Статья на тему:
«Реализация регионального компонента в образовательной деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников».
Автор
Максименкова Н.И.,
Старший воспитатель
МКДОУ «Детский сад № 14»,
Ставропольский край,
Шпаковский район,
хутор Дёмино
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры.
В связи с этим, одним из основных направлений деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является развитие у воспитанников познавательного интереса, любви к малой Родине, ее историко-культурному наследию.
Знакомясь с достопримечательностями своего поселка, края ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Огромное значение имеет включение в основную образовательную программу задач по ознакомлению воспитанников ДОУ с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Ставропольского края.
В образовательной деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников мы используем авторскую программу Р.М.Литвиновой «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста», которая включена в вариативную часть нашей основной образовательной программы.
Программа Р.М. Литвиновой «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» составлена с учетом изучения регионального компонента и адресована для детей дошкольного возраста, которая предполагает учить детей видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц, парков) и ориентироваться на ценности Ставропольского края, выработанные нашими предками и современниками.
Цель деятельности коллектива ДОУ определена следующим образом: формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в контексте знакомства с региональной культурой Ставрополья, ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
Построение образовательного процесса на краеведческом материале Ставрополья позволяет решать следующие задачи патриотического воспитания:
- формировать любовь к родному поселку, району, Ставропольскому краю, интерес к прошлому и настоящему;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, стране;
- воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственность за все, что происходит в поселке и крае, сопричастность к этому;
- развивать бережное отношение к поселку, краю (достопримечательности, культура, природа);
- формировать умение ориентироваться в ближайшем природном окружении и отражать это в своей деятельности;
- актуализировать и закреплять знания дошкольников о многонациональном населении нашего края, воспитывать толерантное отношение к различным культурам, развивать навыки общения.
В рамках патриотического воспитания детей дошкольного возраста решаются задачи по художественно-эстетическому развитию воспитанников ДОУ.
Задачи по развитию художественного творчества:
- формировать практические умения по приобщению детей дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности;
- развивать умение дошкольников применять полученные знания об окружающей действительности в продуктивной деятельности;
- формировать представления детей о произведениях и различных видах искусства Ставропольского края;
- создавать условия для развития творческой личности.
Задачи по музыкальному развитию:
- приобщать к национальной музыкальной культуре Ставропольского края;
- воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций;
- создавать условия для развития музыкальных способностей;
- воспитывать чувство прекрасного, умение отражать полученные знания об окружающей действительности через музыкальное сопровождение.
Прогнозируемые результаты образовательной деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников:
1. духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности дошкольников к семье и детскому саду;
2. познавательный интерес к культурному наследию России, поселка и края;
3. любовь и уважение к своей нации, понимание своих национальных корней, чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
4. толерантность к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям.
- самостоятельная творческая деятельность детей (изобразительная, музыкальная и др.)
- ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений искусства, музыки, художественной литературы, фольклора.
Принципы реализации задач по художественно-эстетическому развитию воспитанников ДОУ:
- Системность и непрерывность;
- Наглядность и доступность;
- Динамичность и последовательность;
- Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых;
- Свобода индивидуального личностного развития;
- Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка;
- Принцип регионализации (учет специфики региона).
Для эффективного решения задач по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста необходимы следующие условия:
- тематическое построение материала;
- комплексный подход;
- деятельностный подход;
- создание предметно-развивающей среды;
- правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);
- совместная работа детского сада и семьи;
- знание педагогом истории и культуры своего народа.
В ДОУ разработан тематический план работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием региональной культуры Ставропольского края, который включает 4 раздела.
Тематический план работы
1. Уголок России – отчий дом:
- знания о нашей малой Родине, ее краткой истории,
- воспитание уважения к героям соотечественникам,
- формирование основ патриотизма,
- воспитание стремления у детей быть мужественными, сильными гордиться своей страной.
2. Литературное и художественное наследие:
- знакомство с легендами, литературными произведениями детских писателей и поэтов Ставрополья.
Дети открывают для себя талантливых взрослых писателей, поэтов, художников Ставрополья. Их замечательные произведения заставляют восторгаться природой в картинках, необычайно звонкими, как ручей стихами, рассказами, которые побуждают к размышлениям, формируют ряд вопросов, поиск ответа на которые стимулирует развитие личности. Легенды – рождают волнение, печаль, вопросы, стремление и понимание. В них есть наставления, помогающие «почувствовать миры между мирами», чтобы дать «слово голосу, который старше, чем камни».
3. Люблю тебя, мой край родной:
- знакомство с достопримечательностями села, района, края,
- знакомство с художественными и литературными произведениями.
4. Народы, населяющие Ставропольский край:
- формирование у детей толерантности, уважительного отношения к людям разных национальностей,
- знакомство с традициями и культурой народов Северного Кавказа.
Средства реализации задач художественно-эстетического развития дошкольников:
1. Непосредственно организованное образование, интегрированное по всем образовательным областям Программы.
2. Совместная деятельность педагога с детьми.
3. Развивающая среда, способствующая развитию интереса к окружающей действительности, любознательности, патриотических чувств.
4. Работа с родителями. Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребенок-педагог для патриотического воспитания.
В рамках комплексного подхода к воспитанию у детей любви к своей Родине, Родному краю, поселку в ДОУ осуществляется взаимосвязь различных средств и методов воспитания. Используются следующие средства художественно-эстетического развития: устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, музыка, художественная литература.
В приобщении дошкольников к истории, культуре, природе, поселка, края осуществляется деятельностный подход. Дети сами могут делать выбор той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном, услышанном, это может быть лепка, рисование, аппликация, оформление выставки, альбомов.
Эффективным является привлечение детей к участию в сельских праздниках. Они имеют возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья, познакомиться с жителями Ставропольского края – носителями социокультурных традиций в области ремесел, искусства.
Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.
Через региональный компонент педагог в совместной деятельности с детьми имеет возможность раскрыть детям дух родной культуры через знакомство с историей, народными традициями, старинными обычаями Северного Кавказа и свершениями знаменитых соотечественников, возродить традиции семейного воспитания.
Знания о родном Ставропольском крае способствуют не только воспитанию патриотических чувств детей дошкольного возраста, но и бережному отношению к окружающей природе, нуждающейся в сохранении.
Любовь к большой стране начинается с любви к малой Родине. Анализ непосредственно образовательной деятельности с детьми, их совместная деятельность с взрослыми показывает, что среда, в которой эффективно может развиваться творческий потенциал требует создание специальных педагогических условий. В группах организованы центры по изодеятельности, музыкальному развитию, приобщению воспитанников к художественной литературе.
Образовательная деятельность ДОУ по художественно-эстетическому развитию с использованием регионального компонента строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы Ставропольского края, как важнейшего фактора развития территории.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности Ставропольского края предопределяет отбор содержания регионального компонента, усвоение которого позволяет выпускникам нашего ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, обладать эмоциональной восприимчивостью, эмоциональным откликом на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.