Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95423

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Использование пальчиковой гимнастики в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников

Дата публикации:

Автор:
учитель-логопед, ГБОУ Школа №1797 "Богородская" корпус 4-3 "Росток", г. Москва

Цель: - показать целесообразность использования пальчиковой гимнастики в системе коррекционной работы.

Задачи: - описать цели, задачи, виды, правила выполнения пальчиковой гимнастики.

Использование пальчиковой гимнастики в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников

В течение дошкольного возраста ребенок практически овладевает речью. К сожалению, существует много причин, когда его речь не формируется должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. И задача взрослых при подготовке ребенка к школе - помочь развить мелкую моторику, если этого не произошло раньше.

Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух - основные методы формирования правильной речи ребенка. Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Результаты исследований Н.С.Жуковой, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Т.Б.Филичевой подтверждают: тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

Дети с нарушениями речи редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкенизии.

М.М.Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причем не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции.

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.

Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастике. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка.

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые истории - это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «право», «лево», «вверх», «вниз» и т.д.

Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект.

Все упражнения выполняются в медленном темпе от трех до пяти раз; сначала одной, затем другой рукой, а в завершение - двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, чёткими.

Целью занятий по развитию мыщц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

- сделать рывок в развитии речи - улучшить произношение и обогатить лексический запас;

- подготовить руку к письму, что особенно важно для детей подготовительного возраста;

- предотвратить появление так называемого писчего спазма;

- развивать внимание, терпение, внутреннее торможение ( умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо);

- стимулировать фантазию, творческие способности;

- научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат»;

- если ребенок левша, поможет адаптироваться в мире правшей.

Необходимо помнить три важных правила. Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно. Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук). Третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятия в дошкольном учреждении.

Наши новости:

Разместить свою публикацию