Заповедники Мурманской области
Цель: познакомить детей с заповедниками Мурманской области; формировать ответственное и бережное отношение кприроде родного края.
Задачи:
Образовательные
•Систематизированиеи уточнение знаний оживотных, птицах Мурманской области.
Коррекционные
•Формированиенавыков экологически безопасного поведения.
• Обогащение словаря новыми лексическими единицами, усвоение детьми ранее неизвестных слов.
• Образованиесуществительных единственного и множественного числа.
•Закрепление умения образовыватьсуществительныеродительного падежа множественного числа.
•Развитие познавательных процессов, концентрации внимания.
Воспитательные
•Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.
Оборудование: мультимедиапроектор, карточки «Чего делать в лесу нельзя, панно «Заповедные места», тетради.
НОД
I.Организационный момент
Кольский Север... Человеку, который здесь никогда не бывал, трудно представить, насколько разнообразен и удивителен этот край. Конечно, бывает тут холодно и неуютно, снежно и дождливо – Север есть Север, почти семидесятая широта. Но для нас, северян, всё равно остаётся он родным и любимым. Нужно только научиться видеть прекрасное в его скромной природе.
Послушайте стихотворение саамской поэтессы Октябрины Вороновой
Снег лежит сугробом пышным,
Лёгкий, мягкий, словно пыжик.
Солнце яркое с небес
Озаряет зимний лес.
Нет ни облачка над домом.
Небо кажется бездонным.
Тропку к лесу протопчу,
Постою и помолчу.
Снегиря увижу рядом.
- Ты куда такой нарядный?
Потрещи своей сестре,
словно вереск на костре.
Л.: Как вы думаете,о чём это стихотворение?
Д.: О солнышке, о лесе, о природе родного края.
Л.: Надо ли беречь,охранять природу. (Ответы детей)
II. Основная часть
Введение в тему занятия
Л.: Люди давно задумались о том, как спасти ВЫМИРАЮЩИХ ЖИВОТНЫХ. Конечно, прежде всего, надо запретить охоту на них. Но это ещё не всё. Надо сделать так, чтобы животным хватало корма даже в голодное время — зимой,если нужно, можно было полечить их. И, конечно, чтобы животные жили в привычных для них условиях.
И вот большие участки лесов, степей и гор объявляются заповедниками. Здесь люди охраняют не только животных, но и растения, и реки, и землю, и полезные ископаемые.
Обогащение словаря новыми лексическими единицами, усвоение детьми ранее неизвестных слов.
Презентация «Заповедники Мурманской области»
2 слайд
Заповедник — это определённая территория (может быть лес, поле или смешанная местность), охраняемая законом, на которой запрещены любые виды человеческой деятельности, из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений.
Заповедники создают для того, чтобы защитить редкие виды животных и растений, сохранить уникальные природные образования.
Что касается видов заповедников, то точной классификации не ведется. Выделяют просто природные заповедники, охотничьи заповедники - в которых стремятся увеличить численность охотничьих зверей, биосферные заповедники, в которых сохраняют биосферу, то есть экосистему, водные заповедники, даже атмосферные заповедники.
3слайд
В заповедниках работают не только сторожа и ветеринары — звериные доктора, которые охраняют, подкармливают и подлечивают животных. Там ведётся важная научная работа. Учёные наблюдают за жизнью зверей, выводят новые породы, приучают животных к новым непривычным условиям — акклиматизируют их.
4 слайд
Мурманская область имеет Кандалакшский государственный природный заповедник, Лапландский биосферный заповедник, "Пасвик" государственный природный заповедник.
5 слайд
Лапландский заповедник расположен в на западе Кольского полуострова у озера. Основан в 1930 году. Он был создан для сохранения редкого вида северного оленя и естественного ландшафта Кольского полуострова. Здесь произрастает множество редчайших видов мхов, лишайников, грибов, растений.
Лапландский заповедник - единственное место на Кольском полуострове, где в природных условиях обитает стадо диких северных оленей.
6 слайд
Характерной чертой Лапландского заповедника стало наличие усадьбы Деда Мороза, которая расположена на берегу небольшого озера Чуна. В этом месте можно повстречать совершенно любого животного, которое обитают в данной местности, а радушный Дедушка Мороз примет всех желающих посетить его зимний терем, имеющий сказочно красивое оформление.
7 слайд
Животный мир богат, обычны куница, лось, дикий северный олень, бурый медведь, американская норка, лисица, росомаха. Встречаются волк, ондатра, выдра.
8 слайд
Из птиц обычны кукша, гаичка (лапландская и обыкновенная), дятел (трехпалый, большой пестрый и черный), чечетка, вьюрок, дрозды (белобровик и певчий), лесной конек, кукушка обыкновенная. Из хищных птиц — ястреб (тетеревятник и перепелятник), скопа, орлан-белохвост. Из сов обычна только ястребиная, филин и белая сова встречаются довольно редко. Из тетеревиных характерны глухарь, тетерев, рябчик, белая куропатка (в горной тундре обитает тундряная куропатка). Из водоплавающих гнездятся лебедь-кликун, гусь-гуменник, благородные утки (кряква, шилохвость, свиязь и чирок-свистунок) и нырковые утки (гоголь, синьга и крохали ). В водоемах Лапландского заповедника обитают 13 видов рыб, из них 6 видов — лососевые (озерная форель, достигающая веса 3-4 кг, палия, сиг, хариус, ряпушка, корюшка). Из пресноводных рыб обычны щука, налим, окунь, гольян.
9 слайд
Кандалакшский заповедник в Мурманской области, занимает пять групп островов: архипелаг в Кандалакшском заливе и острова у Мурманского берега Баренцева моря — всего около 500 островов, а также три материковых участка. Основан в 1939 году.
10 слайд
Животный мир богат, в заповеднике обитают таежные виды — лось, бурый медведь, рысь, лисица, росомаха, лесная куница, заяц-беляк, белка, глухарь, тетерев, рябчик. В пресные озера самого крупного из островов Кандалакшского залива — острова Великий, заходят на нерест кумжа, ручьевая форель, корюшка. В прибрежных водах многочисленны навага, треска, беломорская сельдь, камбала, пинагор, бычки. В районе Кандалакшских шхер находятся нерестилища беломорской сельди и трехиглой колюшки.
11 слайд – 12 слайд
На островах Баренцева моря располагаются крупные колонии перелетных птиц. Доминируют серебристая и большая морская чайки, полярная крачка и тупики. Многочисленны обыкновенная гага, длинноносый крохаль, черный турпан, краснозобая гагара. Типичны пуночка, лапландский подорожник, варакушка, краснозобый конек. Характерны атлантический чистик, гагарка, короткохвостый поморник.
13 слайд
«Пасвик»заповедник в Мурманской области. Основан в 1992 году, площадь 14,6 тыс. га. В заповеднике в долине реки Паз растут самые северные в Европе леса. Значительные площади занимают озера и болота.
14 слайд
В заповеднике зарегистрировано 34 вида млекопитающих, 14 из которых редкие. Среди мелких млекопитающих обычны полевки, бурозубки. Новым видом считается ондатра, появившаяся около 1990 года и ставшая постоянным обитателем. Косуля, рысь, росомаха, волк, песец очень редки, периодически заходят из Норвегии и Финляндии. Обычными можно считать такие виды, как белка, заяц-беляк, лисица, горностай, американская норка, лесная куница.
15 слайд
В водно-болотных угодьях заповедника гнездятся и отдыхают на пролете чайки, лебедь-кликун, гоголь.
Вопросы:
Л.: Что такое заповедник? (это заповедная территория; это место, где природа имеет право жить по своим законам, а человек охраняет это место.) В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое.
Л.:Гдеможно найти о заповедниках информацию? (в интернете, в библиотеке, в энциклопедиях, в книгах, в телепередачах).
Л.: Назовите, какие вы знаете заповедники?
Л.: Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (ответы детей)
Л.: Правильно охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила поведения на природе, в лесу. А помогут нам в этом знаки, которые находятся у меня в конверте.
Игра «Запрещающие знаки»
Каждый ребенок выбирает запрещающий знак и называет его.
В конверте знаки: мусор в лесу; загрязнение воды и воздуха заводами; не ломать ветки деревьев; не ворошить гнезда; не шуми; не разжигай костры; не разорять муравейники; не ловить насекомых; не топтать цветы, грибы, ягоды и пр.
Л.: Молодцы! Все знаки назвали.
Л.: Скажите, где можно разместить эти знаки? (в лесу, в парке, в сквере).
Л.: Давайте вспомним, какие животные и птицы живут в заповедниках Мурманской области.
Логопед выставляет панно «Заповедные места», плоскостное фигурки животных, птиц.
Лапландский биосферный заповедник - животные: росомаха, песец, норка; птицы: ястреб, дрозд, кукша.
Кандалакшский государственный природный заповедник- животные: медведь, заяц, лось, белка; птицы: глухарь, тетерев, гагарка.
"Пасвик" государственный природный заповедник- животные: рысь, лисица, волк; птицы: чайка, лебедь-кликун, гоголь.
Практическое употребление существительных единственного и множественного числа в родительном падеже.
Игра: «Один – есть – много»
Росомаха - росомахи – росомах
Ястреб – ястребы – ястребов и т.д.
Физкультминутка (по звукоподражанию)
Чтение стихотворения«Природные явления» Олексяк С.
Ты когда-то, верно, слышал,
Что природа тоже дышит.
И, поверь мне, каждый вздох
У неё не так уж плох!
Коли слушать ты мастак,
То – поехали! Итак...
Как гуляет дождь по лужам? (хлюп-хлюп-хлюп)
Как скрипит зимою стужа?(с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с)
Как стучит по крыше град?(бум-бум-бум)
Как рокочет водопад?(р-р-р-р-р-р-р-р-р-р)
Как трещит огонь в кострище?(щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ)
Как протяжно ветер свищет? – (ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш)
Тише... Тише...
Ты не слышишь –
Барабанит ГРАД по крыше?
С неба падает вода
В виде бусин изо льда:
"Дук-дук-дук-дук! Дук-дук-дук!" –
Разбежались все вокруг.
Тихо чавкает БОЛОТО:
"Чмок-чмок!
Чмок-чмок!"
В нём сидит, наверно, кто-то...
Скажем, древний старичок.
Он потягивает знатно
Свой болотистый чаёк
Он беззубый и занятный:
"Чмок-чмок!
Чмок-чмок!"
Л.: Вспомним, чего нельзя делать в лесу (ответы детей: рубить деревья, не жечь костры, не рвать цветы и грибы, не разорять гнёзда, не ловить насекомых).
Развитие концентрации внимания
Игра на внимание «Подчеркни по образцу»
На столе каждого ребёнка – бланк с тестовым материалом и простой карандаш.
Л.: На листке надо зачеркнуть одной линией елку, двумя линиями костёр, грибок обвести в квадрат, а цветок в круг, гнездо в треугольник и бабочку подчеркнуть (по образцу).
III. Итог занятия.