МAДОУ «Детский сад № 15»
Формирование знаний об окружающем мире
у дошкольников младшего возраста
через опытно-экспериментальную деятельность
Опыт работы
Абаевой Ларисы Васильевны,
воспитателя высшей кв. категории.
Выступление на МО воспитателей города Березники, май 2016 г.
Почему я выбрала эту тему?
Мир так многообразен!
И всё что окружает нас: и небо, и земля, прекрасный мир растений и животных, предметы с их разнообразными формами, цветами, запахами – здесь всё играет свою роль.
Человек рождается… И его мозг, как компьютер загружает в себя информацию об этом мире. Я заметила, что в раннем возрасте ребёнку интересно всё. Он всё тянет в рот, всё стремится попробовать на вкус, потрогать – и не один раз. Малыш любит действовать с предметами.
А как ребёнок любит играть с водой! Переливать её, играть с игрушками в воде. Он радуется своим открытиям этого мира, расширяет свои знания о нём, впитывает в себя всё, как губка. Поэтому я считаю, что нужно как можно раньше развивать эти способности ребёнка: видеть, слышать, ощущать, экспериментировать. Необходимо с раннего возраста создавать все условия для развития малыша, понимая всю значимость этого периода для становления личности и умственного развития.
Ещё Л.С Выготский говорил, что деятельность ребёнка раннего возраста можно отнести к экспериментированию. Н.Н Поддьяков считает экспериментирование ведущим видом деятельности у маленьких детей. Оно пронизывает все виды деятельности, в том числе и игровую. Н.Н Поддьяков считает, что природа совершила две крупные инновации:
1. Создала мозг человека или банк памяти.
2. Вложила в человека потребность загружать этот банк памяти.
Природа, считает Н.Н Поддьяков, снабдила человека единственным инстинктом – инстинктом накопления знаний. И этот инстинкт очень силён. С 3-х месяцев до 3-х лет в память загружаются: речь, сведения о внешнем виде и свойствах объектов окружающего мира. В этот период человеку нужно запомнить, как выглядит предмет, как он звучит, какой имеет вкус, цвет и запах, какие создаёт тактильные и мышечные ощущения. Природа сделала инстинкт познания практически непреодолимым. Н.Н Поддьяков считает, что даже современный программист не смог бы за 3 года создать базу данных равную по объём базе, созданной трёхлетним ребёнком.
В работах многих отечественных педагогов (Г.М Лямина, А.П Усова, Е.А Панько) говорится о необходимости включения детей в экспериментальную деятельность. Ещё К.А Тимирязев говорил «Люди научившиеся наблюдениям и опытам приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне по сравнению с теми, кто такой школы не прошёл».
В 2012-2013 учебном году я начала работать с детьми 1 младшей группы. Дети едва умели держать ложку, при элементарных действий с предметами, не могли обозначать свои действия словами. Они могли прокатывать шарики, вылавливать их из воды, учились лепить из мокрого песка.
Сейчас во 2 младшей группе дети умеют действовать с предметами, самостоятельно лепят из мокрого песка. Все умеют держать ложку. Многие научились держать 3-мя пальцами карандаш и рисовать горизонтальные и вертикальные штрихи. Любят играть с мелкими предметами: камешками, специально изготовленными бусинками. Всем очень нравятся игры с водой. Почти у всех детей появилась активная речь.
Сравнивая детей I и 2 младшей группы я убедилась, что экспериментальная деятельность в этом возрасте возможна, поэтому я поставила себе задачи:
- Создать в группе условия для экспериментальной деятельности детей.
- Через экспериментальную деятельность сформировать у каждого ребёнка к 4-м годам как можно более полную базу данных об окружающем его мире.
- Использовать для создания этой базы данных познавательные способности, заложенный природой в этот возрастной период.
- Через интеллектуальную деятельность развивать личность ребёнка, пополняя его интеллектуальные впечатления.
|
|
|
|
|
для решения поставленных задач
1. На родительском собрании я рассказала о значении экспериментирования в раннем возрасте. Вместе с родителями мы решили создать уголок экспериментирования в группе. В родительский уголок поместила статью об экспериментировании в раннем возрасте.
2. Вместе с родителями создали лабораторию, в которую поместили:
а) песок
б) ёмкости для игр с песком и водой
в) кувшины для переливания воды (и т.д. см. приложение).
3. В уголке экспериментирования дети:
а) Играют с песком. Наблюдают, как сыплется сухой песок, лепят из мокрого песка.
б) Играют с водой, переливая её. Знакомятся с её свойствами (капает, льётся, журчит, переливается).
в) Учатся понимать свойства предметов: тяжёлый – лёгкий, сравнивая их.
г) Дети учатся слышать, как по-разному звучат коробочки: громко и тихо, сами проверяют и раскладывают их.
д) Из различных камешков создают узоры.
е) Рассматривают и ищут зёрнышки в колосках.
4. Я проводила как часть занятия опыты. Например:
а) При чтении потешки «Водичка-водичка» опыт «Тёплая – холодная».
б) При чтении стихотворения «Наша Таня» А.Барто опыт «Тонет, не тонет».
в) На занятии «Купании куклы» дети знакомятся со свойствами воды «чистая – грязная». Видят превращения воды из чистой в грязную, способность её растворять грязь, делая предметы чистыми.
г) При рассматривание картины «Осень» проводили опыт «Почему осенью бывает грязно». Дети видели, что при соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно (и т.д. см. приложение).
5. В свободной деятельности и как часть занятия проводятся дидактические игры. Например:
а) Д/и «Определи на ощупь» (яблоко, морковь, грушу).
б) Д/и «Определи на вкус» (огурец, помидор, яблоко, грушу).
в) Д/и «Найди такую же»
Цель: Развитие осязания, тонкой моторики.
Материал: коробочка с некоторым количеством тканей одинаковых попарно. Они отличаются по фактуре ткани, качеству. Повязка на глаза.
Ход: Положить перед ребёнком кусочки тканей попарно, предложить потрогать. Одинаковые на ощупь?
Затем взять 2 пары сильно отличающихся друг от друга тканей, предложить их ощупать. Показать, как это делают. Отличаются ткани? (один - гладкий, скользкий, другой – мягкий, пушистый).
Затем дать ребёнку один кусочек ткани, завязать глаза и предложить на ощупь найти такой же кусочек. Ребёнок узнает, что ткань бывает:
Шершавая – гладкая
Жесткая – мягкая
Толстая – тонкая
Грубая – нежная
В дальнейшем ребёнок исследует ткани, из которых сшита его одежда, пытается определить свойства различных изделий из ткани.
г) Д/и «Коробочки запахов»
Дети учатся прислушиваться к своим ощущениям, находить из нескольких предложенных запахов такой, какой в их коробочке. В дальнейшем это поможет лучше ощущать запахи различных растений, находить растения и цветы по запаху.
6. а) На прогулках, летом, дети с удовольствием играли с песком. Играя, они сравнивали сухой и мокрый песок. Сухой песок сыплется, мокрый – нет. Из сухого песка не получаются «пирожные», а из мокрого – легко лепить.
б) Из песка и камешков дети строили домик для черепашки, выкладывали узоры из камешков.
в) С помощью вертушки дети наблюдали за ветром. Ветер сильный – вертушка крутится быстро. Слабый – крутится медленно. То же с помощью флажков, султанчиков.
г) Дети сравнивали цвет летних и осенних листьев, их форму и фактуру.
7. Рассматривая иллюстрации при чтении художественной литературы, дети соединяли зрительные и слуховые ощущения. Так при чтении потешки «Водичка – водичка» - рассматривали иллюстрацию умывающегося ребёнка. При чтении стихотворения «Наша Таня» - рассматривали соответствующую картину.
При сравнении осенних листьев по цвету и форме я читала отрывок из песенки «Листопад»:
«Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят»
При рассматривании картины «Осень» читала стихотворение:
«Осень наступила,
Высохли цветы
И глядят уныло
Голые кусты»
(А.Плещеев)
Таким образом, через экспериментальную деятельность достигаются основные цели: развитие тактильных, зрительных и мышечных ощущений.
Дети с интересом играют в лаборатории, занятия стали более наполненными за счёт опытов. У детей совершенствуется тонкая моторика, они легко действуют с мелкими предметами, очень любят опыты с водой. Дети стали более любознательными, стали задавать вопросы. Например, при опыте «Тонет, не тонет» Лена спросила: «А большой мяч утонет?» И мы ей доказали, что и большой мяч не тонет. Я считают, что экспериментальная деятельность даёт положительную динамику, развивает, детей наполняет различными ощущениями и впечатлениями, активизирует их речь.
На будущее я планирую продолжить работу по экспериментированию во II младшей группе:
- Пополнить лабораторию.
- Проводить опыты, сравнивая снег и лёд, песок и глину.
- Создать картотеку опытов.
- Расширить игровую деятельность в уголке экспериментирования.
- Продолжать проводить работу с родителями по пропаганде экспериментальной деятельности, как средства раннего развития ребёнка:
а) Оформить стенд для родителей.
б) Обобщить результаты за год.
в) Провести индивидуальные консультации с родителями Ильи Р., Димы Л., Кирилла.
г) На собрании рассказать об опытах, как части занятия.
Используемая литература:
- Журнал «Развитие и воспитание дошкольников», Москва, 2003г. №1 2004/XI
- Монтессори – материал часть I «Школа для малышей»
- «Первые шаги» - материалы Московского городского конкурса.
- Журналы. Дошкольное воспитание №8 1987, №8 2004г., №1 2004г.
- «Дети, взрослые и мир вокруг нас» Москва, Просвещение 1993г. Виноградова, Куликова.
- «Комплексные занятия» Н. Бондаренко 2003г.
- «Экспериментальная деятельность» в детских учреждениях.
Приложение № 3.
Художественное слово.
«Кто скорее допьёт?»
Мама чашку молока
Маше налила
«Мяу – киска говорит –
Вот и я пришла».
Киске в миску отольём
Веселее пить вдвоём.
Ну-ка кто скорей допьём?
Кто ни капли не прольёт?
(С. Капутикян).
«Снег»
Снег, снег кружится,
Белая вся улица
Собралися мы в кружок
Завертелись как снежок.
(А. Прокофьев).
«Маша купается»
Здесь водичка булькает,
Здесь водичка пенится,
Машенька умоется,
Причешется, оденется.
(З. Александрова).
«Наша Таня»
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
(А. Барто).
«Осень» (отрывок)
Осень наступила
Высохли цветы
И глядят уныло
Голые кусты…
(А. Плещеев).
«Водичка – водичка» (потешка)
Водичка – водичка
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели.
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.
«Дуют ветры»
Дуют ветры
Ветры буйные,
Ходят тучи
Тучи тёмные.
Не видать в них
света белого,
Не видать в них
солнца красного.
(А.Кольцов).
«Ветер» (отрывок)
Ветер – ветер! Ты могуч.
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
(А.Пушкин).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1.
Лаборатория.
- Песок.
- Ёмкости для игр с песком и водой.
- Ящик ощущений и предметы к нему.
- Песочные часы.
- Кувшины для переливания воды.
- Пластиковые стаканы.
- Пульверизатор.
- «Коробочка запахов».
- «Коробочка тканей».
- Киндеры с горохом и песком, для игры «Громко – тихо».
- Предметы для опыта «Тонет, не тонет».
- Колоски.
- Игрушка «Зайчик Любознайчик».
- Растения.
- Камешки.
Приложение № 2.
Тематика занятий с опытами, как часть занятия.
- Чтение потешки «Водичка – водичка». Опыт «Тёплая – холодная».
- Игра – занятие «Купание куклы Тани». Опыт «Вода чистая – грязная».
- Занятие «Пирожки для Мишки». Опыт «Песок сухой – мокрый».
- Занятие игра с водой «Прятки». Опыт «Разноцветная вода».
- Рассматривание картины «Осень». Опыт «Почему осенью грязно».
- Игра – занятие «Как птичек кормили». Опыт с колосками «Где живут зёрнышки».
- Из чего и как готовят еду. Опыт «Определи на вкус».
- «Литературный калейдоскоп». Опыт «Мыльные пузыри».
- Инсценировка «Козлятки и волк». Опыт «Найди по запаху травку».
- Игра «Идите с нами играть». Опыт «Тихо – громко».
- «Уход за срезанными живыми цветами». Опыт «Растение живое – пьёт воду».