Лихошапко Анжелика Ивановна
Город Мурманск МБДОУ №130
Учитель-логопед
Подгрупповое занятия в подготовительной группе для детей с ТНР
НОД « Разбуди солнышко»
Цель: обучение грамоте в игровой форме.
Образовательные области:
Речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- Обогащение и систематизирование у детей полученных знаний о звуках, буквах, словах, предложениях.
- Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры, совершенствование фонематических представлений.
- Формирование навыка чтение слов, коротких предложений.
- Закрепление умения находить слова с заданным слогом (1,2, 3).
- Совершенствование умения составлять из слов предложения.
- Расширение словаря прилагательных.
- Развитие зрительного и слухового восприятия.
Коррекционно – развивающие:
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитание интереса к чтению.
Планируемые результаты:
- дети определяют первый и последний звук в слове;
- называют длинные и короткие слова;
- владеют фонематическим анализом и синтезом слов;
- составляют из слов предложения.
Оборудование: картинки Зима, Весна, слоговой домик, демонстрационные картинки, слоги, слова для составления предложений, кружки для звукового анализа, схемы, конструктор букв, прищепки, солнышко.
I. Организационный момент
Л.: Ребята, мы сегодня отправимся с вами в лес. Прежде чем туда попасть, нужно пройти по словесной тропинке. Я называю слово, вы - последний звук в этом слове и слова, начинающиеся на этот звук (Тропинка, последний звук А — автобус — сом — мак — кот и т. д.).
Л.: Вот мы и попали в лес. Но тук так темно, грустно.
- Как вы думаете, что случилось в лесу? Почему он хмурый, темный? (ответы детей).
Л.: Вот и Каркуша.
К.: Кар-р-кар-р-кар-р с нами случилась беда. Спешите на помощь сюда. Отзовитесь, кто может на помощь прийти!!!
Л.:Каркуша, что случилось?
К.: Солнышко уснуло и мы не можем его разбудить. В лесу всё замерло, затихло.
Л.: Чтобы солнце разбудить, надо выполнить ряд заданий.
II. Основная часть
Введение в тему занятий
Нахождение слов с заданным слогом
Задание 1 «Расселить жителей в свои квартиры»
На 1этаже живут жители в словах, в которых 1 слог, на 2 этаже живут жители, в словах 2 слога, на 3этаже — 3 слога.
Л.: Назовите короткие слова, длинные? (кот, лось, волк).
Задание 2 «Составь из слогов слова»
Л.: На полянке слоги рассыпались. Составить из слогов слова и прочитать их.
Задание 3 «Составь букву»
Л.: А вот и мостик, но мостик не простой. Чтобы перейти его, нужно из палочек составить букву и рассказать о ней (У буквы [У] два элемента, она похожа на ушки зайчика. Буква [ Ч ] - два элемента, похожа на цифру 4).
Л.: Ой, посмотрите, кого мы встретили в лесу? Как вы думаете, кто это? Зима и Весна. Давайте поздороваемся с ними.
Диалог:
Говорит Весна
-Сестра, уходить тебе пора!
А Зима Весне в ответ:
-Нет! Нет! Нет!
Говорит Весне тогда
-С крыши капает вода?
-Да! Да! Да! Да!
-Тают горки во дворах?
-Ах! Ах! Ах! Ах!
-А на речке треснул лёд?
-Вот так! Вот так!
Зима: Так и быть, уступаю Весна тебе дорогу.
Л.: Весна помоги разбудить солнышко?
В.: Хорошо помогу. Только за это расколдуйте мои слова.
Задание 4 «Расскажи о своём слове» (Звуковой анализ слов)
Л.: На столах лежат картинки, назовите их, выложите под картинкой звуковую схему своего слова и расскажите о нём. Лук – в этом слове 3 звука. Первый звук [Л] он согласный, звонкий, твёрдый. Второй звук [У] он гласный, звонкий. Третий звук [К] он согласный, глухой, твёрдый.
Задание 5 «Составь предложение»
Л.: Ребята, посмотрите вокруг вас, сколько луж, а в них плавают слова. Соберём из слов предложение, прочитаем его и составим схему. У каждого своё предложение. Давайте вспомним, что мы знаем о предложении (ответы детей)
- Предложение имеет законченную мысль.
- В предложение говорится о ком либо или о чём либо.
- Предложение начинается с большой буквы, в конце ставится точка.
Л.: Назовите 2-е слово, 3-е слово, 1-е слово в предложение.
Весна: Не получается у меня разбудить солнышко, но я знаю один секрет.
Маленькое солнышко я держу в ладошках
А большое солнце вижу у окошка
Маленькое солнышко я беру руками
А большое солнце высоко над облаками
Маленькое солнышко мне в ладошки светит
А большое солнце светит всей планете.
Весна: Чтобы солнышко проснулось, зажглось, улыбнулось назовём слова, обозначающие Солнышко - какое? (яркое, лучистое, золотое, тёплое, круглое, румяное, золотистое, лучезарное). Прикрепим лучики и зажжём его.
Л.: Посмотрите, как в лесу стало ярко, тепло, птицы щебечут, лес ожил. Давайте послушаем (звучит фонограмма).
Каркуша: Спасибо ребята, вы нам помогли.
Л.: Будем возвращаться в детский сад по слоговой тропинке.
III. Итог занятия.