Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96420

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ.

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 11 "Полянка", г. Нижний Новгород

Цель: Формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи: Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, расширить представления детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится о нем. Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков. Расширят знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания. Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения - мотивов укрепления здоровья.

В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются к современному обществу. По ФГОС это прежде всего создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.

Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать.

Для того, чтобы успешно жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Поэтому одним из основных приоритетных направлений моей работы является работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и приобщения к ценностям здорового образа жизни через интеграцию образовательных областей.

Работая по данному направлению, я организовываю разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализую комплекс профилактических, воспитательно-образовательных работ.

В своей работе я применяю различные формы двигательной активности. Использую разнообразные виды утренней гимнастики:

  • Ритмическая гимнастика под музыку.
  • Утренняя гимнастика в игровой форме.
  • Гимнастика с использованием полосы препятствий
  • С включением оздоровительных пробежек
  • Спонтанный танец

А также ежедневная пальчиковая гимнастика, оздоровительная гимнастика после сна, игровые двигательные упражнения, физкультурные минутки, динамические паузы, подвижные игры на воздухе, физкультурные занятия, танцевально-музыкальные разминки.

С целью заинтересовать детей я использую разнообразные формы проведения занятий по физической культуре. Это как и традиционные занятия, образцы которых нахожу и подбираю во многих методических пособиях, из опыта работы других воспитателей, так и практикую альтернативные (нетрадиционные) формы организации:

НОД по карточкам. После проведения вводной части и общеразвивающих упражнений каждый ребенок получает индивидуальную карточку, на которой в виде пиктограмм или схем изображены основные движения, в которых нужно поупражняться данному ребенку, и указана последовательность выполнения движений. По сигналу педагога дети упражняются в первом, изображенном на карточке виде движения, через 2 минуты переходят к следующему упражнению и т.д. виды основных движений и их количество зависит от уровня подготовленности детей и степени нагрузки, полученной в общеразвивающих упражнениях. На индивидуальных карточках могут быть изображен предмет, с которым ребенку предлагается выполнить упражнения. Это позволяет педагогу предлагать отдельным детям выполнять упражнения с палкой для профилактики нарушений осанки, с гантелями для развития силы: девочкам с лентами, мальчикам выбрать снаряд по желанию.

НОД, построенные на музыкально - ритмических движениях НОД, построенная на музыкально - ритмических движениях, нравятся детям и успешно применяются для создания бодрого настроения у детей и обеспечения более тесной взаимосвязи в работе музыкального руководителя и. Вводная часть, как правило, состоит из разного вида ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. Общеразвивающие упражнения чаще проводятся в виде ритмической гимнастики. После неё целесообразно предложить детям музыкальные игры и танцы, закончив их хороводом или медленными танцевальными движениями, чтобы снизить нагрузку.

С одним пособием НОД, интересны уже тем, что у педагога есть возможность продемонстрировать детям многообразие способов использования какого-либо спортивного предмета в различных видах деятельности (прыжках, беге, метании, лазании, равновесии). Оно включает в себя разнообразные упражнения, что обеспечивает развитие физических качеств, двигательных умений, оказывает положительное влияние на различные виды мышц и способствует воображению, фантазии, дети учатся использовать один предмет в разных ситуациях. Например,с обручем. Вводная часть – бег из обруча в обруч, ходьба приставным шагом боком по обручу, прыжки из обруча в обруч. Общеразвивающие упражнения – с обручем. Основные движения – в обруч различными способами, бег змейкой между ними. Подвижные и малоподвижные игры подбираются также с использованием обруча.

Круговая тренировка. Используемая форма проведения рекомендована в работе со старшими дошкольниками. Принцип организации достаточно прост: вводная и заключительная часть проводится в традиционной форме. Во время, отведенное для общеразвивающих упражнений и основных движений, и организуется собственно круговая тренировка. Для этого следует подготовить несколько групп с одинаковым спортивным инвентарём в каждой, чтобы дети одной группы могли упражняться на них одновременно, и расположить их по кругу. Например, для группы детей в 20 человек можно приготовить 5 групп предметов: скакалки, мячи пролёты гимнастической лестницы, скамейки и расположить их в последовательности, обеспечивающей тренировку разных групп мышц. Каждый ребенок встает к какому-либо пособию и упражняется на нём в течении 2-х минут. Затем по сигналу педагога дети переходят по кругу к следующему пособию и так далее, пока не замкнется круг. В зависимости от степени физической нагрузки, полученной детьми на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ организации НОД позволяет обеспечить высокую моторную плотность, дает возможность детям проявить творчество и инициативу, самим придумывая способы выполнения упражнений.

Построенное на одном движении для упражнений в основных движениях отбирается только один из видов (например, лазание). Дети упражняются в различных его видах: ползании по скамейке, лазании по гимнастической стенке, пролезании в обруч и т.д. При планировании такого занятия важно продумать последовательность упражнений, чтобы чередовать нагрузку на разные группы мышц. Поэтому в водной части и подвижной игре этот вид движения лучше не использовать.

Сюжетно-игровые занятия Сюжетно-игровые занятия – построенное на сказочной или реальной основе. Беря за основу классическую структуру занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика НОД должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывая их уровень.

Спортивное ориентирование. Проводятся на участке детского сада. Перед началом проведения 2 команды получают маршрутные листы. На них схематично изображен участок, где будет проходить занятие и путь следования команд. После небольшой разминки команды отправляются в путь в сопровождении воспитателя и преодолевают различные препятствия: перелезают через барьеры или пролезают сквозь них, лазают по гимнастической лестнице, идут по бревну и т.д. Заканчивают маршрут обе команды в одном месте, где их поджидает письмо или сказочный персонаж с предложением поиграть, провести эстафету и т.д. Для НОД в такой форме целесообразно использовать полосу препятствий, а заканчивать рекомендуется игрой или эстафетами.

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм НОД,

тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на

психику ребенка.


Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулках и самостоятельная двигательная деятельность детей. В зимний период времени на прогулках обязательно использую подвижные игры, катание на санках, лыжах. В летний период времени провожу закаливающие процедуры: мытьё ног, закаливание воздухом, принимаем солнечные ванны, босохождение- всё это благоприятно сказывается на укрепление здоровья детей. И то и другое обеспечивает высокий закаливающий эффект. Занятия спортивными играми и упражнениями направлены, прежде всего, на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям.

Понимая важность и нужность всех оздоровительных мероприятий, в работе с детьми использую различные формы и методы.

Во всех видах деятельности я использую оздоровительные паузы, что позволяет детям снять утомление, активизировать их внимание, повысить умственную работоспособность. Я провожу их в форме подвижной или дидактической игры с выполнением движений, включая пальчиковые упражнения, психогимнастику, игры на релаксацию, музыкальные минутки, анимированные физкультминутки.

Большое внимание я уделяю развитию навыков и умений в области охраны здоровья, профилактики детского травматизма. С этой целью мною проводятся познавательные занятия, занятия - развлечения, дидактические игры, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстрированного материала, сюжетно-ролевые игры, творческие мастерские, постановка ситуационных задач, метод выбора, наблюдения, организую просмотр обучающих мультфильмов, фильмов, презентаций, обсуждаем проблемные ситуации, использую компьютерные игры.

Провожу занятия из серии «Забочусь о своем здоровье», знакомлю детей с основными правилами гигиенического поведения (как предупредить болезни, избежать несчастного случая и оказать первую медицинскую помощь – практические методы). С детьми провожу беседы о здоровой пище (упражнение «Приготовим салат, борщ и т.п.), как устроен организм, как работают основные системы и органы (самообследование).

На занятиях уточняются и закрепляются элементарные знания о пользе физических упражнений, роли двигательной активности, влияние физических упражнений на организм человека, на самочувствие, о полезных и вредных привычках, предупреждении некоторых заболеваний, травматизма (игры-тренинги «Слепой и поводырь», «Я и мои эмоции», «Заболело ушко» и др.)

Организовывали вместе с детьми простейшие практические ситуации, как поступить, если заложен нос, заболело ухо, промокли ноги, как провести гимнастику для глаз, как заботиться о коже. Предлагала им самостоятельно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, искали ответ на вопрос «Кто помогает нам быть здоровым?»,

Немаловажное значение имеет правильно организованный здоровый сон. Для быстрого спокойного засыпания в работе я использую слушание сказок (стихов, рассказов), музыкальное сопровождение. Во время подъема детей использую бодрящую гимнастику. Ее цель поднять настроение и мышечный тонус детей. Начинается гимнастика с упражнений в постели, затем проводятся корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

Чтобы дать ребенку почувствовать себя социально значимым с первой минуты пребывания в группе я оформила уголок «Здраствуйте, пришел!». Для учета индивидуальных особенностей каждого ребенка мною создан уголок «Музыка настроения», в котором дети вместе с родителями отмечают, с каким настроением ребенок пришел в детский сад, с каким настроением уходит домой. Это дает возможность продумать индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его настроения.

Одним из необходимых условий формирования у детей установки на здоровый образ жизни является гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры

Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы. Я применяю следующие приёмы:

  • разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
  • Пример взрослого;
  • Приучение, упражнение;
  • Создание воспитывающих ситуаций;
  • Поощрение
  • Вариативные задания, необычные ситуации
  • Дидактические игры,
  • Потешки, стихотворения

Вечернее время часто использую для снятия утомления. Включаю мероприятия на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыки, смехотерапия.

Работа с детьми по формированию здорового образа жизни невозможна без взаимодействия с семьей. Разработала информационный материал по профилактике плоскостопия, правильной осанки, информацию по закаливанию детей в домашних условиях, оформила подборку игр с детьми на улице в разное время года, консультации «Вред гиподинамии» Родители принимали участие в конкурсе семейных газет.

Сравнительный анализ данных диагностики показывает положительную динамику сформированности уровня представлений, умений и навыков по формированию основ здорового образа жизни у детей. Дети становятся увереннее, у них повышается умственная трудоспособность, усидчивость, они становятся выдержаннее и внимательнее, улучшается эмоциональная сфера. У детей формируются положительные привычки к здоровому образу жизни, правильная осанка, в движениях присутствует свобода и непринужденность.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 «Полянка»

( МБДОУ «Детский сад № 11 «Полянка»)

Доклад на тему:

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ,

МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ.


Подготовила

Воспитатель

Дубова О.В.

Нижний Новгород

2017-2018

Наши новости:

Разместить свою публикацию