Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95430

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Изобразительная деятельность как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, МКДОУ "детский сад № 453 комбинированного вида", Город Новосибирск

Цель: Целью данной работы является изучение влияния изобразительной деятельности на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Исходя из цели, были сформулированы задачи исследования: 1. Изучить понятие воображения, его виды и функции. 2. Раскрыть особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста. 3. Выявить влияние изобразительной деятельности в развитии воображения детей дошкольного возраста. 4. Подобрать методики по установлению уровня развития воображения детей.

УДК 37.0+7.02

Изобразительная деятельность как средство развития

воображения у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста, посредством изобразительной деятельности.

Статья предназначена для ознакомления с курсовой работой.

В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов старших дошкольников и нахождения путей их оптимизации через различные приемы творческого самовыражения, в частности через изобразительную деятельность.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить свое творчество на практике, в реальной жизни.

Исследования ученых Е. А. Флериной [48], Н. П. Саккулиной [37], Т. С. Комаровой [17], Г. Г. Григорьевой [8] и др. показывают, что занятия рисованием в детстве положительно влияют на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных и других способностей.

Также стоит отметить, что в п. 2.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) [46] художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию изобразительной деятельности.

К сожалению, на сегодняшний день много методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм. Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности дошкольников.

Целью данной статьи является изучение влияния изобразительной деятельности на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Несмотря на полярность позиций по данному вопросу, отрицать важность творческой фантазии нельзя, ведь она является неотъемлемой частью процесса восприятия окружающего мира, его специфическим отражением в сознании каждой личности.

Дать определение понятию «воображение» стремились многие мыслители. Так, например, Аристотель характеризует воображение следующим образом: «Воображение же есть нечто отличное и от ощущения, и от размышления; оно не возникает без ощущения, а без воображения невозможно никакое составление суждений; а что воображение не есть ни мышление, ни составление суждений – это ясно. Ведь оно есть состояние, которое находится в нашей власти (ибо можно наглядно представить себе нечто, подобно тому, как это делают пользующиеся особыми способами запоминания и умеющие создавать образы), составление же мнений зависит не от нас самих, ибо мнение необходимо бывает, или ложным, или истинным. Далее, когда нам нечто мнится внушающим ужас или страх, мы тотчас же испытываем ужас или страх, и соответственно, когда что-то нас успокаивает. А при воображении у нас такое же состояние, как при рассматривании картины, на которой изображено нечто страшное или успокаивающее» [Цит. по: 5, с. 152].

Можно сделать вывод, что воображение – это вмешательство в бессознательные процессы человеческого разума.

Изучение развития воображения для многих может показаться бесполезным, так как мы вряд ли получим какой-либо практический результат. Но в действительности именно от развития воображения зависит и окружающая реальность. И, следовательно, людей должно волновать, что же именно оказывает влияние на развитие нашего воображения. Аристотель породил представление воображения, как чего-то присущего душе. Конечно, воображение характерно всем людям, и отличается оно лишь различной степенью его развития. Зачастую оно созидает образы, лишенные логической и смысловой основы, то есть, по сути, оно является бессмысленным, затрачивающим энергию, процессом.

В работах О. В. Боровика [4], Ю. А. Полуянова [33], В. А. Скоробогатова [38], Л. Ю. Субботиной [39] и др. раскрываются вопросы, связанные с развитием воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Воображение в старшем дошкольном возрасте проявляется особенно ярко по сравнению предыдущими годами жизни ребёнка. Неуёмной фантазии ребёнка старшего дошкольного возраста трудно не поразиться. И задача взрослых – развивать воображение. Ведь с этим психическим процессом тесно связаны и готовность к школе, становление личности, его творчества. У ребенка возникает способность идти от мысли к действию, то есть его воображение становится целенаправленным. Возникновение и дальнейшее развитие такого воображения у старшего дошкольника психологи связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменение содержания и форм общения ребенка с окружающими.

Анализ теоретических источников показал, что воображение – мощный инструмент для творчества. Пожалуй, воображение является одной из самых удивительных и могучих вещей, существующих в чертогах человеческого разума, а зачастую и вне его пределов.

Воображение способно конструировать невиданные и невероятные вещи, реальности, пространства, позволять вмешиваться в бессознательные процессы и управлять ими. Также воображение можно рассматривать и как самостоятельную реальность, чистый лист, способный вместить всё, что человеческий разум может пожелать.

Библиографический список

  • Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. – 2001. №1,50 с.
  • Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Академия, 2000. – 344 с.
  • Комарова Т. С. Вопрос большой важности : об эстетическом воспитании дошкольников / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 1960. − № 5. − 39-42 с.
  • Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.:
  • Полуянов Ю. А. Воображение и способности. – М.: Знание, 2003. – 50с/
  • Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 1973. – 208 с.
  • Скоробогатов В. А., Коновалова Л.И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. – М.: Союз, 2002. – 356с.
  • Субботина Л. Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 192с.
  • Флёрина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М.: Учпедгиз, 1956. – 91 с.

Наши новости:

Разместить свою публикацию