Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96122

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 16.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

ОСОБЕННОСТИ ПОЛОРОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Дата публикации:

Автор:
Воспитатель, МДОУ - детский сад № 44 "Колокольчик", Московская область, город Серпухов

Цель: организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей

Задачи: Углублять понимание половой принадлежности «Я - девочка», «Я – мальчик».

ОСОБЕННОСТИПОЛОРОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Колесникова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ - детский сад № 44 «Колокольчик», г. Серпухов

Современный, быстро меняющийся динамический мир диктует нам свои правила. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. gender – род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.[5.с. 20]

В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явления, вырабатывающиеся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.
Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе половой социализации. Она рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. [2.с.42]
В наши дни стало актуальным говорить и писать о полоролевом подходе в экономической, политической и социальной сферах жизнедеятельности человека. Тем не менее, толкование гендерных индикаторов не может ограничиваться перечисленными сферами. Назрела необходимость профессионального рассмотрения гендера и в контексте жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Специалисты дошкольной педагогики стараются акцентировать гендерные аспекты во многих видах деятельности детей: игровой, трудовой, познавательной и др. В отношении детей дошкольного возраста подобные исследования вообще единичны.

Как считал педагог Ж. Руссо говорил, что «Как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать». [3.с.5]
В настоящее время одним из центральных направлений в педагогике является личностно – ориентированный подход к каждому ребенку. Гуманизация образования предполагает, что в процессе формирования личности ребенка педагог учитывает все его особенности, в том числе и пол. Физическое развитие дошкольника должно занимать в этом процессе одно из ведущих мест. Учет полоролевых особенностей позволяет добиться высоких результатов в физическом воспитании, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.
Ни для кого не секрет, что мальчики и девочки отличаются в биологическом и физическом развитии. Более явными становятся различия между мальчиками и девочками в освоении и выполнении движений, в двигательной активности и т.д. Отечественные учёные Ц. Какабадзе, И. Попов, В. Урицкая пришли к выводу, что цель, методы и подходы в физическом воспитании мальчиков и девочек должны быть различны. [3. с.5]

Ученые С.Ярнесакс,Э.Ю. Пээбо,Э.С.Вильчковский выявили, что в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метаниепредметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой. [4. с.45] Мальчики более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньшее значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны. Девочки же очень стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность.

Мальчишескую  двигательную активность отличают: простота, угловатость, силовой  атлетический стиль, четкая  целенаправленность, отсутствие  вычурности эстетической завершенности,  элементы атаки, нападения,  преследования.

 Отмечено, что движения девочек чаще всего бывают пластичными, плавными, вычурными, эстетически богатыми (с мимикой, жестами),  с элементами боязни, пассивности, более связанными с музыкой, танцами.

Учитывая данные двигательных особенностеймальчиков и девочек,используется дифференцированный подход в реализации задач в направление «Физическая культура». Особенность такойдифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, в процессе специально организованной деятельностиразвиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Углубляются понимание половой принадлежности «Я - девочка», «Я – мальчик».

Для учета полоролевых особенностей дошкольников на таких занятиях следует учитывать, что

Подбор упражнений и оборудования только для мальчиков или только для девочек мальчики занимаются с набивными мячами, на гимнастической стенке, а девочки с лентами, обручем.
Различия по дозировке и по времени выполнения упражнения: мальчики могут отжимаются 10 раз, а девочки 5.
Различия в обучении сложным двигательным движениям, таким как: метание на дальность легче даётся мальчикам, прыжки на скакалке девочкам.
Следует обратить внимание на требования к выполнению одних и тех же движений: у мальчиков больше четкости, они прилагают больше усилий, ритмичности, девочки же наоборот более пластичны, выразительны, грациозны в движениях.
Необходимо сделать акцент внимания детей на мужские и женские виды спорта: мальчики предпочитают подвижный спорт как хоккей, футбол, гонки, а девочки более спокойный такой как фигурное катание, художественная гимнастика, плавание.
Требования в оценки деятельности мальчиков и девочек также не мало важный аспект: мальчикам важно, что именно оценивается в их деятельности, способы выполнения, требованиях к качеству, с девочками чаще стоит прибегать к образцу, имитации, сравнению.
Различия враспределении ролей в подвижных играх: мальчики выбираютмужские роли (медведи, волки и т.д.), девочки женские (пчелки, лисички, зайки и т.д.). Мальчики бегают друг за другом, бросают предметы, в цель используя при этом всё предоставленное им пространство. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную поверхность : лазание по гимнастической лестнице. В противовес мальчикам девочки играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

На физкультурных праздниках используются показательные выступления, на которых мальчики демонстрируют свое мастерство в силе, ловкости, быстроте: перетягивание каната, упражнения под музыку с гантелями, маршировка, игры, эстафеты и соревнования на военную тематику. Девочки показывают свою грацию, гибкость в упражнениях под музыку с лентами, обручами.

Формирование нравственных качеств мальчиков и девочек: мальчики всегда стремятся помочь девочкам, у девочек приемлемо скромность, материнство, заботы о других.
Таким образом современным педагогам необходим обращать внимание на полоролевое воспитание девочек и мальчиков. Физическая культура является не только важнейшим аспектом здоровьесбережения, но и действенным средством гендерного воспитания детей дошкольного возраста. В процессе физического воспитания происходит усвоение в соответствии с полом содержания женской и мужской модели поведения, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способностей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Веракса. Н.Е, Комарова. Т.С, Васильева. М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы. – Москва Мозаика – Синтез., 2012., с .332

2. Градусова. Л.В., Гендернаяпедагогика. – Москва., Издательство Флинта., Издательство Наука., 2011., с.

3. Еремеева. В.Д, Хреуман. Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. – Москва., Линка – Пресс., 1998., с. 280

4. Мелихина. Н.А. Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. // научно – практический журнал: Инструктор по физкультуре № 2., 2011., с. 112

5. Шелухина. И.П. Мальчики и девочки дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. – Москва., ТЦ Сфера., 2008., с. 150

Наши новости:

Разместить свою публикацию