: он лишь досказывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами. Жест может быть оправдан на сцене лишь в том случае, когда он вызывается внутренней потребностью, выражает определенные чувства по отношению к окружающим.
Работа над выразительностью жестов включается в игры, упражнения, этюды. Например: «Считалочка», «Бабушка Маланья», «Как живешь?». В этюдах дети могут проявлять индивидуальность в выборе жестов и мимики. Педагог может рассказывать, вызывая нужные эмоции, подсказывать, но как можно меньше показывать, чтобы не выработать штампы, лишенные внутреннего импульса, эмоциональной окраски.
Творческие задания на развитие пантомимики.
Диалоги-пантомимы: разговор двух иностранцев, не знающих языка друг друга.
Загадки-пантомимы: в магазине отгадать, какой товар стоит на полке. В зоопарке: отгадать кто сидит в клетке. Отгадать, какая на улице погода и др.
Развитие воображения и фантазии
Развивать воображение и фантазию, создавать образы с помощью выразительных движений: «В детском мире», «Кто на картинке?», «Зёрнышко», «Чудо-юдо из яйца» и др.
Развивать внимание, воображение, находчивость. «Бабушка Маланья», «Закрыть книжку, раскрыть», «Скульптор» и др.
Развитие наблюдательности и выразительности движений
«Оживи камешки», «Джунгли», «Облака», «Большой-маленький».
Диагностика развития театральных способностей проводилась следующим способом. Трехуровневый подход.
- Высокий уровень (5 баллов). Соответствует сформированности того или иного показателя и самостоятельному использованию в деятельности ребенка.
- Средний уровень – 4. Уровень, близкий к достаточному. Но проявляется неустойчиво. То есть тот или иной показатель находится в состоянии становления.
- Низкий уровень – 3. Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной, ни в самостоятельной).
Результаты
Проведенный анализ результатов свидетельствует о том, что процентный показатель количества детей с высоким уровнем развития к концу учебного года увеличился по всем видам навыков.
На начало учебного 2014-2015 года: высокий 32% средний 45% низкий 23%
На конец учебного года высокий 86% средний 10% низкий 4%.
Наблюдаются следующие качественные показатели.
1.Сформированность нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности (сопереживание, ответственность, общительность, вежливость, успешность).
2.Умение пользоваться эмоциональной сферой: мимикой,
жестом, пантомимикой.
3.Желание участвовать в праздниках и театральных постановках.
Таким образом театрально-игровая деятельность при помощи этюдов формирует эмоции ребенка, а диалоговая форма общения персонажей способствует речевому развитию. Включение пения, танцев и игры на музыкальных инструментах развивает способности к песенно-танцевальной импровизации. Целенаправленное руководство укрепляет чувство товарищества, привязанности друг к другу, чувство ответственности за порученное дело.
Список литературы:
- Караманенко Т.Н. «Кукольный театр в деском саду». М.1960г.
- Метлов Н., Михайлова Л. «Играем и поем» – М.: «Советский композитор», 1973 с. 38
- Орлова Ф. М., Соковнина Е. Н. «Нам весело» – М.: «Просвещение», 1973 с. 86 – 102
- Родина М. И., Буренина А. И. «Кукляндия». Вып.1 – СП-б, «Музыкальная палитра», 2008г. с. 21, 24, 32, 42, 46, 48
- Сказка в жизни ребёнка. Педагогический альманах «Аничков мост» под. Ред. Бурениной СП-б 2005г. c. 6-18
- Сорокина Н.Ф. Программа «Театр-творчество-дети», М.1995г. с.3-4
- Шленникова С. Н. Картотека «Игр и упражнений по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста» [электронный ресурс] — Режим доступа. —URL:http://mirdoshkolyat.ru/muzyikalbnoe_razvitie/5768-kartoteka/ (дата обращения: 20.10.2015)
- Ильина М. «Детский сад. Блоги воспитателей» [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.maam.ru/detskijsad/marina5555 (дата обращения: 20.10.2015)