муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 295 Красноармейского района г. Волгограда»
« Спортивный центр нашей группы»
Выполнили:
воспитатели
Василенко Ирина Владимировна
Халилулина Анна Викторовна
2016 г.
Пояснительная записка.
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Из-
вестно, что здоровье только на 7-8 % зависит от здравоохранения и более чем наполовину от образа жизни человека. Здоровье и движение — два взаимозависимых компонента жизни любого человека, а ребёнка в особенности. Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым, у малоподвижных детей чаще всего наблюдается отставание моторного и нервнопсихического развития. И они в большей мере подвержены простудным заболеваниям.
Новый закон « Об образовании в РФ» утвердил дошкольное образование как первый уровень общего образования. Мы работаем в старшей группе по программе « Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой, Т. И. Гризик, Е. В. Соловьёвой, С. Г. Якобсон, соответствующей ФГОС дошкольного образования, направленной на развитие ребёнка во всех образовательных областях. В своей работе активно применяем методические рекомендации Л. И. Пензулаевой,
разработки В. Н. Леоновой « Общеразвивающие упражнения в д/с», Л. Н. Волошиной « Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников», Е. К. Верхозиной «Формирование двигательной активности детей 5-7 лет»
Программные образовательные задачи осуществляются в соответствии со спецификой дошкольного возраста в условиях специально созданной предметно-развивающей среды. Мы считаем, что эффективность работы детей на занятиях без перегрузок и эмоционального напряжения зависит от наличия интересных дидактических пособий, оборудования, а также физкультурно-оздоровительной среды.
В нашей группе оборудован спортивный центр ( уголок) в соответствии с возрастом детей и требованиям СаНПиН.
Целью создания физкультурного уголка является охрана здоровья и формирование основ ЗОЖ, обогащение представлений о необходимости движений.
Основными задачами в работе с детьми по физическому развитию являются:
1. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей ( овладение основными движениями).
3. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
4. Формирование начальных предпосылок о некоторых видах спорта.
5. Овладение подвижными играми с правилами.
6. Становление ценностей ЗОЖ , овладение его элементарными нормами и правилами.
Спортивный центр (физкультурный уголок)- любимое место наших детей.
С целью оптимизации двигательной активности в течение дня, физкультурный уголок организован в группе, это позволило решить важную задачу - достаточность площади, отводимой для движений и игр детей, помогает реализовать им свои творческие замыслы, свободно двигаясь. Это пространство находится в центральной части группы, здесь удобно проводить утреннюю гимнастику, игры средней и малой подвижности, физкультурные и релаксационные паузы.
Предметно-развивающую среду спортивного центра ( уголка) мы создавали на основе принципов разработанных под руководством В. А. Петровского, которые отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования».
Учитывали следующие принципы:
1. Доступность ( все оборудование находится на уровне ребёнка, свободно, доступно).
2. Безопасность ( все надёжно закреплено, выполнено из лёгких , неопасных , натуральных материалов).
3. Мобильность ( легко снимаются ( мишени, подвески и т.д.), переносятся, трансформи -
руются )
4. Многофункциональность ( оборудование можно использовать в разных вариантах не только для спортивных, подвижных игр, общеразвивающих упражнений но и для театрали-
зованной деятельности, сюжетно-ролевой игры и т.д.)
5. Вариативность( предусматриваем периодическую сменяемость, появление новых пособий, игрового материала стимулирующих двигательную активность всех детей.)
6. Принцип « половых и возрастных различий» ( даём возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности: ленточки, платочки для девочек, гири, тренажёры для тренировки силы рук для мальчиков и т.д.)
Спортивный центр ( уголок) оснащён стандартным оборудованием и пособиями изготовленными воспитателями.
Для упражнений в ходьбе и равновесии — бум, толстый шнур.
Для прыжков — палки, обручи, скакалки, фитболы.
Для катания, бросания, ловли — навесные мишени, мячи, наборы кеглей, кольцебросы,серсо.
Для подлезания — дуга , обручи большие и малые.
Имеется спортивный инвентарь : кубики, мячики, ленточки, косички и т.д, для проведения общеразвивающих упражнений с предметами.
Формирование осанки — процесс длительный начинающийся с первого года жизни. В связи с этим особое значение уделяем подбору и изготовлению пособий для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, значительную часть такого оборудования мы сделали из бросового, использованного материала совместно с родителями группы.
В уголке представлены такие пособия -для профилактики нарушений осанки: мешочки с песком, гимнастические палки, ручные массажёры, подвески.
-для профилактики плоскостопия: дорожки из мешочков с разными наполнителями, ребристая доска, косички, массажные мячики, массажёр-счёты, массажные варежки, следочки , ладошки, для выкладывания дорожек разными способами.
- нестандартное оборудование: « жираф»- на его туловище выпилены мишени разного размера, на разной высоте, « слон»- кольцеброс, «ловишки» для развития ловкости, тоже изготовлены воспитателями и родителями.
Воспитателями группы оформлены картотеки игр по профилактике плоскостопия, нарушения осанки, гимнастики для глаз, а также разработаны паспорта нестандартного оборудования представленного в спортивном центре ( уголке), где прописаны целесообразность каждого пособия и руководство к его использованию.
Нужно помнить: именно в дошкольном возрасте заявляют о себе первые нарушения осанки, поэтому вводим правило: поиграл — встань подними руки, подпрыгни, дотянись до подвески или ладошки и можешь играть дальше.
Наши наблюдения показали: уже в 3-4 года у ребёнка появляется интерес к действиям с мячом, ракеткой, битой, клюшкой. Поэтому, чтобы успешно решать задачу накопления и обогащения двигательного опыта, знаний о разных видах спорта знакомим детей с элементами спортивных игр. Нами подобраны дидактические и настольно-печатные игры о спорте: « Лото- спорт», «Назови вид спорта», « Подбери пару», « Угадай вид спорта по показу» и т. д. В спортивном центре ( уголке) размещены настольные игры: « Баскетбол», «Хоккей», иллюстративный материал, фотографии с видам спорта, картотека предметных картинок «Спортивный инвентарь», альбомы: «Олимпийские вилы спорта», «Олимпийская символика», «Спортсмены победители», детская литература соответствующая этой тематике: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы. В наличии имеются спортивные игры: городки, теннис, баскетбол и др.
Ведущая роль в удовлетворении физиологических потребностей ребёнка-дошкольника в движении принадлежит подвижным играм. Нами создана картотека подвижных игр, где собраны разные виды игр, картотека считалок, ведь в этом возрасте дети уже сами учатся выбирать ведущих на роли в подвижных играх. При взаимодействии с родителями были изготовлены маски для подвижных игр, которые дети используют с удовольствием в самостоятельной деятельности, для проведения подвижных игр на прогулке, в группе и т.д.
В образовательный процесс включаем следующие физкультурно -оздоровительные мероприятия.
Основной формой организованной деятельности детей, где дети получают двигательные умения и навыки являются физкультурные занятия, все пособия и спортивный инвентарь продуктивно применяем на занятиях по ФИЗО, которые проходят в физкультурном зале.
В спортивном центре (уголке) — ежедневно проводим утреннюю гимнастику, которая способствует организованному началу дня, улучшению самочувствия и настроения, закреплению двигательных навыков.
В течение дня проводим физкультурные минутки, физкультурные паузы, для снятия напряжения, утомления, повышения продуктивности умственной и физической работы.
Во время подъёма детей проводим гимнастику пробуждения, её цель поднять настроение и мышечный тонус. Начинаем гимнастику с упражнений в постели, затем проводятся коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, закаливающие процедуры.
Дыхательную гимнастику- включаем в разные формы физкультурно-оздоровительной работы ( во время мя утренней гимнастики, после пробуждения).
Динамические паузы — по мере утомления, между занятиями.
Игротерапию — в свободное время и во 2 половине дня.
Подвижные игры — ежедневно 2 раза на утренней и вечерней прогулке.
Включаем в совместную деятельность пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, обучаем детей самомассажу, который проводим в период эпидемий.
Невозможно представить себе жизнь детей в детском саду без весёлых досугов и развлечений, интересных игр и увлекательных аттракционов.
Ежегодно в нашем детском саду в апреле месяце проходит Неделя здоровья, в которой активное участие принимают не только дети, но и родители.
В нашей группе в День семьи проводим спортивный досуг « Папа, мама, я — спортивная семья», в день защитника Отечества - спортивные соревнования между группами, с привлечением пап.
Привлекаем родителей и детей к проектной деятельности.
Целью проектов является формирование устойчивой положительной мотивации к сохранению укреплению и укреплению здоровья. Были проведены проекты: « В здоровом теле — здоровый дух», «Будем спортом заниматься» .
Оформлены выставки рисунков: « Мама, папа, я — спортивная семья», « Мы любим спорт» и др.
Планируемые результаты:
Детство является фундаментом всей последующей жизни человека. Поэтому всё, что человек впитал и усвоил в детские годы накладывает отпечаток на всю его последующую жизнь. Поэтому в своей работе мы стремимся дать детям не только умения, знания навыки. Наша задача воспитать потребность вести активный образ жизни, « Движение — это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Будем надеяться, что внедрённая нами предметно-развивающая среда, обеспечит рост двигательной активности у детей, сформирует потребность ребёнка в ежедневных движениях, повысит интерес к двигательной деятельности.
Литература, используемая в работе с детьми в спортивном центре ( уголке):
- « Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях» Т. Л. Богина 2006 г.
- « Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» И. Е. Аверина 2008 г.
- « Общеразвивающие упражнения в детском саду» В. Н. Лескова
- « Физкультурные праздники в детском саду» В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак
- « Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников» Л. Н. Волошина
- « « Формирование двигательной активности детей 5-6 лет» Е. К. Воронкова
- « Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет « Л. И. Пензулаева 1988 г.
- « Гимнастика для детей 5-7 лет» Л. Г. Верхозина
- Программа « Радуга» Т. Н. Дороновой, Т. И. Гризик, Е. В. Соловьёвой, С. Г. Якобсон
Спортивный центр (уголок нашей группы)
Маски для подвижных игр
Дидактический материал
Подборка материала разных видов (гимнастик, игр, упражнений)
Нестандартное оборудование
Наглядный материал