Публикация на тему: «Пение - уникальная дыхательная гимнастика».
Цель: обозначить важность пения и использования его как дыхательной гимнастики для укрепления здоровья дошкольника.
Задачи:
- познакомить с различными видами дыхания;
- уточнить влияние пения на укрепление общего состояния здоровья дошкольника;
- познакомить с дыхательными упражнениями, используемыми на музыкальных занятиях в ДОУ;
- познакомить с упражнениями дыхательной гимнастикой, проводимыми при помощи пения.
Задумывались ли вы над тем, как вы дышите? Часто ли вы прислушиваетесь к своему дыханию? Наверно, нет. И если мы взрослые люди не задумываемся над этим вопросом, то маленькому человечек и вовсе не проявляет никакого интереса к своему дыханию. А ведь важность того, насколько правильно мы дышим сложно не оценить. Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Одной из задач, которую я, как музыкальный руководитель, решаю на своих занятиях является обучение ребенка правильному дыханию. Дыхание бывает трех видов: ключичное, грудное, грудобрюшное (диафрагмальное). Ключичное дыхание - очень поверхностное. При этом дыхании у человека поднимаются плечи, «вздергиваются ключицы, а воздух входит только в верхушки легких, совершенно не раздвигая грудную клетку. Грудное и диафрагмальное дыхание является наиболее полезным.
Как вы думаете, в каком же из видов музыкальной деятельности ребенок может приобрести необходимые навыки правильного дыхания? Конечно же, в пении можно научиться правильно дышать.
Дети любят петь и охотно поют. Пение положительно влияет на здоровье и развитие ребенка: активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат. При соблюдении гигиенических условий, то есть при проведении занятия в проветренном чистом помещении, пение способствует развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
Искусство пения – это и есть прежде всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений: тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких. На Руси славяне считали, что поет в человеке сама душа и пение – это ее естественное состояние. Поэтому работа со звуком (его силой, долготой, высотой), ритмом, дыханием, интервалами не только приближает к качественному и техничному исполнению песен, но и в большей степени обеспечивает успех в кропотливой работе над коррекцией и формированием личности человека.
Пение с предшествующей дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях – это укрепление физиологического дыхания детей (без речи), формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох), тренировка силы вдоха и выдоха, развитие продолжительного выдоха.
Основные правила при выполнении дыхательной гимнастики: каждое занятие надо начинать с повторения правил техники выполнения упражнений дыхательной гимнастики: - вдох через нос; - плечи не поднимать; - выдох должен быть длительным и плавным; - необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками). Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
Упражнение №1
Надуй шарик. ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Упражнение №2
Трубач. ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.
Упражнение №3
Задуй свечи. У бабушки день рождение ей 100 лет, надо помочь старушке задуть 100 свечей. Ребенок глубоко вдыхает и медленно выдувает воздух, представляя, что задувает свечи.
Упражнение № 4
Жук. ИП: ребенок стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
Упражнение № 5
Подуем на…» ИП: ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, делает вдох. Выдох – поворачивает голову направо и, сделав губы трубочкой, дует на плечо. Голова прямо - вдох носом. Голову влево – выдох; голова прямо – вдох. Приговариваем в это время: «Подуем на плечо, Подуем на другое, На солнце горячо Пекло дневной порой».
Упражнение № 6
Ныряльщики за жемчугом. Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
Упражнение №8
Сидя с опущенными руками, ребенок делает быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опускает руки вдоль тела ладонями вниз
Упражнение №9
Прерывистое дыхание. Ребенок делает глубокий вдох и постепенно выпускает часть воздуха, затем задерживает дыхание и снова выпускает воздух.
Упражнение №10
Задержка дыхания. Ребенок делает глубокий вдох и задерживает дыхание так долго, насколько сможет.
Когда все приведенные выше упражнения хорошо освоены, можно их усложнять за счет введения дополнительных движений (пальчиковые упражнения, добавления рук и т. д.).
На заключительном этапе дыхательные упражнения выполняются стоя. Детям неинтересны скучные, однообразные движения, поэтому для положительных эмоций необходим момент игры. Ребята любят, придумывать, создавать, играть и даже во время гимнастики они охотно представляют и показывают: едущую машину, летящий самолет, воздушный шарик и т. д. Ну, а мы взрослые должны вовремя подхватить игру и совместить её с основными дыхательными упражнениями.
Дыхательная гимнастика, проводимая при помощи пения, увлекает детей больше, ем просто упражнения. Правила исполнения в музыкальной гимнастике, точно такие же, как и при дыхательной гимнастике.
1 упражнение
Пропеваем на выдохе – Э, Е, Ё, О, берем снова дыхание на выдохе – А, Я, Ю, У.
2 упражнение
Пропеваем на вдохе и выдохе поступенчато (5) звук – Я.
3 упражнение
На одной ноте, на выдохе пропеть: «Как на горке на пригорке жили 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д.» Сколько сможет ребенок .
4 упражнение
На выдохе пропеваем: МИ, МЕ, МА, МУ. (поднимаемся по полутонам).