Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества пос. Дербышки»
Советского района г. Казани
Конспект открытого урока по развитию речи
«Знакомство с буквой и звуком «С»»
Составитель:
педагог 1-ой
квалификационной
категории Зайцева В.А.
Казань, 2018
Конспект урока по развитию речи
«Знакомство с буквой и звуком «С»»
Методическое описание и рекомендации.
Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к обучению грамоте. У него начинают складываться представления: о составе предложения, буквах, звуках, слогах, звуко-буквенном анализеи фонематическом восприятии звука. Решается задача подготовки руки ребенка к письму на уровне возрастных возможностей.
Данный материал будет полезен воспитателям детей дошкольного возраста. Предложенная схема построения занятия позволяет легко вносить коррективы под имеющиеся на данный момент условия.
Цель урока: знакомство с буквой и звуком «С.
Задачи:
- Выявление артикуляторныхи акустических характеристик звука;
- Способствовать развитию звукобуквенного анализа.
- Способствовать развитию фонематического восприятия.
- Познакомить со звуком «С», и буквой «С»: учить определять положение звука в слове (в начале, в середине или в конце). Подбор слов на заданныйзвук.
- Учить писать печатные буквы.
- Учить читать слоги, слова.
- Закреплять умение отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление;
- Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Оборудование: касса букв, карточки с заданиями, цветные карандаши,наглядный и раздаточный материал.
Методические приемы: объяснение, указание, пояснение, вопросы, показ, игровойприем, поощрение, педагогическая оценка.
Игровые: дидактическая игра «Определи место звука в слове».
Словесные: загадки, стихи, вопросы к детям.
Практические: работа с карточками, слоговой домик.
Ход урока
Педагог: Дети, мы продолжаем путешествие по стране Азбуке. И сегодня мы познакомимся с новым жителем этой страны. А кто они вы узнаете, отгадав мои загадки.
- Отгадывание загадок.
- Я катаюсь на нем
- Выложите слоги: СА-АС, СО-ОС, СУ-УС, СЭ-ЭС, СЫ-ЫС, СИ-ИС.
- Скажите, какие слова начинаются со слогов: ста…, сло…, спе…, све…, сви….
- Объясните, что обозначает каждая схема. Подберите под нее слова.
- Закрасьте синим или зеленым цветом соответствующие клеточки (СИНИЙ цвет - звук с твердый, а ЗЕЛЕНЫЙ цвет - мягкий):
- Назовите картинки и разгадайте слово по первым слогам:
- Решите примеры:
- Обведите в домике по точкам букву «С», а затем напишите их слева от гласных звуков. Прочитайте слоги.
- Напишите в пустые клеточки слог «СА» и прочтите слова (коса, роса).
- Выложите и прочтите слова (детям предлагается выложить слово «сон», поменять местамипервую и последнюю букву и прочитать новое слово «нос». Аналогично выполняется задание со словами «куст» («стук»).
До вечерней поры,
Но ленивый мой конь
Едет только с горы. (санки)
2) У нее глаза большие,
Хищный клюв всегда крючком,
По ночам она летает,
отдыхает только днем. (сова)
3) Висит за окошком
Кулек ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (сосулька)
4) Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется – под лучами,
Отливает серебром. (самолет)
Педагог: Ребята, с какого звука начинаются слова: санки, сова, сосулька, самолет? (ответ детей: ….)
Педагог: Все правильно, все эти слова начинаются со звука «С».
Что делают губы и язык, когда вы произносите этот звук? Расскажите, какой он?
(ответы детей: бывает твердый и мягкий, глухой согласный) Картинка на которой нарисован насос будет обозначать звук «С»
Ответы детей (стая, станция, старик, слово, слон, слог, спеть, спелый, свет, свечка свежий, свист, ...)
Педагог: Назовите слова, в которых этот звук слышится в начале слова (СОВА), в середине (ЛИСТ) и в конце (ГУСЬ). В каких словах два звука (СОСУЛЬКА, ПЫЛЕСОС).
Педагог: А теперь ребята, давайте вспомним, с какой буквой и звуком вы сегодня познакомились? Какие они бывают (мягкие и твердые, а еще звук «С» глухой)?
Использованная литература:
- Кислова Т. Р.По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 3 и 4 / Под научной редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. - Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2003. – 128 с.
- Бунеев Р. Н. По дороге к Азбуке. Учебное пособие. В 5 ч. Ч. 4 (6-7(8) лет) / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс, 2015. – 64 с. ил.
- Колесникова Е. В. От А до Я: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – Изд. 3-е, перераб. / Е. В. Колесникова. – М.: Издательство «Ювента», 2009. – 64 с.: ил.
- Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». – Изд. 2-е, перераб. / Е. В. Колесникова. – М.: Ювента - 2009. – 80 с.: ил.