"Организация НОД на тренажерах с детьми дошкольного возраста»
Клетченко Ольга Алексеевна инструктор по физической культуре
В последнее время в дошкольных учреждениях, и в нашем в том числе, стали появляться различные физкультурно-оздоровительные тренажеры. Тренажеры способствуют укреплению разных групп мышц и всего организма в целом. Они достаточно просты и удобны в обращении, могут использоваться на физкультурных занятиях, во время гимнастики как после дневного сна, так и утром, в самостоятельной деятельности.
Занятия с тренажерами оказывают положительное воздействие на организм ребенка, но только в том случае, если нагрузка строго дозируется. Нагрузка, превышающая уровень физиологических возможностей ребенка, может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой, дыхательной систем и неблагоприятно отразиться на здоровье и развитии ребенка.
Применение тренажеров наиболее целесообразно в старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет). Этот возраст наиболее благоприятен для развития координационных и скоростно-силовых качеств, выносливости и гибкости. Дети этого возраста уже способны анализировать свои движения и действия, контролируя таким образом свое самочувствие. Двигательная активность (ДА) к 6 годам становится более целенаправленной, отвечающей индивидуальному опыту, интересам и желаниям. Во время занятий с тренажерами старшие дошкольники стремятся не только поддерживать высокий уровень ДА, но и проявлять физические возможности – силу, ловкость, выносливость.
В настоящее время в дошкольных учреждениях используются тренажеры, укрепляющие разные группы мышц (простые и сложные).
Простые:
• "Эспандер" (для мышц плечевого пояса);
• "Диск "Здоровье" (для укрепления мышц туловища и ног);
• Гантели, гири (для укрепления рук и плечевого пояса);
• Массажеры "Колибри" (профилактика плоскостопия, проведение массажа ступней ног);
• Мячи-массажеры (для массажа разных частей тела);
• Резиновые кольца (для развития мышц кистей рук);
• Массажные коврики (для массажа ступней ног, профилактики плоскостопия);
• Гимнастические ролики (для развития координационного аппарата);
• Гимнастические мячи (для развития гибкости позвоночника и координационных способностей).
Сложные:
• "Тяга верхняя";
• "Тяга нижняя";
• "Гребля";
• "Брусья опорные";
• "Скамья наклонная";
• "Велотренажер";
• "Жим ногами";
• "Бегущая дорожка".
Данные тренажеры отвечают основным педагогическим требованиям:
• имеют привлекательный вид, а значит, вызывают у детей интерес, побуждают их к разнообразной ДА;
• учитывают особенности образного восприятия дошкольников;
• позволяют создавать игровые ситуации с использованием разных сюжетов;
• доступны всем детям, независимо от их физической подготовленности (высокий, средний, низкий);
• моделируют такие движения как бег, прыжки, подлезания и др.;
• соответствуют ростовым характеристикам детей и их функциональным возможностям.
Конструкции тренажеров соответствуют условиям эксплуатации в закрытых помещениях, а размещать их можно в соответствии с той методикой, которой придерживается педагог на физкультурных занятиях. Непременное условие – соблюдение мер, предупреждающих травматизм детей.
Занятия с тренажерами должны оказывать тренирующее воздействие на организм. Известно, что тренирующий эффект может достигаться при среднем уровне частоты сердечных сокращений (ЧСС) 140 – 160 ударов в минуту у детей 5 – 7 лет. Верхняя граница изменения ЧСС находится в пределах 160 – 180 ударов в минуту. Как правило, нагрузки при этом должны быть кратковременными (длительность непрерывной работы – 2-3 минуты).
Методика занятий с использованием тренажеров разного типа со старшими дошкольниками
Занятие тренировочного типа с тренажерами позволяют детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию силы, быстроты движений, ловкости, гибкости и общей выносливости. Кроме того, эти занятия значительно повышают эмоциональный тонус, активизируют познавательную деятельность, воспитывают выдержку, решительность, смелость, любознательность, воображение, формируют умение бережно обращаться с пособиями, управлять своим поведением и обращаться со сверстниками.
Основные задачи:
1. Тренировка всех систем и функций организма (сердечно-сосудистая, обменные и терморегуляционные процессы) через организацию оптимальных для данного возраста нагрузок.
2. Укрепление мышечного тонуса путем интенсификации ДА и постепенного увеличения физической нагрузки на всю мускулатуру.
3. Удовлетворение естественной потребности в разных формах ДА.
4. Развитие общей выносливости и физических качеств.
5. Овладение определенными двигательными умениями и навыками, а также приемами страховки.
Занятия с использованием тренажеров со старшими дошкольниками проводятся 2 раза в неделю. Ознакомление с тренажерами проводится с каждым ребенком индивидуально или небольшой подгруппой (5-6 чел).
При организации занятий с тренажерами должен быть использован дифференцированный подход к детям. Для его реализации следует распределить детей на 2 подгруппы на основе трех основных критериев:
1) состояние здоровья;
2) уровень физической подготовленности;
3) двигательная активность.
Первую подгруппу составляют дети практически здоровые, имеющие средний и высокий уровень ДА и хорошую физическую подготовленность.
Во вторую подгруппу могут быть включены дети II и III групп здоровья (частоболеющие, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения) с низким уровнем ДА и слабой физической подготовкой.
Занятия на простых тренажерах состоят из двух частей: водной (3-4 мин) и основной (20 мин).
Вводная часть включает ходьбу, дыхательные упражнения, игровые упражнения на внимание, основная – выполнение комплекса с использованием простых тренажеров со всеми детьми (ролики, массажные мячи, гантели и пр.). их следует выполнять под музыкальное сопровождение. Занятие заканчивается малоподвижной игрой или упражнениями на релаксацию.
Занятия на тренажерах сложного устройства начинаются с разминки (2 – 3 мин), которая включает ходьбу и упражнения на дыхание. В основную часть вместо ОРУ и основных движений включены упражнения на тренажерах сложного устройства. Они выполняются по подгруппам (5 – 7 детей) с учетом основных критериев или индивидуально.
При работе на тренажерах очень важно контролировать нагрузку и следить за состоянием здоровья каждого ребенка. Сначала проводятся контрольные занятия, на которых присутствует медсестра и измеряет пульс, давление до и после нагрузки. По этим показаниям планируется нагрузка для каждого ребенка. Через каждые 2 – 3 минуты ребенку предлагается отдохнуть, выполняя упражнения на расслабление и дыхание. В конце проводятся упражнения на расслабление.
Опыт показал, что в результате проведения занятий на тренажерах у детей наблюдается улучшение не только общей физической подготовленности, но и укрепляется здоровье в целом, удовлетворяется биологическая потребность детей в движениях, а также повышается эмоциональный тонус, активизируется их познавательная деятельность.