Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 31/2
Администрации города Апатиты
КОНСПЕКТ
занятия
с детьми старшего дошкольного возраста
«Я и мое тело. Органы чувств»
Автор: воспитатель
Рухлова Ирина Владимировна
г. Апатиты
2017 г
Интеграцияобразовательных областей:
Познавательное, социально – коммуникативное, речевое развитие.
Виды деятельности: исследовательская, игровая, коммуникативная.
Цель: продолжать формировать представления детей о своем теле, дать знания об органах чувств, их значении.
Задачи
Обучающие:
- формировать представление у детей о значении каждого органа чувствдля нормальной жизнедеятельности человека: зрение (глаза)– смотреть, слух (уши)– слышать звуки, обоняние (нос) – различать запахи, вкус (язык) – распознавать на вкус, осязание (кожа) – ощущать;
- уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств, при восприятии им окружающего мира;
- дать знания о правилах гигиеныибережном отношении к своему телу.
Развивающие:
- обогащать сенсорный опыт детей (слух, зрение, вкус, осязание);
- создать условия для развития исследовательской деятельности ребёнка; развивать интеллект и речь ребёнка, мелкую моторику;
- закреплять умение слушать, анализировать информацию, делать выводы.
- обогащать лексикон новыми терминами;
Воспитательные:
- воспитывать желание бережно относится к своему телу, вести здоровый образ жизни;
- воспитывать культуру речевого общения.
Дидактический наглядный материал
Для детей:
- наборы для исследования: вкус - соленое (огурец или раствор соли), горькое (крепкий чай без сахара), сладкое (молочный шоколад или сахарный сироп); кислое (клюква, лимон); осязание - наждачная бумага, мех, гладкая древесина, лед, бутылка с горячей водой); зрение (кусочки яблока); слух (звуки воды, горящего костра, сигнал автомобиля, грозы); обоняние (кофе, апельсин, духи, чеснок)
- маски для сна на каждого ребенка
- зеркальце на каждого ребенка
Для воспитателя:
- мультимедийное оборудование
- аудиозаписьзвуков
Предварительная работа
- Беседы «Моё тело. Головной мозг», "Мое тело. Сердце», "Мой скелет"
- Рассматривание картинок, иллюстраций"Тело человека»
Ход занятия
I часть. Организационный момент
Дети стоят у входа в группу.
Воспитатель:
- Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычное занятие. Нам предстоит совершить путешествие в медицинский исследовательский центр и узнать много нового о нашем теле. Вы готовы?(Ответы детей)
(Дети садятся. На экране здание медицинского центра)
II часть. Экскурсия по лабораториям
1 лаборатория«Орган слуха»
- Посмотрите, мы с вами находимся в первой лаборатории, что здесь изучают, мы узнаем, отгадав загадку.
Загадка:
Лиза слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Лизе …(Ушки)
(Воспитатель показывает детям картинку строения уха)
- Посмотрите - это наше ухо. Давайте рассмотрим его. (Показывает и называет части уха)
- Для чего нам нужны уши? (Ответы детей)
Проведем эксперимент, сейчас мы попробуем отгадать звуки на слух. (Дети надевают маски для сна, прослушивают звуки водопада, огня, грозы, автомобиля, отгадывают. Воспитатель демонстрирует картинки правильных ответов)
- Как мы с вами можем позаботиться о наших ушах. (Ответы детей - чистить уши, мыть их, избегать громких звуков, не засовывать в уши предметы)
- А еще наши ушки любят, когда их массируют, давайте сделаем массаж.
Самомассаж
Взяли ушки за макушки(большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули…(несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали.продвижением вниз)
Мочки надо пощипать:(пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять. ( разминаем мочки пальцами)
Вверх по ушкам проведём(провести по краю уха, слегка сжимая большим и
И к макушкам вновь придём.указательным пальцами)
- Какие вы все молодцы и все знаете и массаж умеете делать. Отправляемся в следующую лабораторию?(Да)
- Тогда слушайте загадку.
2 лаборатория «Орган обоняния»
Загадка:
Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит
То заходит, то выходит.(Нос)
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, так выглядит нос человека. Скажите, зачем человеку нос? (Ответы детей - дышать, чувствовать запахи).
- Правильно, наш нос тоже помогает нам исследовать мир. Хотитеэто проверить.
(Проводим исследования с восприятием запахов с закрытыми глазами, для этого даем понюхать и определить по запаху чеснок, апельсин, кофе, духи)
- Наш нос хочет, чтобы мы о нем заботились. Как мы можем позаботиться о нашем носике. (Не простывать, закаляться, не засовывать предметы.)
- А еще мы можем делать дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика «Паровозик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Ходьба по кругу, делая попеременные движения руками и приговаривая: «Чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.
- Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием.
3 лаборатория «Орган вкусовых ощущуений»
Воспитатель:
- Интересно, а чем занимаются в этой лаборатории?
Загадка:
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык)
- Для чего же нам нужен язык? (Говорить, кушать)
- Ребята, возьмите зеркальце и рассмотрите свой язычок, вы увидите точечки на нем, это вкусовые рецепторы, именно они распознают различные вкусы. Посмотрите на картинку, на языке есть разные зоны, которые определяют вкус. (Рассматривают картинку)
- Давайте проведем эксперимент, сможем ли мы различить вкус продуктов, не глядя на них. (Пробуют продукты, определяют какой на вкус и название продукта)
- А кто мнерасскажет, как нужно заботиться о языке? (Чистить зубы, не простывать, не есть горячее)
Наш язык очень любит делать гимнастику, давайте все вместе покажем ее.
Упражнение "Часики". (Вырабатываем умение поворачивать языком к уголкам рта.)
Упражнение «Лошадка». (Для выполнения, нам потребуется: улыбнуться, раскрыть ротик щелкать кончиком язычка за верхними зубами, будто бы цокаете копытцем. Нижняя часть челюсти в неподвижном состоянии, внимание уделяем работе кончика языка.)
- Молодцы, а нам пора отправится в следующую лабораторию.
4 лаборатория "Осязание»
Загадка:
Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором. (Пальцы)
- Наше тело покрыто кожей. Кожа, оказывается, может «рассказать»нам о том, что нас окружает. Кожа передает информацию о том, к чему мы прикасаемся: холодное или теплое, мокрое или сухое, гладкое или шершавое.
Давайте проверим, наденем маски и попробуем определить качество предмета. (Определяют на ощупь предмет)
- как думаете, мы должны заботиться о нашей коже,как? (Ответы детей)
Пальчиковая гимнастика "Ягоды"
Ягоды – это крыжовник,
Клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник,
Смородина и земляника.
(Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.)
Запомнил ягоды, я, наконец. (Показывают кулачки)
Что это значит?
Я – молодец!(Большой палец вытягивают вперед.)
5 лаборатория «Зрение»
Загадка:
Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят.
- Глаза главный орган, позволяющий нам познавать мир, ведь с помощью глаз мы получаем 90% информации. Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Мы уже с вами узнали, как сложно, не видя предмета, определить, что происходит, даже ошибались. Давайте еще раз убедимся, как важны глаза. Вы, пробовали, есть с закрытыми глазами, а кормить другого человека? Хотите попробовать, тогда берите по кусочку яблока. Вставайте парами и попробуйте накормить товарища.
- Сложно? Как мы можем оберегать наши глазки, чтобы они долго могли смотреть на этот удивительный мир? (Ответы детей)
- Глаза тоже любят делать гимнастику, давайтеее сделаем все вместе.
Зрительная гимнастика«Лучик солнца»
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.(Моргают глазами.)
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись(Делают круговые движения глазами.)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.(Отводят взгляд влево.)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо.)
III часть. Подведение итогов
Воспитатели:
- Ребята, это была последняя лаборатория, в которую мы зашли, давайте вспомним, какие органы чувств нам помогают исследовать мир. (Ответы детей)
- Вот и закончилось наше виртуальное путешествие. Понравилось, ли оно вам? (Ответы детей)