Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96425

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Реализация регионального компонента в образовательной деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников

Дата публикации:

Автор:
старший воспитатель, МКДОУ "Детский сад № 14", Ставропольский край, Шпаковский район, хутор Дёмино

Цель: формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в контексте знакомства с региональной культурой Ставрополья, ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края

Задачи: - формировать любовь к родному поселку, району, Ставропольскому краю, интерес к прошлому и настоящему; - развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, стране; - воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственность за все, что происходит в поселке и крае, сопричастность к этому; - развивать бережное отношение к поселку, краю (достопримечательности, культура, природа); - формировать умение ориентироваться в ближайшем природном окружении и отражать это в своей деятельности; - актуализировать и закреплять знания дошкольников о многонациональном населении нашего края, воспитывать толерантное отношение к различным культурам, развивать навыки общения.

Статья на тему:

«Реализация регионального компонента в образовательной деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников».

Автор

Максименкова Н.И.,

Старший воспитатель

МКДОУ «Детский сад № 14»,

Ставропольский край,

Шпаковский район,

хутор Дёмино

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры.

В связи с этим, одним из основных направлений деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является развитие у воспитанников познавательного интереса, любви к малой Родине, ее историко-культурному наследию.

Знакомясь с достопримечательностями своего поселка, края ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Огромное значение имеет включение в основную образовательную программу задач по ознакомлению воспитанников ДОУ с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Ставропольского края.

В образовательной деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников мы используем авторскую программу Р.М.Литвиновой «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста», которая включена в вариативную часть нашей основной образовательной программы.

Программа Р.М. Литвиновой «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» составлена с учетом изучения регионального компонента и адресована для детей дошкольного возраста, которая предполагает учить детей видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц, парков) и ориентироваться на ценности Ставропольского края, выработанные нашими предками и современниками.

Цель деятельности коллектива ДОУ определена следующим образом: формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в контексте знакомства с региональной культурой Ставрополья, ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

Построение образовательного процесса на краеведческом материале Ставрополья позволяет решать следующие задачи патриотического воспитания:

- формировать любовь к родному поселку, району, Ставропольскому краю, интерес к прошлому и настоящему;

- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, стране;

- воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственность за все, что происходит в поселке и крае, сопричастность к этому;

- развивать бережное отношение к поселку, краю (достопримечательности, культура, природа);

- формировать умение ориентироваться в ближайшем природном окружении и отражать это в своей деятельности;

- актуализировать и закреплять знания дошкольников о многонациональном населении нашего края, воспитывать толерантное отношение к различным культурам, развивать навыки общения.

В рамках патриотического воспитания детей дошкольного возраста решаются задачи по художественно-эстетическому развитию воспитанников ДОУ.

Задачи по развитию художественного творчества:

  • формировать практические умения по приобщению детей дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности;
  • развивать умение дошкольников применять полученные знания об окружающей действительности в продуктивной деятельности;
  • формировать представления детей о произведениях и различных видах искусства Ставропольского края;
  • создавать условия для развития творческой личности.

Задачи по музыкальному развитию:

  • приобщать к национальной музыкальной культуре Ставропольского края;
  • воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций;
  • создавать условия для развития музыкальных способностей;
  • воспитывать чувство прекрасного, умение отражать полученные знания об окружающей действительности через музыкальное сопровождение.

Прогнозируемые результаты образовательной деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников:

1. духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности дошкольников к семье и детскому саду;

2. познавательный интерес к культурному наследию России, поселка и края;

3. любовь и уважение к своей нации, понимание своих национальных корней, чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

4. толерантность к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям.

  • самостоятельная творческая деятельность детей (изобразительная, музыкальная и др.)
  • ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений искусства, музыки, художественной литературы, фольклора.

Принципы реализации задач по художественно-эстетическому развитию воспитанников ДОУ:

  • Системность и непрерывность;
  • Наглядность и доступность;
  • Динамичность и последовательность;
  • Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых;
  • Свобода индивидуального личностного развития;
  • Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка;
  • Принцип регионализации (учет специфики региона).

Для эффективного решения задач по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста необходимы следующие условия:

- тематическое построение материала;

- комплексный подход;

- деятельностный подход;

- создание предметно-развивающей среды;

- правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);

- совместная работа детского сада и семьи;

- знание педагогом истории и культуры своего народа.

В ДОУ разработан тематический план работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием региональной культуры Ставропольского края, который включает 4 раздела.

Тематический план работы

1. Уголок России – отчий дом:

- знания о нашей малой Родине, ее краткой истории,

- воспитание уважения к героям соотечественникам,

- формирование основ патриотизма,

- воспитание стремления у детей быть мужественными, сильными гордиться своей страной.

2. Литературное и художественное наследие:

- знакомство с легендами, литературными произведениями детских писателей и поэтов Ставрополья.

Дети открывают для себя талантливых взрослых писателей, поэтов, художников Ставрополья. Их замечательные произведения заставляют восторгаться природой в картинках, необычайно звонкими, как ручей стихами, рассказами, которые побуждают к размышлениям, формируют ряд вопросов, поиск ответа на которые стимулирует развитие личности. Легенды – рождают волнение, печаль, вопросы, стремление и понимание. В них есть наставления, помогающие «почувствовать миры между мирами», чтобы дать «слово голосу, который старше, чем камни».

3. Люблю тебя, мой край родной:

- знакомство с достопримечательностями села, района, края,

- знакомство с художественными и литературными произведениями.

4. Народы, населяющие Ставропольский край:

- формирование у детей толерантности, уважительного отношения к людям разных национальностей,

- знакомство с традициями и культурой народов Северного Кавказа.

Средства реализации задач художественно-эстетического развития дошкольников:

1. Непосредственно организованное образование, интегрированное по всем образовательным областям Программы.

2. Совместная деятельность педагога с детьми.

3. Развивающая среда, способствующая развитию интереса к окружающей действительности, любознательности, патриотических чувств.

4. Работа с родителями. Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребенок-педагог для патриотического воспитания.

В рамках комплексного подхода к воспитанию у детей любви к своей Родине, Родному краю, поселку в ДОУ осуществляется взаимосвязь различных средств и методов воспитания. Используются следующие средства художественно-эстетического развития: устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, музыка, художественная литература.

В приобщении дошкольников к истории, культуре, природе, поселка, края осуществляется деятельностный подход. Дети сами могут делать выбор той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном, услышанном, это может быть лепка, рисование, аппликация, оформление выставки, альбомов.

Эффективным является привлечение детей к участию в сельских праздниках. Они имеют возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья, познакомиться с жителями Ставропольского края – носителями социокультурных традиций в области ремесел, искусства.

Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.

Через региональный компонент педагог в совместной деятельности с детьми имеет возможность раскрыть детям дух родной культуры через знакомство с историей, народными традициями, старинными обычаями Северного Кавказа и свершениями знаменитых соотечественников, возродить традиции семейного воспитания.

Знания о родном Ставропольском крае способствуют не только воспитанию патриотических чувств детей дошкольного возраста, но и бережному отношению к окружающей природе, нуждающейся в сохранении.

Любовь к большой стране начинается с любви к малой Родине. Анализ непосредственно образовательной деятельности с детьми, их совместная деятельность с взрослыми показывает, что среда, в которой эффективно может развиваться творческий потенциал требует создание специальных педагогических условий. В группах организованы центры по изодеятельности, музыкальному развитию, приобщению воспитанников к художественной литературе.

Образовательная деятельность ДОУ по художественно-эстетическому развитию с использованием регионального компонента строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы Ставропольского края, как важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности Ставропольского края предопределяет отбор содержания регионального компонента, усвоение которого позволяет выпускникам нашего ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, обладать эмоциональной восприимчивостью, эмоциональным откликом на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

Наши новости:

Разместить свою публикацию