Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96122

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 16.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Формы работы с детьми и родителями в аспекте применения ФГОС. Проект " Домашний логопед".

Дата публикации:

Автор:
учитель-логопед, ГБОУ ООШ № 34 с/п детский сад № 64, г. Сызрань Самарская область

Цель: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи: 1 Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка. 2 Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию и проведение клуба " Речевичок" 3 Создать логопедическую копилку для родителей " Домашний логопед" 4 Выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребенку, общего подхода к воспитанию

Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника.

Анализ ситуации

«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг. Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно-ответственными участниками образовательного процесса. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Своевременное адекватное реагирование родителей на проблемы воспитания и обучения детей, сотрудничество со специалистами дошкольного образования — залог успешного развития детей.
Одним из важнейших направлений в коррекционно–воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией. При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.
Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.
Выделяется часть родителей, позиция которых также неадекватна. Они преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя своеобразную гиперрефлексию на дефект. Такие родители постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слово хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности. В результате может возникнуть комплекс явлений, обозначаемых в специальной литературе как поведенческий и речевой негативизм.
Родителям с гиперрефлексией на дефект ребенка важно объяснить, что коррекция будет результативнее, если ребенок почувствует себя более спокойно, поверит в свои силы, будет испытывать радость от собственных, пусть поначалу небольших успехов.
В ходе логопедической работы необходимо:

  • помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
  • разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
  • подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:
• ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
• необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению;
Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Участники проекта:
Учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, музыкальный руководитель, воспитатели.

Концептуальные основы
Теоретической базой данного проекта является принцип личностно-ориентированного обучения, коррекции и развития. Реализация этого принципа влечет за собой не только развитие личности и социальную интеграцию «особого» ребенка, но и профессиональное и личностное совершенствование педагога, родителя, всей семьи. Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Л.С. Выготский отмечал «в сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно». Благодаря усилиям ученых и педагогов-практиков (Л.В.Загик, Т.А.Маркова, Л.Ф.Островская, Н.Г.Година) были разработаны содержание, формы и методы работы детского учреждения с семьей. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Важнейшей задачей работы с родителями и ее первейшим условием является установление взаимоотношений доверия и принятия между специалистом и родителем.
Вопросами семейного воспитания детей с проблемами в развитии речи занимались Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Гуровец, С.Т. Григорян, Л.Н. Ефименкова, Н.Л. Крылова, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Э.В. Миронова, А.Г. Московкина, Н.В. Новоторцева, Л.П. Носкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Авторы подчеркивают роль ближайшего окружения (семьи) в процессе коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников, имеющих речевые нарушения, и считают организацию правильного семейного воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Особое место в данном процессе отводят повышению психолого-педагогической культуры родителей. Важнейшими предпосылками для повышения эффективности работы авторы называют формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционной работе и активное включение в нее.
Вопросы, связанные с изучением педагогической компетентности родителей, отражены в работах П.П. Блонского, И.В. Гребенникова, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта, A.C. Макаренко, В.М. Миниярова, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Формирование педагогической компетентности родителей различными социальными институтами представлено в публикациях С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, И.В. Гребенникова, A.C. Спиваковской, Л.Г. Петряевской, С.С. Пиюковой и др.
Кроме того, теоретической базой проекта явились работы, рассматривающие вопросы коррекции нарушений звукопроизношения (М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, М.Ф. Фомичевой, К.Н. Ефименковой, С.Н. Шаховской, Е.Ф. Рау, Л.Ф. Спировой и других).
Изучив литературу по вопросам речевого развития и вопросам взаимодействия логопеда с семьями воспитанников, пришли к выводу о разработке практико-ориентированного проекта, в котором приняли бы участие и дети, и родители, и специалисты ДОУ.

Цель проекта:
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:

  • выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
  • разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию и проведение клуба “Речевичок”;
  • создать логопедическую копилку для родителей «Домашний логопед»;
  • выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.

Ожидаемые результаты:
1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в “Дневнике успеха”.

2. Родители самостоятельно используют материалы из копилки “Домашний логопед”.

3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

4. Заключены дополнительные договоры между родителями и учителем-логопедом.

Эффективность данных результатов

Для детей

Для родителей

Для педагогов

Для ДОУ

положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный подход к каждому ребенку.

положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время

положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность собственной деятельностью;
качественно организованная система повышения квалификации;
учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов

благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
повышенный статус ДОУ

Возможные риски:

  • трудности взаимодействия с родителями, злоупотребляющими ПАВ (выход: подключение социального педагога и психолога).

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, разработанный план работы клуба “Речевичок”, методические пособия для домашнего использования родителями – копилка “Домашний логопед”, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, разработанная форма “Дневника успеха” для фиксации родителями достижений ребенка могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап – подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:

  • выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
  • начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки “Домашний логопед”;
  • выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития, заключить дополнительные договоры между учителем-логопедом и родителями.


Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
На данном этапе также необходимо начать собирать и разрабатывать копилку “Домашний логопед”: методические материалы в соответствие с психическими и возрастными особенностями детей.
Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу и заключение дополнительных договоров между двумя сторонами образовательного процесса (см. Приложение 2).

2 этап – основной (практический).
Задачи:

  • разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию и проведение клуба “Речевичок”;
  • пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей «Домашний логопед»;

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни. Средства и методы проекта:

  • проведение семинара-практикума, мастер-классов, консультаций, “круглых столов”, “родительских гостиных”, проведение конкурсов (скороговорщиков, чтецов), проведение праздника красивой и выразительной речи и других форм работы клуба “Речевичок” (ежемесячно);
  • проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
  • создание информационно-методического стенда «Шпаргалки для родителей» (ежемесячно, теоретический материал по темам клуба);
  • презентация копилки для родителей “Домашний логопед” (ежемесячно, практический материал по темам клуба);
  • ведение “Дневника успеха” (ежемесячно, родителями) (см. Приложение 3).

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
  • Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми в процессе организации клуба «Речевичок».

2. Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов

Перспективный план реализации проекта «Домашний логопед»

N
п/п

Срок

Формы и
методы работы

Содержание работы

Результат

Ответственный

1. Подготовительный этап

до 20 сентября

1. Анкетирование родителей

2. Сбор дидактических
материалов

3. Заключение дополнительных договоров

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития

Подбор материалов по темам “Дыхательная гимнастика”, “Артикуляционные упражнения”, “Мелкая моторика” и др.

Установление единых требований родителей и логопеда к ребенку, посещающего логопункт

Анкета для родителей

Копилка “Домашний логопед”

Договоры

Логопед

Логопед

Логопед

2. Основной этап

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Круглый стол «Почему ребенок говорит неправильно”.
Мастер-класс «Упражнения для развития мышц речевого аппарата”.
Семинар практикум
“Пальчиками играем речь развиваем”

Консультация “Речевое дыхание-основа правильной речи”

Мастер-класс
“Научитесь слышать звуки”

Конкурс чтецов/скороговорщиков

Родительская гостиная “Родители о своих детях”

Праздник красивой и правильной речи

Обмен мнениями, анализ анкетирования, просвещение родителей о причинах речевых отклонений
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

Тематическая консультация с практической частью

Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей

Проявление родителями ораторских и творческих способностей на интересном речевом материале

Обмен впечатлений родителей о коррекционном воздействии на ребенка в домашних условиях

Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях

Протокол “круглого стола”, отзывы родителей

Протокол проведения мастер-класса, отзывы родителей

Протокол проведения семинара-практикума, отзывы родителей

Протокол проведения консультации, отзывы родителей

Протокол проведения мастер-класса, отзывы родителей

Протокол проведения мастер-класса, отзывы родителей

Протокол проведения родительской гостиной, отзывы родителей
Протокол проведения праздника, отзывы родителей

Логопед

Логопед

Логопед

Логопед

Логопед

Логопед
Муз. рук. ль
Воспитатели

Логопед

Логопед
Муз.рукль

Ежемесячно

Презентация логопедической копилки “Домашний логопед”

Пополнение копилки новыми материалами для использования в домашних условиях по плану клуба

Картотека игр и упражнений по темам

Логопед

Ежемесячно

Индивидуальные консультации

Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам

Журнал регистрации консультаций для родителей

Логопед

Ежемесячно

Оформление информационно-методического стенда “Шпаргалки для родителей”

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей

Ежемесячно

Ведение “Дневника успеха”

Фиксация родителями достижений детей в речевом развитии

“Дневник успеха”

3. Заключительный этап

Май

Апрельмай

Мониторинг (анкетирование)работы логопеда с родителями

Мониторинг детей

Участие в городской (краевой) конференции (ярмарке) инновационных идей

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей

Выявление уровня речевого развития детей

Презентация проекта “Домашний логопед”

Анкета для родителей

Логопедическая диагностика

Сертификат об участии

Список литературы:

  • Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе. Логопед 2005 N 5.
  • Душкина Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Логопед 2005 N 5.
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1998.
  • Миронова С.А. Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях. М. 2007.
  • Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Воронеж, 1997.
  • Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
  • Хватцев М.С. Логопедия. Работа с дошкольниками. М. 1996.

Приложение 1
Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Чтобы ответить на ее вопросы, родители должны не только прислушаться к речи своего ребенка, но и подумать, что именно он произносит неправильно (звуки, слова или фразы) и как произносит.
Полученные анкетные данные говорят о том, ведется ли в семье работа по преодолению речевых недостатков и предупреждению трудностей, готовы ли к ней родители, хотят ли они сотрудничать с детским садом, продолжая совершенствовать речь своих детей.

Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”

1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Дата рождения___________________________________________________
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) __________
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ______________
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ________________
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ________
10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?__________________________
11. Присутствуете ли на дет. праздниках?______________________________
12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?_______________

Приложение 2
Договор о сотрудничестве логопеда и родителей.

Предмет договора

ГБОУ СОШ №34-детский сад №64 предоставляет услугу: индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по устранению дефектов речи (исправление недостатков звукопроизношения и фонематического слуха).

  • Ответственность сторон
    • Родители обязуются:
  • Сотрудничать с логопедом и посещать консультационное занятие логопеда с ребенком не реже 1 раза в месяц (по желанию родителей можно чаще).
  • Ежедневно заниматься с ребенком по заданию логопеда, записанному в тетрадь для индивидуальной работы (1520 мин в день)
  • Приносить тетрадь для логопедических занятий 2 раза в неделю, не забывать брать тетрадь домой (в рабочие дни и на выходные).
    • Логопед обязуется:
  • Предоставлять высококвалифицированную коррекционную помощь по устранению дефектов речи у ребенка
  • Проводить с родителями еженедельные консультации по устранению недостатков звукопроизношения и показу продвижения детей.
  • Дополнительные условия
    • Логопед оставляет за собой право устанавливать и корректировать сроки исправления недостатков речи у детей.
    • В случае невыполнения родителями обязанностей, оговоренных в договоре, логопед не несет ответственности за своевременное исправление недостатков звукопроизношения и имеет право обратиться к администрации детского сада с просьбой о прекращении коррекционной работы.

Реквизиты сторон

Родитель Логопед
(подпись) (подпись)


Приложение 3
ДНЕВНИК УСПЕХА
…………………………………………………………………………..
( 200… 200…) учебный год.

Месяц:

Фиксация успехов ребенка:

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май


Приложение 4
Одним из способов подведения итогов коррекционно-развивающего обучения и оценки речевых достижений детей является речевой праздник, цель которого: предоставить возможность каждому ребенку продемонстрировать свои успехи перед большой аудиторией детей и родителей.

"Праздник правильной речи".
Цели:
1. Закрепить чёткое произношение ранее изученных звуков.
2. Упражнять в звуковом анализе слов, в составлении слов из букв, в преобразовании слов путём замены одной буквы, в чтении слов.
3. Закрепить понятие о родственных словах.
4. развивать фонематический слух, навыки правильного дыхания и удлинения фазы выдоха.
5. Развивать ритмический слух, умение управлять своими движениями.
6. Совершенствовать интонационную и лексическую выразительность речи.
7. Повышать информированность родителей относительно особенностей психического и речевого развития детей.
Оборудование: шапочки с буквами, костюмы жука, осы, принцессы, карточки с картинками, "замки" согласных, гласных звуков, ударения.
Предварительная работа: инсценировка сказки "Город правильной речи", заучивание стихотворения С.Михалкова "Азбука", заучивание дома совместно с родителями стихотворений; помощь родителей в изготовлении костюмов и декорации к сказке; беседа с родителями по содержанию занятия, обговаривание методов и приёмов.

Логопед: Мальчики и девочки, все гости и родители! Весёлую историю услышать, не хотите ли? Итак, слушайте. Жила-была девочка Лара. Она не умела правильно произносить звук "Р" и очень расстраивалась из-за этого. Но однажды мама привела Лару в детский сад, в котором детей учили правильно говорить. В группе дети не умели произносить некоторые звуки и произносили их так, как герои этой "странной истории".
Инсценировка (участвуют дети).
Автор: Встретил жук в одном лесу симпатичную осу…
Жук: Ах, какая модница! Пожжжвольте пожжжнакомитться.
Оса: Увазззаемый прохозззый! Ну, на сто ззз это похоззе! Вы не представляете, как вы сепелявите!
Автор: И красавица оса улетела в небеса.
Жук: Штранная гражданка, наверно, иноштранка!
Логопед: В каких словах заблудились чужие звуки? (Ответы детей и взрослых). Верно. Такая история и с вами происходила не раз. Но шло время, вы усердно занимались и научились чётко произносить звуки. И Лара научилась произносить звук "р". Однажды ночью ей приснился необычный сон: она принцесса, живёт во дворце. Давайте и мы с вами отправимся во дворец.
Логопед: Во дворце постоянно происходили чудеса.
Принцесса (родитель): Хочу чудес! Хочу чудес!
Дети надевают шапочки-буквы и читают стихотворение С.Михалкова "Азбука".
Принцесса: Что это?
Дети: Буквы!
Логопед: Буквы, буквы… Дай им волю, нашалятся буквы вволю.
"Буквы" (дети) "резвятся", затем решают составить слово.
Логопед: Составьте слово дым. Прочтите его. А теперь слово "дым" превратите в слово "дом". Как вы это сделали, объясните (ответы детей). Молодцы! Умеете превращать одно слово в другое.
Назовите слова, родственные слову "дом". К кому корона попадёт, тот и слово назовет.
Дети и взрослые подбирают словародственники (домик, домашний, домосед, домовой…)
Вы заслуживаете похвалы.
Принцесса плачет.
Логопед: Успокойся, принцесса. Чего ты хочешь?
Принцесса: Ничего я не хочу!
Логопед: Поиграй с нами.
Работа с карточками. Дети совместно с родителями выделяют первый звук из слов, печатают соответствующую буквы, затем читают слово: Дом
Д Ворона
В Осы
О Рябина
Р Ель
Е Цапля
Ц
Логопед: Во дворце по вечерам проходили "Конкурсы чтецов".
Дети читают заранее выученные стихотворения.
Логопед: Во дворце живёт не только принцесса, но и животные. С вами хочет поиграть зайка (мягкая игрушка) в игру "Кого увидел Зайка". Назовите все звуки по порядку в словах (работа с картинками: клоун, торт, маска, принц, лиса, ноты).
Раз, два, три, четыре, пять Вышел зайчик погулять.
Где Зайчишка побывал? Что (кого) зайчишка увидал?
Молодцы! Все звуки назвали правильно.
Принцесса плачет, топает ногами.
Логопед: Принцесса твоё поведение возмутительно! Может нам Фея сна поможет?
Под музыку выходит Фея сна (родитель).
Добрый вечер! Постараюсь вам помочь.
Фея обходит всех детей, касаясь плеча каждого "волшебной" палочкой. Дети "засыпают": наклоняют голову, закрывают глаза. Фея смотрит на "спящих", улыбается и уходит.
Логопед: Что же делать? Фея ушла. Надо разбудить детей. Но дети проснутся лишь в том случае, если родители по цепочке произнесут скороговорку:
Королева кавалеру подарила каравеллу,
Королева с кавалером укатила в каравелле.
Родители проговаривают скороговорку. Дети просыпаются.
Логопед: Спасибо, мамы, папы и бабушки! Помогли разбудить детей. И принцесса повеселела.
Принцесса: Простите меня я буду вести себя достойно.
Логопед: Что ж мы тебя прощаем и приглашаем в город красивой речи.
Инсценировка сказки "Город красивой речи" (см. И.Г.Выгодская, Л.П.Успенская "Устранение заикания в игровых ситуациях" стр. 186188).
Логопед: Сон Лары закончился. Был он настоящим праздником! Спасибо вам родители за поддержку, а вам дети за то, что вы были дружными, смышлеными. Всегда говорите так же чётко и свободно, как сегодня. Добрых вам снов.

Итоговый речевой праздник «Красивую речь – приятно слушать»
В ходе праздника решаются важные задачи:
1. Закрепление у детей самоконтроля за собственной речью.
2. Совершенствование речевого слуха, ритма, темпа речи, дикции.
3. Закрепление графического образа печатных букв, прочтение слов.
4. Развитие зрительно –пространственной координации, воображения, внимания, мышления, памяти, чувства юмора.
5. Воспитание доброжелательности, чувства коллективизма, умение выслушивать друг друга.
Оборудование:маркетная доска, фломастеры, 5 букв, вырезанные из плотного картона крупного формата, 3 еловых шишки, дипломы и сувениры по количеству детей.

Логопед: Добрый вечер, дорогие ребята и гости! Я приветствую всех кто пришел к нам на праздник
«Красивой речи»! Как и положено, на празднике, мы с вами будем, петь, играть, шутить,
рассказывать веселые стихи и при, этом, конечно, красиво говорить.
Звучит музыка в зал вбегает сказочный персонаж Тараторка, напевает песенку
Тараторка: Тары – бары, тары – бары, тары – бары, тару – ра.
Тараторю без умолка, прямо с самого утра.
Здравствуйте, ребятишки, и девчонки, и мальчишки!
Надеюсь, я не опоздал?
Логопед:Здравствуй, Тараторка, мы рады видеть тебя на нашем празднике!
Тараторка: Мне не до веселья. Я пришел к вам за советом, за помощью.
Логопед:Ну что ж, мы с ребятами будем рады тебе помочь.
Тараторка: Хорошо бы! Мой дедушка все время говорит, что я плохо разговариваю потому,
что у меня во рту «каша», а у меня во рту никакой каши нет (открывает рот).
Логопед:Не расстраивайся, Тараторка, слушай и запоминай:
Кто хочет красиво разговаривать, тот должен выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Дети: Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было все понятно.
Дети поют песню «Игра» муз. В.Шаинского, сл.Р.Рождественского

Тараторка: Спасибо, ребята, вы настоящие друзья! Я все понял, и теперь буду стараться говорить
не торопясь. А можно мне, ребята, остаться на вашем празднике? Может быть, я еще
чему нибудь у вас научусь.
Дети:Оставайся, Тараторка.
Логопед:Конечно, оставайся. А начнем мы с игры разминки «Доскажи словечко»
1. Зимой в берлоге видит сон
Лохматый, косолапый…(слон)…медведь.

  • В теплой лужице своей

Громко квакал…(воробей)…нет, лягушонок.
3. С пальмы – вниз, на пальму снова
Ловко прыгает…(корова)…нет обезьяна!
4. К цветку приставишь ухо,
А в нем жужжит, поет
Старательная…(муха)…нет пчела
И собирает мед.
Тараторка: А теперь, ребята, угадайте, что у меня лежит в кармане на звук «В»?
(предположения детей слов на звук «В») Сдаетесь? Да нет ничего! (выворачивает карман)
Логопед:Как ничего? Ты говорил на звук «В»?
Тараторка: Воздух!
Логопед:Приглашаю всех поиграть. «Руку другу тянет друг, выходи в широкий круг»
Дети по цепочке протягивают друг другу руки и выходят в центр зала
Дети поют песню «Слово на ладошках» муз. Е.Попляновой, сл. Н.Пикулевой

Логопед:Что случилось? …
Тараторка: Что случилось?
Дети: (хором) С печки азбука свалилась.
1й ребенок: Больно вывихнула ножку
Прописная буква М
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
2й ребенок: Потеряла буква Ю
Перекладину свою!
Очутившись на полу
Поломала хвостик У!
3й ребенок: Ф, бедняжку, так раздуло –
Не прочесть её никак!
Букву Р перевернуло –
Превратило в мягкий знак.
4й ребенок: Буква С совсем сомкнулась –
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!
Логопед:Не беда, я знаю, как помочь буквам. Надо добавить к каждой поломавшейся букве
один элемент.
Выставляется маркерная доска, на ней написаны буквы с недостающими элементами.
Дети по одному выходят к доске и дорисовывают недостающую деталь.
Игра «Допиши буквы»
Логопед:Ребята, кто сможет прочитать, что получились? (дети читают пословицу)
Дети: «Один за всех и все за одного»
Тараторка: Я тоже знаю игру с буквами, называется «Кто быстрее возьмет букву».
Игра «Кто быстрее возьмет букву».
Кладет в круг несколько букв. В игру приглашают на одного ребенка больше чем букв.
Пока звучит музыка, дети бегают по кругу, как только музыка замолкает, надо быстро
взять букву. Из игры выбывает тот, кто остался без буквы.
Логопед:А вы знаете дети, что бывают заколдованные буквы?
Дети:Нет!
Сценка «Заколдованная буква»по мотивам В. Драгунского. Участвуют трое детей.
Логопед:Однажды гуляли во дворе Матвей, Тимоша и Аня.
Вдруг Аня увидела на тропинке еловые шишки.
Аня:Смотрите, сыски!
Логопед:Матвей с Тимошей так и покатились со смеха.
Матвей: Ой, умру от смеха! Сыски!
Тимоша: 5 лет девчонке, а говорит «сыски». Хахаха!
Логопед:Тимоша упал в обморок и застонал:
Тимоша: Ах, мне плохо, «сыски»!
Логопед:А Матвей кричал:
Матвей:Девчонке 5 лет, скоро замуж выходить, а она «сыски»!
Логопед:У Анюты нижняя губа скривилась, и она чуть не заплакала:
Аня:Я правильно сказала. У меня зуб вывалился и свистит.
Я хочу сказать «шишки», а у меня высвистывается «сыски».
Тимоша: Эка невидаль – у неё зуб вывалился. У меня целых три вывалилось и два шатается.
А все равно п