Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96244

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Формирование знаний об окружающем мире у дошкольников младшего возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, МАДОУ "Детский сад№15", Пермский край, г. Березники

Цель: Цель моей работы - Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Задачи: 1. Создать в группе условия для экспериментальной деятельности детей. 2. Через экспериментальную деятельность сформировать у каждого ребёнка к 4-м годам как можно более полную базу данных об окружающем его мире. 3. Использовать для создания этой базы данных познавательные способности, заложенный природой в этот возрастной период. 4. Через интеллектуальную деятельность развивать личность ребёнка, пополняя его интеллектуальные впечатления.

МAДОУ «Детский сад № 15»

Формирование знаний об окружающем мире

у дошкольников младшего возраста

через опытно-экспериментальную деятельность

Опыт работы

Абаевой Ларисы Васильевны,

воспитателя высшей кв. категории.

Выступление на МО воспитателей города Березники, май 2016 г.

Почему я выбрала эту тему?

Мир так многообразен!

И всё что окружает нас: и небо, и земля, прекрасный мир растений и животных, предметы с их разнообразными формами, цветами, запахами – здесь всё играет свою роль.

Человек рождается… И его мозг, как компьютер загружает в себя информацию об этом мире. Я заметила, что в раннем возрасте ребёнку интересно всё. Он всё тянет в рот, всё стремится попробовать на вкус, потрогать – и не один раз. Малыш любит действовать с предметами.

А как ребёнок любит играть с водой! Переливать её, играть с игрушками в воде. Он радуется своим открытиям этого мира, расширяет свои знания о нём, впитывает в себя всё, как губка. Поэтому я считаю, что нужно как можно раньше развивать эти способности ребёнка: видеть, слышать, ощущать, экспериментировать. Необходимо с раннего возраста создавать все условия для развития малыша, понимая всю значимость этого периода для становления личности и умственного развития.

Ещё Л.С Выготский говорил, что деятельность ребёнка раннего возраста можно отнести к экспериментированию. Н.Н Поддьяков считает экспериментирование ведущим видом деятельности у маленьких детей. Оно пронизывает все виды деятельности, в том числе и игровую. Н.Н Поддьяков считает, что природа совершила две крупные инновации:

1. Создала мозг человека или банк памяти.

2. Вложила в человека потребность загружать этот банк памяти.

Природа, считает Н.Н Поддьяков, снабдила человека единственным инстинктом – инстинктом накопления знаний. И этот инстинкт очень силён. С 3-х месяцев до 3-х лет в память загружаются: речь, сведения о внешнем виде и свойствах объектов окружающего мира. В этот период человеку нужно запомнить, как выглядит предмет, как он звучит, какой имеет вкус, цвет и запах, какие создаёт тактильные и мышечные ощущения. Природа сделала инстинкт познания практически непреодолимым. Н.Н Поддьяков считает, что даже современный программист не смог бы за 3 года создать базу данных равную по объём базе, созданной трёхлетним ребёнком.

В работах многих отечественных педагогов (Г.М Лямина, А.П Усова, Е.А Панько) говорится о необходимости включения детей в экспериментальную деятельность. Ещё К.А Тимирязев говорил «Люди научившиеся наблюдениям и опытам приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне по сравнению с теми, кто такой школы не прошёл».

В 2012-2013 учебном году я начала работать с детьми 1 младшей группы. Дети едва умели держать ложку, при элементарных действий с предметами, не могли обозначать свои действия словами. Они могли прокатывать шарики, вылавливать их из воды, учились лепить из мокрого песка.

Сейчас во 2 младшей группе дети умеют действовать с предметами, самостоятельно лепят из мокрого песка. Все умеют держать ложку. Многие научились держать 3-мя пальцами карандаш и рисовать горизонтальные и вертикальные штрихи. Любят играть с мелкими предметами: камешками, специально изготовленными бусинками. Всем очень нравятся игры с водой. Почти у всех детей появилась активная речь.

Сравнивая детей I и 2 младшей группы я убедилась, что экспериментальная деятельность в этом возрасте возможна, поэтому я поставила себе задачи:

  • Создать в группе условия для экспериментальной деятельности детей.
  • Через экспериментальную деятельность сформировать у каждого ребёнка к 4-м годам как можно более полную базу данных об окружающем его мире.
  • Использовать для создания этой базы данных познавательные способности, заложенный природой в этот возрастной период.
  • Через интеллектуальную деятельность развивать личность ребёнка, пополняя его интеллектуальные впечатления.

Создание лаборатории

Работа с родителями

Рассматривание иллюстраций и чтение

художественной литературы

Игровая деятельность в лаборатории

Исследовательская деятельность

Схема взаимодействия с другими видами деятельности

для решения поставленных задач


1. На родительском собрании я рассказала о значении экспериментирования в раннем возрасте. Вместе с родителями мы решили создать уголок экспериментирования в группе. В родительский уголок поместила статью об экспериментировании в раннем возрасте.

2. Вместе с родителями создали лабораторию, в которую поместили:

а) песок

б) ёмкости для игр с песком и водой

в) кувшины для переливания воды (и т.д. см. приложение).

3. В уголке экспериментирования дети:

а) Играют с песком. Наблюдают, как сыплется сухой песок, лепят из мокрого песка.

б) Играют с водой, переливая её. Знакомятся с её свойствами (капает, льётся, журчит, переливается).

в) Учатся понимать свойства предметов: тяжёлый – лёгкий, сравнивая их.

г) Дети учатся слышать, как по-разному звучат коробочки: громко и тихо, сами проверяют и раскладывают их.

д) Из различных камешков создают узоры.

е) Рассматривают и ищут зёрнышки в колосках.

4. Я проводила как часть занятия опыты. Например:

а) При чтении потешки «Водичка-водичка» опыт «Тёплая – холодная».

б) При чтении стихотворения «Наша Таня» А.Барто опыт «Тонет, не тонет».

в) На занятии «Купании куклы» дети знакомятся со свойствами воды «чистая – грязная». Видят превращения воды из чистой в грязную, способность её растворять грязь, делая предметы чистыми.

г) При рассматривание картины «Осень» проводили опыт «Почему осенью бывает грязно». Дети видели, что при соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно (и т.д. см. приложение).

5. В свободной деятельности и как часть занятия проводятся дидактические игры. Например:

а) Д/и «Определи на ощупь» (яблоко, морковь, грушу).

б) Д/и «Определи на вкус» (огурец, помидор, яблоко, грушу).

в) Д/и «Найди такую же»

Цель: Развитие осязания, тонкой моторики.

Материал: коробочка с некоторым количеством тканей одинаковых попарно. Они отличаются по фактуре ткани, качеству. Повязка на глаза.

Ход: Положить перед ребёнком кусочки тканей попарно, предложить потрогать. Одинаковые на ощупь?

Затем взять 2 пары сильно отличающихся друг от друга тканей, предложить их ощупать. Показать, как это делают. Отличаются ткани? (один - гладкий, скользкий, другой – мягкий, пушистый).

Затем дать ребёнку один кусочек ткани, завязать глаза и предложить на ощупь найти такой же кусочек. Ребёнок узнает, что ткань бывает:

Шершавая – гладкая

Жесткая – мягкая

Толстая – тонкая

Грубая – нежная

В дальнейшем ребёнок исследует ткани, из которых сшита его одежда, пытается определить свойства различных изделий из ткани.

г) Д/и «Коробочки запахов»

Дети учатся прислушиваться к своим ощущениям, находить из нескольких предложенных запахов такой, какой в их коробочке. В дальнейшем это поможет лучше ощущать запахи различных растений, находить растения и цветы по запаху.

6. а) На прогулках, летом, дети с удовольствием играли с песком. Играя, они сравнивали сухой и мокрый песок. Сухой песок сыплется, мокрый – нет. Из сухого песка не получаются «пирожные», а из мокрого – легко лепить.

б) Из песка и камешков дети строили домик для черепашки, выкладывали узоры из камешков.

в) С помощью вертушки дети наблюдали за ветром. Ветер сильный – вертушка крутится быстро. Слабый – крутится медленно. То же с помощью флажков, султанчиков.

г) Дети сравнивали цвет летних и осенних листьев, их форму и фактуру.

7. Рассматривая иллюстрации при чтении художественной литературы, дети соединяли зрительные и слуховые ощущения. Так при чтении потешки «Водичка – водичка» - рассматривали иллюстрацию умывающегося ребёнка. При чтении стихотворения «Наша Таня» - рассматривали соответствующую картину.

При сравнении осенних листьев по цвету и форме я читала отрывок из песенки «Листопад»:

«Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят»

При рассматривании картины «Осень» читала стихотворение:

«Осень наступила,

Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты»

(А.Плещеев)

Таким образом, через экспериментальную деятельность достигаются основные цели: развитие тактильных, зрительных и мышечных ощущений.

Дети с интересом играют в лаборатории, занятия стали более наполненными за счёт опытов. У детей совершенствуется тонкая моторика, они легко действуют с мелкими предметами, очень любят опыты с водой. Дети стали более любознательными, стали задавать вопросы. Например, при опыте «Тонет, не тонет» Лена спросила: «А большой мяч утонет?» И мы ей доказали, что и большой мяч не тонет. Я считают, что экспериментальная деятельность даёт положительную динамику, развивает, детей наполняет различными ощущениями и впечатлениями, активизирует их речь.

На будущее я планирую продолжить работу по экспериментированию во II младшей группе:

  • Пополнить лабораторию.
  • Проводить опыты, сравнивая снег и лёд, песок и глину.
  • Создать картотеку опытов.
  • Расширить игровую деятельность в уголке экспериментирования.
  • Продолжать проводить работу с родителями по пропаганде экспериментальной деятельности, как средства раннего развития ребёнка:

а) Оформить стенд для родителей.

б) Обобщить результаты за год.

в) Провести индивидуальные консультации с родителями Ильи Р., Димы Л., Кирилла.

г) На собрании рассказать об опытах, как части занятия.

Используемая литература:

  • Журнал «Развитие и воспитание дошкольников», Москва, 2003г. №1 2004/XI
  • Монтессори – материал часть I «Школа для малышей»
  • «Первые шаги» - материалы Московского городского конкурса.
  • Журналы. Дошкольное воспитание №8 1987, №8 2004г., №1 2004г.
  • «Дети, взрослые и мир вокруг нас» Москва, Просвещение 1993г. Виноградова, Куликова.
  • «Комплексные занятия» Н. Бондаренко 2003г.
  • «Экспериментальная деятельность» в детских учреждениях.

Приложение № 3.

Художественное слово.

«Кто скорее допьёт?»

Мама чашку молока

Маше налила

«Мяу – киска говорит –

Вот и я пришла».

Киске в миску отольём

Веселее пить вдвоём.

Ну-ка кто скорей допьём?

Кто ни капли не прольёт?

(С. Капутикян).

«Снег»

Снег, снег кружится,

Белая вся улица

Собралися мы в кружок

Завертелись как снежок.

(А. Прокофьев).

«Маша купается»

Здесь водичка булькает,

Здесь водичка пенится,

Машенька умоется,

Причешется, оденется.

(З. Александрова).

«Наша Таня»

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

(А. Барто).

«Осень» (отрывок)

Осень наступила

Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты…

(А. Плещеев).

«Водичка – водичка» (потешка)

Водичка – водичка

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели.

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

«Дуют ветры»

Дуют ветры

Ветры буйные,

Ходят тучи

Тучи тёмные.

Не видать в них

света белого,

Не видать в них

солнца красного.

(А.Кольцов).

«Ветер» (отрывок)

Ветер – ветер! Ты могуч.

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

(А.Пушкин).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1.

Лаборатория.

  • Песок.
  • Ёмкости для игр с песком и водой.
  • Ящик ощущений и предметы к нему.
  • Песочные часы.
  • Кувшины для переливания воды.
  • Пластиковые стаканы.
  • Пульверизатор.
  • «Коробочка запахов».
  • «Коробочка тканей».
  • Киндеры с горохом и песком, для игры «Громко – тихо».
  • Предметы для опыта «Тонет, не тонет».
  • Колоски.
  • Игрушка «Зайчик Любознайчик».
  • Растения.
  • Камешки.

Приложение № 2.

Тематика занятий с опытами, как часть занятия.

  • Чтение потешки «Водичка – водичка». Опыт «Тёплая – холодная».
  • Игра – занятие «Купание куклы Тани». Опыт «Вода чистая – грязная».
  • Занятие «Пирожки для Мишки». Опыт «Песок сухой – мокрый».
  • Занятие игра с водой «Прятки». Опыт «Разноцветная вода».
  • Рассматривание картины «Осень». Опыт «Почему осенью грязно».
  • Игра – занятие «Как птичек кормили». Опыт с колосками «Где живут зёрнышки».
  • Из чего и как готовят еду. Опыт «Определи на вкус».
  • «Литературный калейдоскоп». Опыт «Мыльные пузыри».
  • Инсценировка «Козлятки и волк». Опыт «Найди по запаху травку».
  • Игра «Идите с нами играть». Опыт «Тихо – громко».
  • «Уход за срезанными живыми цветами». Опыт «Растение живое – пьёт воду».

Наши новости:

Разместить свою публикацию