Здоровьесберегающие образовательные технологии в дошкольной образовательной организации
КУРС ЛЕКЦИЙ 2016
Современный интерес к индивидуальному здоровью человека как никогда актуален и закономерен.
На современном этапе развития общества по-новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых детей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно, согласно поговорке, «беречь здоровье смолоду». Она отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни.
Понятие здоровье обширно и сложно. В преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) записано: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не
только отсутствие болезней и физических дефектов».
От того, по какому режиму ребенок живет дома и в дошкольном учреждении, как он питается, какими средствами укрепляется его физическое и психическое состояние, зависит состояние здоровья и развития дошкольника.
Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма.
Важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление детского организма, является физическая культура, причем семья во многом определяетîинтерес детей к спорту. Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индивидуальности ребенка, использования разнообразных упражнений), у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.
Самое универсальное средство, благотворно влияющее на развитие малыша – режим. Он строится с учетом требований и гигиены, и педагогики:
точный распорядок сна и бодрствования,
рациональное питание,
закаливание организма
Самочувствие маленьких детей зависит и от одежды. Она должна быть гигиеничной, красивой, целесообразной. Такая одежда не только предохраняет организм от воздействия внешней среды, не мешает ребенку активно двигаться, но и вызывает определенный эмоциональный настрой, влияет на его поведение.
Гигиеническое воспитание подготавливает ребенка к трудовой деятельности: убирая постель, игрушки, свой стол, дети приобретают трудовые умения. В первые 2-3 года жизни малыша можно приучить к тому, чтобы он аккуратно ел, охотно умывался, умел пользоваться носовым платком, убирал на место свои игрушки. В дошкольном возрасте эти навыки совершенствуются. Для того чтобы гигиенические навыки закрепились и стали прочными, необходимо, чтобы и в семье, и в саду к ребенку предъявлялись единые требования. Навык переходит в привычку только при систематическом его повторении.
Соблюдение требований личной гигиены, основное из которых — чистота, и выполнение ее правил имеет важное значение в сохранении здоровья. Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка потребность в поддержании чистоты тела и предметов, которыми он пользуется, и стремление делать это не формально, лишь для вида, а ради любви к чистоте и понимания важности ее для здоровья. Многие навыки личной гигиены тесно связаны с охраной здоровья ребенка: есть только мытые фрукты и овощи, не есть пищу, упавшую на пол, делать утреннюю гимнастику, мыть руки перед едой, содержать тело в чистоте, стричь ногти, мыть ноги перед сном, пользоваться носовым платком и др.
При правильном гигиеническом воспитании ребенок к концу первого года жизни должен уметь: пить из чашки, удерживая ее самостоятельно; есть корочку хлеба; выполнить по просьбе взрослого активные действия и движения (дай руку, повернись, поверни голову, открой рот и др.) при умывании, раздевании, одевании, кормлении.
К 1 году 6 месяцам: есть самостоятельно ложкой; понимать речь взрослого, связанную с процессами еды, туалета и выполнять по просьбе взрослого доступные действия, связанные с этими процессами, проситься на горшок.
К 2 годам: есть самостоятельно все виды пищи; знать свое место за столом, самостоятельно садиться за стол и выходить из-за стола после еды; пользоваться салфеткой; отрицательно относиться к неопрятному виду костюма или окружающей обстановки, садиться на стол с чистыми руками, правильно сидеть за столом; раздеваться и одеваться при помощи взрослого; знать свой шкаф для одежды, вешалку для полотенца, спокойно относиться к процессам умывания, закаливания, начинать с помощью взрослого чистить зубы.
К 3 годам эти навыки еще больше закрепляются и расширяются. Ребенок почти самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой, ест самостоятельно, не обливаясь; пользуется салфеткой во время еды; исправляет непорядок в одежде; почти самостоятельно одевается и раздевается, аккуратно складывает одежду, может вытереть платком нос, самостоятельно чистит зубы, поласкает рот.
К 4 годам закрепляются ранее приобретенные умения и навыки.
К 5 годам дети должны тщательно без напоминаний умываться и чистить зубы; мыть руки по мере загрязнения; уметь пользоваться расческой; пользоваться носовым платком, салфеткой, закрывать рот и нос при чихании и кашле; аккуратно есть, правильно пользоваться столовыми приборами. В этом возрасте детей следует приучать быть приветливыми и вежливыми, помогать друг другу, младшим детям, воспитателю, родителям; большое внимание уделяют формированию трудовых навыков.
На шестом и седьмом годах культурно-гигиенические навыки, навыки культурыповедения закрепляются, становятся привычными и необходимыми в повседневной жизни ребенка.
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий очень важно и предупреждает очень многие заболевания детей.
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий очень важно и предупреждает очень многие заболевания детей.