Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95418

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Совместная деятельность педагогов с детьми. Оздоровительная прогулка "Поход Робинзонов"

Дата публикации:

Автор:
инструктор по физической культуре, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 414 комбинированного вида "Чебурашка", город Новосибирск

Цель: Формирование у детей здорового образа жизни через погружение в туристическую деятельность.

Задачи: «Физическая культура»: совершенствовать двигательные способности детей, направленные на укрепления здоровья; развивать основные виды движений (ходьба, бег, прыжки); закреплять умения двигаться в колонне по одному по установленной дистанции с грузом до 500 грамм (с рюкзаками); развивать ловкость, координацию движений, выносливость, учить преодолевать несложные препятствия. «Здоровье»: способствовать формированию потребности вести здоровый образ жизни, соблюдать элементарные правила личной гигиены. «Безопасность»: формировать элементарные знания о правилах безопасного поведения в природных условиях; избегать возможных травм во время подвижных игр (столкновений, подножек), закрепить правила поведения на проезжей части дорог. «Труд»: приобщать к трудовой деятельности (очистить от мусора полянку). «Познавательное развитие»: развить у детей познавательные способности, учить отгадывать загадки; учить ориентироваться в пространстве и на плоскости (находить предметы на открытой местности по карте). «Развитие речи»: развивать диалоговую речь, коммуникативные навыки общения друг с другом и с взрослыми в непринужденной обстановке.

Открытое акционерное общество

«Фармстандарт – Уфимский витаминный завод»

(ОАО «Фармстандарт – УфаВИТА»)

Детский сад № 245

КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по образовательной области:

«Художественно – эстетическое развитие»

на тему:

«Башкирские национальные костюмы и головные уборы»

для воспитанников подготовительной группы

воспитательпо изодеятельности:

Абдульманова А.Р.

Согласовано: ст.воспитатель

______________Дунюшкина О.А.

Дата проведения: 20.03.2018г.

Уфа 2017

Технологическая картаООД

Тема: «Башкирские национальные костюмы и головные уборы»

Тип ООД: интегрированная образовательная деятельность.

Возраст детей: 6-7 лет.

Время проведения: в первой половине дня.

ФИО воспитателя: Абдульманова А.Р.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое развитие.

Задачи:

Образовательные:

- Расширять представление детей о башкирских национальных костюмах и головных уборах.

- Формировать умение украшать женский и мужской костюм элементами башкирского орнамента, применяя ранее полученные навыки.

- Закреплять умение самостоятельно создавать узор.

Словарная работа:

- Обогащение: кулдэк, камзул, хараус, елян, салбар, тюбетейка, кашмау, кукрэксэ.

- Активизация: орнамент, безрукавка,обычаи, традиции, костюм, головной убор.

Развивающие:

- Развивать композиционные умения размещать узор на костюме, красиво сочетая цвета.

- Развивать творческие способности, танцевально – игровое творчество.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к башкирскому народному искусству, любовь и бережное отношение к произведениям народного искусства.

- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

- Воспитывать любовь к родному краю.

Методические приемы: наглядный, словесный, практический.

Организация учебного места.

Используемые средства:

Демонстрационный материал:башкирские национальные костюмы (женский и мужской), тюбетейки, хараус, кукрэксэ, иллюстрации с растительным и геометрическим орнаментом.

Раздаточный материал: 4 тюбетейки, элементы башкирского орнамента для дидактической игры «Составь узор», картоны черного цвета, паетки (монетки), элементы башкирского орнамента, клей, салфетки, ножницы, простые карандаши.

ТСО.

Алгоритм проведения:

1.Организационная часть – эмоциональный настрой детей.

2.Вводная часть:

Слушание башкирской мелодии.

3.Основная часть:

Беседа о женском и мужском костюме, о головных уборах.

Малоподвижная игра «Тюбетейка»

Рассматривание иллюстраций с башкирским орнаментом.

4. Практическая часть

Пальчиковая гимнастика «Моя семья» (Минем гаилэм).

Самостоятельная работа детей.

5.Заключительнаячасть:

Подведения итога ООД

Предварительная работа: Чтение художественной литературы по теме, рассматривание ковров с башкирским орнаментом, дидактическая игра «Найди свой элемент».

Литература:

Программа «От рождения до школы» под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Камаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп-М.:2014. – 368с.

А.В.Молчева. Программа по декоративной деятельности детей дошкольного возраста на основе башкирского народного декоративно – прикладного искусства. Уфа 1995г.

Ф.Г.Азнабаева, М.И.Фаизова. Академия детства. Региональная программа для дошкольных образовательных организаций РБ. Уфа 2017.

Ход ООД

В.- Проходите, ребята, в группу. Давайте поздороваемся с нашими гостями! Здравствуйте!

В.- Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу.

В. – Садитесь, ребята, на коврик. Послушайте одну мелодию.

Звучит башкирская мелодия.

В. – Ребята, мелодия какого народа сейчас прозвучала?

Д. – Мелодия башкирского народа.

В.- Да вы правильно сказали это мелодия башкирского народа. Скажите, в какой республике мы с вами живем?

Д. – В Республике Башкортостан.

В.- Конечно же, в Республике Башкортостан. Это наша Родина. Люди, каких национальностей живут в нашей Республике?

Д. – Башкиры, русские, татары, чуваши, марийцы, немцы.

В. – Да, правильно. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, национальные танцы, национальные блюда, национальные костюмы. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с башкирскими национальными костюмами и головными уборами.

- Начнем с женского костюма. Башкирская женская одежда очень разнообразная. Нательной одеждой башкирок были платья «КУЛДЭК». Давайте вместе произнесем слово платье на башкирском языке «Кулдэк». Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами. Также украшали оборками, атласными лентами.

На платья одевали приталенную безрукавку «КАМЗУЛ». Чем расшит «камзул»?

Д. – Камзул расшит монетами.

В. – Когда выходили на улицу, то надевали длинный кафтан из темной ткани, который назывался «ЕЛЯН» (произносим вместе). Елян тоже расшит монетами, лентами. У женского костюма есть еще нагрудная повязка «КУКРЭКСЭ» (произносим вместе). Она прикрывала грудь. Покрыта полностью монетами. У женщин были очень красивые головные уборы. Как называлась налобная повязка у женщин? «ХАРАУС».

- Какие еще женские головные уборы вы знаете? (Платки).

- Теперь посмотрим на мужской костюм. Он был однотипен во всех регионах. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и длинная рубашка. Тоже называется «кулдэк». Поверх рубашки носили безрукавку «КАМЗУЛ». При выходе на улицу тоже надевали елян. В холодное время года носили овчинные шубы. Мужские штаны называются «САЛБАР».

В.- А как называется головной убор у мужчин?

Д. – Тюбетейка.

М/п игра «Тюбетейка».

В. – Предлагаю вам немного отдохнуть и потанцевать. Вставайте в круг. Мы будем под музыку одевать тюбетейку соседу и так по кругу, на ком музыка остановиться, тот выбирает себе пару (Девочки выбирают мальчика, а мальчики девочку) и показывает танцевальные движения, а другие повторяют.

В.-Ой, как хорошо мы потанцевали. Садитесь. Скажите, чем украшены костюмы?

Д. – Узорами, монетами, лентами.

В. – А как мы можем назвать башкирские узоры?

Д. – Башкирский орнамент.

В. – Ребята, большое значение в башкирском орнаменте уделяется цвету – это всегда яркие и теплые тона. С помощью цвета башкирские мастера передавали настроение и переживания людей. Скажите, сколько цветов используется в башкирском орнаменте?

Д.- 4 цвета. Это – красный, зеленый, черный, зеленый.

В.- Что означают эти цвета?

Красный – цвет огня и тепла.

Желтый – означает богатство.

Зеленый – цвет вечной зелени.

Черный-это наша башкирская плодородная земля.

В. – Какие виды орнамента вы знаете?

Д. – Есть растительный и геометрический орнамент.

В. – Давайте встанем и посмотрим на виды орнамента. Кто нам покажет и назовет растительные орнаменты на этих коврах?

Д.- Растительный орнамент – из растительных элементов (листочки, завитки, спирали, рогообразные и сердцевидные элементы).

Геометрический орнамент – это квадраты, овал, ромб, треугольник, зигзаги, кресты, круги.

Дидактическая игра «Составь узор на тюбетейке».

В. – Посмотрите, ребята, у меня есть вот такие тюбетейки. Их нужно украсить башкирским орнаментом. Составить на них узор. Найдите себе пару и подойдите к столу.

Практическая часть.

В.- Молодцы. Ребята, а сейчас вы носите национальные костюмы – тюбетейки, хараусы? А хотите, чтобы и вас были национальные костюмы. (Да) Тогда я предлагаю вам сейчас превратиться в башкирских мастеров и самим сшить костюм, который называется елян.

В. – Посмотрите, вот такой елян мы будем с вами делать. Какого цвета елян? (Черного). В основном да он черный, но бывают и зеленые, темно- красные, белые. Чем у меня украшен елян? (Узорами. Монетами, полосками – лентами). Я на картон заранее нанесла силуэт еляна. Вам нужно по линии карандаша аккуратно вырезать его. Затем украсить елян орнаментом, которые мы с вами заранее вырезали. Если всем все понятно, садимся за стол.

В.- А прежде чем начать работать, давайте мы с вами подготовим к работе наши ручки.

Пальчиковая гимнастика.

Был бармагым – олатай.

Был бармагым – олэсэй.

Был бармагым – атай.

Был бармагым – эсэй.

Был бармагым – мин,

Сонки ул бэлэкэй.

В. – Ручки мы подготовили. Теперь вспомним правила пользования ножницами.

1.Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2. При работе внимательно следите за направлением резания.

3. Не держите ножницы лезвием вверх.

4. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

5. Не режьте ножницами на ходу.

6. Не подходите к товарищу во время работы.

7. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

8. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Самостоятельная работа.

Рефлексия.

В.- Ребята, какие красивые у вас получились еляны.

- Какими видами башкирского орнамента вы украшали елян?

- А какие основные цвета использовали при составлении узора?

- Молодцы, ребята! Каждый из вас сегодня старался, и у каждого получилась интересная работа.

Наши новости:

Разместить свою публикацию