Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе формирования интеллектуальной готовности детей к школе
1. Формирование интеллектуальной готовности детей к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема
Говоря о психологической готовности в общем смысле слова, необходимо подчеркнуть, что сама по себе она имеет сложную структуру, потому что сложную систему представляет собой и человек. Такая система, находясь в условиях неустойчивости, неравновесия, в переломный момент жизни общества (тоже системы) становится непредсказуемой с точки зрения психологического анализа. Даже в обычных условиях незначительное событие или действие может заставить человека измениться. А при динамичных социальных, ситуативных, личностных изменениях установившийся уровень согласия системы «человек – деятельность» теряет свою определенность.
Различают следующие виды психологической готовности:
- заблаговременная (общая или длительная);
- временная;
- ситуативная (состояние готовности).
Заблаговременная готовность (что непосредственно касается готовности ребенка к школьному обучению) представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности. Временное состояние готовности – это актуализация, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент. Ситуативная готовность – это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия.
По мнению В.А. Сластенина и В.П. Каширина, психологическая готовность детей – одна из сложных и ключевых проблем личности, имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: педагогикой, возрастной и социальной психологией, возрастной физиологией и анатомией.
Психологическая готовность к школе представляет собой системное качество психики поступающего в школу ребенка, дающее ему возможность успешного начала обучения. В самом общем виде проблема школьной готовности заключается в соответствии психических свойств и качеств ребенка требованиям школы.
Требования школы многообразны: они касаются степени сформированности у ребенка предпосылок учебной деятельности – познавательного интереса, способности принять учебную задачу, общаться в ходе учения и вне его, осуществлять мыслительные, мнемические, перцептивные операции и многое другое. Психологическая готовность, в соответствии с разными требованиями школы к психике ребенка, распадается на две глобальные части: готовность интеллектуальная и личностная. Это два традиционных направления изучения психики человека вообще, и два направления в попытках построения надежной системы прогнозирования первоначальной школьной успешности. Гармоничность личности ребенка обеспечивается единством нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания. А.Н. Леонтьев по этому поводу считает, что умственное развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других черт, образующих его духовный облик.
На сегодняшний день общепризнано, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.
Е. Пономарева и Н. Сивина предлагают следующую схему психологической готовности ребенка к школе, добавляя личностный аспект.
Схема 1
Психологическая готовность ребенка к школе
(по Е. Пономаревой и Н. Сивиной).
Под интеллектуальной готовностью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее:
- выделение фигуры из фона;
- концентрацию внимания;
- аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения связей между явлениями;
- возможность логического запоминания;
- умение воспроизводить образец;
- развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию,
- развитие речи – овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своей мысли, объяснить то или иное явление, правило.
Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная готовность в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Некоторые авторы рассматривают интеллектуальное развитие как определенный запас знаний об окружающем мире – о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», то есть о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество:
- степень правильности, четкости и общественности сложившихся в дошкольном детстве представлений;
- уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности,
- общее положительное отношение к школе и к учению, к положению ученика, его правам и обязанностям.
А.В. Запорожец выделил два вида развития интеллекта ребенка. Это, во-первых, содержательное функциональное развитие, оно состоит в обогащении содержания мышления ребенка за счет овладения им новыми знаниями, отдельными действиями и их усложненными вариантами; это постепенные, количественные по отношению ко всему интеллекту изменения. Во-вторых, это стадиальное, возрастное развитие, оно состоит в появлении новых форм и планов мыслительной деятельности, например, таких качественных стадий развития, мышления, как наглядно-действенное мышление (действие с предметами), наглядно-образное (оперирование образами), словесно-логическое (действие с понятиями, символами).
Психологи, исходя из понимания психологической готовности как системного образования, тем не менее, не оставляют попыток по резко ограниченному количеству признаков предсказывать успешность школьной адаптации и школьного обучения ребенка.
2. Роль семьи и детского сада в развитии детей дошкольного возраста
Необходимость взаимодействия детского сада и семьи обусловливается той ролью, которая принадлежит семье на ранних этапах социализации ребенка.
С психолого-педагогической и социально-психологической точки зрения семья представляет собой соответствующую нормам и ценностям данного общества социальную группу, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений, которые проявляются в любви, привязанности, эмпатии. В качестве особенностей семейного воспитания приводятся:
- эмоциональность микроклимата семьи, способствующая закреплению качеств, привычек с детства;
- разновозрастный состав семьи и ее представленность различными профессиональными подсистемами;
- осуществление семьей постоянного влияния на своих детей, личный пример родителей и т..
Другая важная особенность семейного воспитания заключается в том, что оно предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей. Общая атмосфера в семье, доброжелательность между членами семьи, атмосфера счастья оказывает положительное влияние на формирование личности ребенка, в том числе и его готовности к школьному обучению. Исследования зарубежных авторов также показывают, что семья – это среда, в которой формируется личность ребенка. Важнейшим фактором воздействия семьи на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей, эмоциональной близости между членами семьи.
Наиболее значим этот фактор для формирования личности ребенка в дошкольном возрасте. Дошкольник особенно нуждается в любви и внимании родителей, у него огромная потребность в общении со взрослыми, которая наиболее полно удовлетворяется в семье: любовь ребенка к родителям, беспредельное доверие к ним делают его особо восприимчивыми к определенным установкам, определяют прочность воздействия на ребенка примера. В семье ребенок активно проявляет свою самостоятельность и индивидуальность. У родителей больше, чем у воспитателей, возможностей учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, включать егов разнообразную полезную деятельность.
Таким образом, данные социологических, социально-психологических и педагогических исследований позволяют выделить следующие основные особенности семейного воспитания:
- глубоко эмоциональный, интимный характер воспитания. Он основан на родственных чувствах, выражаемых в глубокой любви к детям и ответном чувстве детей к родителям. В воспитании детей дошкольного возраста эти родственные эмоциональные связи (матери и ребенка в первую очередь) имеют свою специфику и определяют эмоциональное благополучие ребенка, его отношение к себе;
- сила и стойкость семейного воспитания, оказывающая определяющее влияние на мировоззрение ребенка, постоянство и возможность длительных эмоциональных воздействий матери, отца, других членов семьи на детей в самых разнообразных (частных, конкретных и более широких) жизненных ситуациях, их повторяемость изо дня в день.
Однако для полноценного развития личности ребенка желательно участие в его воспитании и образовании специально организованных учреждений, в том числе и детских садов. Воспитание и обучение в детском дошкольном учреждении осуществляется специалистами с образованием на основе научно обоснованной программы. Программа разрабатывается с учетом данных экспериментальной работы и обобщения передового педагогического опыта. В содержание каждой программы включены различные виды деятельности (игра, труд, самостоятельная художественная деятельность и т.п.), направления работы, (физическое, нравственное, умственное, трудовое, эстетическое воспитание). Детский сад и его программы, в том числе программы подготовительной к школе группы, выполняют важную социально-педагогическую функцию в отношении всех детей, в частности, в отношении детей из менее благополучных семей, из тех семей, где в силу тех или иных обстоятельств родители или другие взрослые члены семьи не могут уделять должного внимания воспитанию и обучению детей, подготовке их к школе.
Детский сад берет на себя в этих случаях выравнивание уровня подготовки детей, необходимого для поступления в школу. Весьма способствует укреплению здоровья будущих школьников, их физическому развитию и всестороннему воспитанию тот факт, что дошкольные учреждения создаются на основе узаконенных типов проектов, оборудуются учебными пособиями согласно установленным государственным стандартам. Все это обеспечивает значительную роль системы общественного дошкольного воспитания в подготовке к школе.
Исследования подтверждают мысль о том, что у ребенка рано начинает проявляться потребность в общении с равными себе по возрасту, интересам, деятельности. В детском саду дошкольник познает радость общения, у него формируется опыт совместных игр и труда, умение заниматься, опыт заботы, внимания к другим детям и взрослым людям; в разных жизненных ситуациях он сталкивается с необходимостью считаться с мнением, желанием, правами других людей и учиться быть справедливым.
Именно в условиях воспитания в детском саду у ребенка формируется коммуникативная готовность, умение коллективно решать практические и познавательные задачи, общаться со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности.
Е. Е. Кравцова выдвигает типы общения, наиболее ценные для развития у дошкольников умения решать совместные задачи и обеспечивающие переход от непосредственных импульсивных реакций в ситуации общения к произвольным актам, опосредованным сознательно принятыми общими целями, задачами, задающими контекст и смысл ситуации общения. В процессе такого общения формируется способность к принятию детьми общих задач в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, в развитии ребенка дошкольного возраста большую роль играет как семейное воспитание, так и обучение и воспитание ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Только при тесном сотрудничестве ДОУ и семьи можно говорить о полноценном формировании готовности ребенка к школьному обучению.
3. Формы сотрудничества ДОУ и семьи в процессе формирования интеллектуальной готовности детей к школьному обучению
Анализ имеющихся исследований по проблеме взаимодействия детского сада и семьи в подготовке детей к школьному обучению позволяет выделить ряд общих условий, обеспечивающих это взаимодействие. Среди них можно назвать:
1. Единое понимание задач, средств и методов воспитания детей дошкольного возраста.
2. Стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию ребенка, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду.
3. Уважение к личности ребенка.
4. Взаимопомощь, направленная на совершенствование воспитания ребенка в семье и в детском саду, условий его жизни и деятельности. Взаимное уважение и взаимное доверие в отношения между воспитателем и родителями.
5. Взаимная деловая и доброжелательная критика и самокритика.
Исследования показывают, что на эффективность взаимодействия детского сада и семьи в процессе формирования у ребенка готовности к школьному обучению влияет уровень педагогической культуры родителей. Важнейшим показателем педагогической культуры родителей является степень осознания ими и реализация целей воспитания, совпадающих с тем социальным запросом, который предъявляет общество к личности, то есть совпадение представлений о целях воспитания родителей и педагогического коллектива детского дошкольного учреждения.
О.Л. Зверева подчеркивает, что педагогическая культура дает возможность снизить элемент стихийности, который свойственен семейному воспитанию в большей мере, чем любому другому. В качестве основных черт педагогической культуры выступает педагогический такт, умение быть чутким, справедливым и разумно требовательным к детям, владение педагогической техникой, наблюдательность и способность прогнозировать развитие ребенка. Формирование педагогической культуры родителей – одна из важных задач детского сада. Она решается при условии сотрудничества и правильно организованного общения воспитателя с родителями.
Взаимодействие детского сада и семьи позволяет воспитателю установить контакт с родителями, находить дифференцированный подход к каждой семье, учитывая здоровье, поведение, интересы ребенка, а также условия его жизни и особенности воспитания в семье, оказывать семьям конкретную помощь в воспитании детей и формировании у них интеллектуальной готовности к школе. Общение воспитателя и родителей дает возможность ознакомления семьи с методами воспитания в детском саду. Организация общения родителей и обмен опытом семейного воспитания, постановка перед коллективом единых конкретных целей, повышает интерес семьи к проблемам подготовки ребенка к школе.
В ряде педагогических работ подчеркиваются два основных аспекта, которые необходимо учитывать во взаимодействии детского сада и семьи. Во-первых, от воспитателя требуется большой такт и терпение в установлении контактов с родителями. Воспитателям необходимо поддерживать связь с семьями, привлекать их к активному воспитанию своих детей, к помощи детскому саду; повышать у родителей чувство ответственности. Педагогическое общение дает возможность воспитателям установить подлинные причины проявляющихся трудностей со стороны ребенка и его родителей. Это позволяет детскому саду избрать правильные пути, средства и методы воздействия на родителей, дать родителям знания в области этики и психологии семейной жизни, которые позволят гармонично развиваться личности ребенка.
Во-вторых, воспитатель должен учитывать, что стиль внутрисемейных отношений вырабатывается непросто, каждая семья накапливает свой опыт воспитания, свой взгляд на его цели, конкретное содержание, способы реализации.
Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи – процесс достаточно сложный. Необходимо отметить, что в большинстве работ взаимодействие родителей и педагогического коллектива дошкольного детского учреждения рассматривается с точки зрения его влияния на выработку у ребенка тех или иных навыков поведения. Ни в одной из работ не рассматривается влияние взаимодействия семьи и дошкольного детского учреждения на личность ребенка в целом и на ход его последующей социализации. В то же время в рамках формирования у ребенка готовности к школьному обучению необходимость рассмотрения такого рода последствий взаимодействия семьи и дошкольного учреждения очевидна, поскольку именно этот аспект взаимодействия – формирование жизненной позиции и. системы социальных отношений ребенка – помогает осуществить преемственность в работе дошкольного учреждения и школы, то есть, обеспечить успешность дальнейшей учебы ребенка и гармоничное развитие его отношений с социальным миром.
Очевидно, что при рассмотрении взаимодействия в таком аспекте необходимо исследовать не то, какими конкретными навыками и умениями педагогического общения владеют родители и педагоги и даже не то, насколько высок уровень педагогической грамотности обеих взаимодействующих сторон, а скорее их позицию по отношению к взаимодействию, степень заинтересованности в нем, особенности восприятия ими друг друга и особенности их взаимных ожиданий.
Для создания новой системы отношений между ДОУ и семьями воспитанников коллективу необходимо:
- продумать то содержание воспитания и образования детей, которое может быть реализовано в совместной деятельности и предложить родителям варианты распределения функций в ней с учетом их собственных интересов и возможностей,
- создать в детском саду условия для общения с родителями,
- обеспечитьповышениекоммуникативной компетенции педагогов, обучение их навыкам активного слушания, ведения конструктивногодиалога, поведенияв конфликтных и проблемных ситуациях и т.п.,
- расширять кругозор педагогов вобласти прикладной психологии.
Решение этих задач требует построения системы взаимодействия разных сотрудников внутри детского сада.
Построение такой системы взаимодействия и стало задачей нашего исследования.
Говоря о формах работы персонала ДОУ с родителями выделятся следующие:
- родительское собрание,
- лекции и беседы на тему особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, подготовки детей к школе,
- семинары для родителей на тему «Готовимся к школе»,
- разработка методических рекомендаций для родителей, направленных на формирование интеллектуальной готовности к школе.
Таким образом, воспитателю ДОУ необходимо изучить и составить социально-психологический портрет современной семьи ребенка; определить этапы и формы работы дошкольного учреждения с семьей и выделить конкретное содержание и задачи каждого этапа, а затем внедрить возможные формы работы по формированию интеллектуальной готовности детей к школьному обучению на основе партнерства и сотрудничества с семьей.