Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

42822

Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Как разместить публикацию Как получить свидетельство Способы оплаты

Конспект мастер- класса для воспитателей «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников».

Дата публикации: 11.03.18

Автор:
Кузнецова Светлана Валерьевна Воспитатель, ГБОУ СОШ с. Курумоч СП детский сад "Белочка", Самарская область Волжский район село Курумоч

Конспект мастер- класса для воспитателей «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников».

Цель:

- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации:

- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста:

- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников:

- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.

Задачи:

- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии. этапами работы:

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Оборудование:

Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, мнемотаблица для составления описательного рассказа, 5 лепестков- мнемодорожек для отгадывания пословиц.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представления о мнемотехнике

- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Форма проведения:

-сообщение

- практическая работа

Ход:

-Уважаемые коллеги, современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. В центре воспитательного процесса находится ребёнок. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

-У дошкольников память носит непроизвольный характер: лучше запоминаются предметы, события, явления. Этому-то и способствует мнемотехника. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

-Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы- рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ с опорой на символы (образы).

Мнемотаблицы- это дидактический материал. Их можно использовать для:

- обогащения словарного запаса;

- обучения составлению рассказов;

- пересказов художественной литературы;

- отгадывания и загадывания загадок;

- заучивания стихотворений.

-А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты. (Педагоги читают стихотворение по мнемотаблице «Вот, на ветках, посмотри!В красных майках снегири!»).

-А сейчас попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «Шапка».

Шапка шерстяная,

Наверху помпон.

Круглый, слово мячик

И пушистый он.

Есть еще у шапки

Отворот цветной.

Буду в этой шапке

Бегать я зимой.

-Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. (Педагоги рисуют свои мнемотаблицы).

-Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлеется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

-Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и, опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать.

Демонстрирую схему. (Педагоги по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи).

-Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки- это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица с загадкой.

Показываю мнемотаблицу, содержащую загадку, педагоги читают загадку и отгадывают ее.

-Молодцы! А теперь попробуйте самостоятельно составить мнемотаблицу загадки:

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

-Молодцы! А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный цветок». На лепестках цветка зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать.

Предлагаю схемы пословиц и поговорок: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Под лежачий камень вода не течёт», «Любишь кататься, люби и саночки возить»,«Яблоко от яблони недалеко катится», «Кто не работает, тот не ест».

-А теперь наоборот, попробуйте зашифровать пословицу «Семеро одного не ждут», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». (Педагоги зашифровывают пословицы).

-Получилось? Молодцы!

- Итак, мнемотехника:

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!

Скачать публикацию Скачали: 70 раз

Способы оплаты

Линии