Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95435

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

"Региональная культура как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста"

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, МКДОУ "Детский сад № 14", Ставропольский край, Шпаковский район, х. Дёмино

Цель: Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в контексте знакомства с региональной культурой Ставрополья.

Задачи: -формировать любовь к родному поселку, району, Ставропольскому краю, интерес к прошлому и настоящему; - развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, стране; - воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственность за все, что происходит в поселке и крае, сопричастность к этому; - развивать бережное отношение к поселку, краю (достопримечательности, культура, природа); - формировать умение ориентироваться в ближайшем природном окружении и отражать это в своей деятельности.

«Региональная культура как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Старостенко Наталья Адамовна,

воспитатель МКДОУ «Детский сад № 14»

Любовь к родному краю, родной культуре, родной

речи начинается с малого – любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в

любовь к родной стране, к ее истории, прошлому

и настоящему, ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

Ослабленные позиции патриотизма у современной молодежи делает проблему патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одной из наиболее актуальных.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте формируется фундамент для развития полноценной, гармонично развитой личности, становление ребенка как гражданина, патриота своей Родины.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, незнающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Центральной идеей воспитания патриотических чувств у русских педагогов была идея народности. К.Д.Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он считал культуру блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.

С. Михалков утверждал, что «только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнавать ее, стать подлинным патриотом».

Патриотизм – это раскрытие общечеловеческих качеств личности, приобщение к культуре региона, края, привязанности к окружающим.

Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста заключается в потребности участвовать во всех делах на благо представителей живой природы наличии у детей таких качеств, как чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.

Воспитание патриота – это многогранный процесс, охватывающий решение целого комплекса задач: воспитания у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, к родной улице и поселку, формирования в нем чувства хозяина – человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит труд и уважает людей труда, с уважением относится к традициям своего народа, проявляет интерес к общественной жизни.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе времени обязывает ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к малой Родине, ее историко-культурному наследию.

Знакомясь с достопримечательностями своего поселка, края ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление воспитанников нашего ДОУ с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Ставропольского края.

Цель своей работы я определила следующим образом: формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в контексте знакомства с региональной культурой Ставрополья.

Построение образовательного процесса на краеведческом материале Ставрополья позволяет решать мне следующие задачи патриотического воспитания:

- формировать любовь к родному поселку, району, Ставропольскому краю, интерес к прошлому и настоящему;

- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, стране;

- воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственность за все, что происходит в поселке и крае, сопричастность к этому;

- развивать бережное отношение к поселку, краю (достопримечательности, культура, природа);

- формировать умение ориентироваться в ближайшем природном окружении и отражать это в своей деятельности.

Прогнозируемые результаты:

1. духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности дошкольников к семье и детскому саду;

2. познавательный интерес к культурному наследию России, поселка и края;

3. любовь и уважение к своей нации, понимание своих национальных корней, чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

4. толерантность к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям.

На начальном этапе работы по формированию патриотических чувств у своих воспитанников, я проанализировала уровень их знаний о региональной культуре Ставрополья.

Анализ результатов диагностики показал, что знания детей о региональной культуре поверхностны – 72%, познавательный интерес к историко-культурному наследию Ставропольского края на низком уровне – 79%, сформированность у детей чувство любви к Родине, уважительное отношение к людям труда на среднем уровне – 69%.

Результаты диагностики позволили мне разработать перспективный план работы с детьми, отобрать активные формы и методы гражданско-патриотического воспитания.

При планировании работы по патриотическому воспитанию я сделала предположение, что, изучая историю своего поселка, края, ребенок осознает, что его малая Родина – это часть огромной страны и мира. У него сформируется своеобразие той родной стороны, где он родился и живет.

Условиями для наиболее эффективного решения задач по формированию патриотических чувств, на мой взгляд, являются:

- тематическое построение материала;

- комплексный подход;

- деятельностный подход;

- создание предметно-развивающей среды;

- правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);

- совместная работа детского сада и семьи;

- знание педагогом истории и культуры своего народа.

Тематический план работы был построен по следующим разделам:

1. Уголок России – отчий дом

2. Литературное и художественное наследие

3. Люблю тебя, мой край родной.

4. Народы, населяющие Ставропольский край.

Большое значение имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, которая способствует развитию познавательного интереса, мышления. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, в ходе которых дошкольники учатся самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы.

Учитывая это утверждение, в каждый раздел плана я включила как специально организованные виды деятельности, так и совместную работу с детьми:

- тематическая познавательная деятельность,

- экскурсии,

- встречи с интересными людьми,

- посещение школьного музея,

- развлечения,

- праздники,

- театрализация,

- беседы,

- чтение художественной литературы,

- дидактические и творческие игры,

- составление рассказов,

- изобразительная деятельность,

- проектная деятельность «Мой край родной»,

- конкурсы «Знатоки региональной культуры»,

- викторины,

- выставки художественного творчества.

Раздел «Уголок России – отчий дом» содержит:

- знания о нашей малой Родине, ее краткой истории,

- воспитание уважения к героям соотечественникам,

- формирование основ патриотизма,

- воспитание стремления у детей быть мужественными, сильными гордиться своей страной.

Знания о родном Ставрополье способствует не только воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста, но и бережному отношению к окружающей природе, нуждающейся в ее сохранении.

Большое значение придается изучению символики, гербов поселка, края, страны.

Раздел «Литературное и художественное наследие» интересен тем, что дети знакомятся с легендами, литературными произведениями детских писателей и поэтов Ставрополья. Дети открывают для себя талантливых взрослых писателей, поэтов, художников Ставрополья. Их замечательные произведения заставляют восторгаться природой в картинах, необычайно звонкими, как ручей стихами, рассказами, которые побуждают к размышлениям, формируют ряд вопросов, поиск ответа на которые стимулирует развитие личности. В сказках и легендах дети учатся «слышать наставления и приобретать знания» о мире и человеке: как устроен мир, какими ценностями руководствоваться в жизни, как строить отношения с взрослыми и сверстниками.

Раздел «Люблю тебя, мой край родной»: связано с восхищением тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Ориентирую детей на ценности Ставропольского края, выработанные нашими предками и современниками.

В процессе ознакомления с достопримечательностями села, района, края, художественными и литературными произведениями ребенок приобретает опыт социальных навыков поведения. Художественная культура способствует преодолению чувства неуверенности, застенчивости, робости, развитию художественного эстетического вкуса, навыков коммуникативного общения.

Раздел «Народы, населяющие Ставропольский край» включает формирование у детей толерантности, уважительного отношения к людям разных национальностей, знакомство с традициями и культурой народов Северного Кавказа.

В рамках комплексного подхода к воспитанию у детей любви к своей Родине, Родному краю, поселку осуществляю взаимосвязь различных средств и методов воспитания. Использую следующие средства патриотического воспитания: устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, музыка, художественная литература.

В приобщении дошкольников к истории, культуре, природе, поселка, края осуществляю деятельностный подход. Дети сами могут делать выбор той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном, услышанном, это может быть лепка, рисование, аппликация, оформление выставки, альбомов.

Эффективным является привлечение детей к участию в сельских праздниках. Они имеют возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья, познакомиться с жителями Ставропольского края – носителями социокультурных традиций в области ремесел, искусства.

Важным условием формирования патриотических чувств является грамотное создание предметно-развивающей среды в группе, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (предметы декоративно-прикладного искусства, музыка, художественные картины и т.д.) позволила бы «удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его законам «красоты и добра».

В связи с этим, постоянно обогащаю развивающую среду материалами о Ставропольском крае: символикой края, дидактическими играми, предметами искусства, продуктами детского творчества, демонстрационным материалом с величественными памятниками-мемориалами, стоящими в городах и селах края, как напоминание о подвигах наших земляков.

Провожу отбор краеведческого содержания материала в соответствии с развитием своих воспитанников, их возрастными особенностями, интересами, что позволяет повысить их познавательную и эмоциональную активность.

Наиболее эффективных результатов по формированию патриотических чувств у дошкольников можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. Поэтому работа с семьей в области патриотического воспитания детей требует нетрадиционных подходов, после предварительного изучения их взглядов и знаний на данную проблему.

Таким образом, организацию работы с родителями строю под девизом: знания о Ставропольском крае должны передаваться от родителей детям.

Цель моего взаимодействия с семьей - сформировать у родителей сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственно-этических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением.

Старая истина – нельзя вырастить патриота, если не патриотичны отец и мать - оправдывает себя и в настоящее время.

Содержание работы с родителями включает:

- определение роли родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств;

- определение форм и средств воспитания детей в семье;

- повышение педагогической культуры родителей, расширение их педагогического кругозора.

Для этого использую разнообразные формы работы взаимодействия с семьями:

- привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала;

- организация консультаций и индивидуальных бесед по темам:

«Создание эмоционально-положительного климата в семье»;

«Знакомство с достопримечательностями Ставропольского края»;

«Какой литературой пополнить домашнюю библиотеку вашего ребенка»;

«Ставропольский край – наш дом родной»;

- оформление стенда: «Мы гордимся вами»;

- проведение семинаров, круглых столов «Путешествия по ожерелью Северного Кавказа», «Поэты, художники, композиторы Ставрополья»;

- привлечение родителей к организации и проведению праздников и развлечений;

- оформление вместе с родителями фотовыставки: «С чего начинается Родина».

Ознакомление дошкольников с родным поселком и краем средствами региональной культуры Ставрополья «входит» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на фоне краеведческого материала, и строится с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому – культурно- историческим фактам.

Показателями эффективности организованной и проводимой мною работы по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста в контексте знакомства с региональной культурой Ставрополья являются результаты диагностики уровня представлений детей о своей Родине.

Анализ результатов диагностики свидетельствует об изменениях уровня знания моих воспитанников о региональной культуре:

сформированность знаний детей об историческом, культурном, национальном, географическом, природно-экологическом своеобразии Ставропольского края – 87%;

сформированность у детей чувство любви к Родине, бережному отношению к окружающей природе, нуждающейся в ее сохранении – 93%;

сформированность у детей толерантность, гуманные отношения к людям разных национальностей – 100%

В заключении, хочется подчеркнуть, что гражданско-патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, являющемся важнейшим периодом становления человеческой личности. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина России.

Формирование патриота – дошкольника эффективнее всего происходит средствами региональной культуры Ставропольского края, т.е. изучением культуры его малой Родины.

Литература

1.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2007.

2. Баранникова О.Н. Какого цвета Родина? – Рязань: РОИРО, 2005.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». – М.: Росвоенцентр, 2005.

4. Зацепина М.Б. Основы формирования общей культуры ребенка. Монография. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004.

5. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

6. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

7. Литвинова Р.М. Региональная культура Ставрополья: художники, писатели и композиторы/ рец.: И.А. Малашихина, О.Н. Полчанинова; науч. ред. Н.Б. Погребова. – Ставрополь: Литера, 2010.

8. Литвинова Р.М. Региональная культура Ставрополья: художники, писатели и композиторы/ Р.М. Литвинова, А.Т. Пащенко; рец.: И.А. Малашихина, О.Н. Полчанинова, Е.В. Таранова; науч. ред. Н.Б. Погребова. – Ставрополь: Литера, 2010. – Сборник 2.

9. Пчелов Е.В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. – М.: ТИД «Русское слово», 2002.

10. Соболева Н.А. Российская Государственная символика: История и современность. – М., 2003.

11. С чего начинается Родина?: Опыт работы по патриотическому воспитанию/ под редакцией Л.А. Кондрыкиной. – М.: «Сфера», 2003.

Наши новости:

Разместить свою публикацию