Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96377

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 24.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Технологии и методики, применяемые в практической профессиональной деятельности учителя - логопеда

Дата публикации:

Автор:
Учитель-логопед, МБДОУ детский сад №43, Московская область, п. Покровский городок

Цель: Цель логопедического обследования - выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей; определение маршрута индивидуального развития.

Задачи: В ходе индивидуальных занятий решаются следующие задачи: • уточнение произношения звуков; • постановка и закрепление отсутствующих звуков; • развитие фонематического восприятия; • преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры; • закрепление изученных лексико–грамматических конструкций.

Технологии и методики, применяемые в практической профессиональной деятельности учителя - логопеда

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.

В системе современного образования логопеду необходимо постоянно самосовершенствоваться, изучать и применять в своей практической профессиональной деятельности помимо традиционных коррекционных методик, современные инновационные коррекционные технологии и методики.

Работая логопедом на дошкольном логопункте, я применяла в работе с детьми различные методики и технологии. При диагностике и коррекции звукопроизношения предпочтение отдаю традиционным и проверенным временем методикам и технологиям известных педагогов, логопедов и дефектологов.

Технологии логопедического обследования.

Цель логопедического обследования - выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей; определение маршрута индивидуального развития.

Для обследования звукопроизношения использую методику Г. А. Волковой "Методико-психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи".

Также активно использую методы логопедического обследования детей, рекомендованные Г. В. Чиркиной.

Технологии коррекции звукопроизношения.

Работу по коррекции звукопроизношения осуществляю на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

В ходе индивидуальных занятий мною решаются следующие задачи:

• уточнение произношения звуков;

• постановка и закрепление отсутствующих звуков;

• развитие фонематического восприятия;

• преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;

• закрепление изученных лексико–грамматических конструкций.

При коррекции недостатков звукопроизношения использую методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Рождественской, М. Ф. Фомичевой, А. И. Богомоловой, С. Н. Шаховской, Т. А. Ткаченко.

Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Одним из компонентов логопедического занятия является дыхательная гимнастика. Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей логопатов независимо от вида их речевого дефекта.

Детям с нарушениями речи требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений. При формировании речевого дыхания использую методики Л. И. Беляковой и А. Н. Стрельниковой. Применение данных технологий позволяет детям с заиканием усвоить правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствуют правильному программированию речевого высказывания.

Технология логопедического массажа.

При работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, применяю различные приёмы логопедического массажа.

Дифференцированный логопедический массаж – часть комплексной медико - психолого – педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж использую при работе с детьми с дислалией, дизартрией, заиканием. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективного логопедического воздействия.

Логопедический массаж провожу по авторской методике Е. А. Дьяковой.

Технологии развития лексико-грамматической стороны речи.

Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи.

Работу по развитию и обогащению словарного запаса провожу как на индивидуальном, так и на групповом занятии.

Цель реализации технологий: формирование и коррекция лексико-грамматической стороны речи дошкольников.

Задачи:

• формирование речевой активности;

• расширение пассивного и активного словаря;

• формирование навыков словоизменения;

• формирование навыков словообразования;

• формирование навыка употребления простых и сложных предложений.

В работе использую программы и методические рекомендации Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. С. Жуковой, Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищевой.

Технологии развития связной речи.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.

У детей с нарушениями речи связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одних и тех же слов в различных значениях делает речь детей бедной и стереотипной.

Формирование связной речи приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

В работе по развитию связной речи использую приёмы, рекомендованные Л. Н. Ефименковой.

При обучению рассказыванию опираюсь на систему работы В. П. Глухова и на рекомендованные им методы:

- составление высказываний по наглядному восприятию;

- воспроизведение прослушанного текста;

- составление рассказа – описания;

- рассказывание с элементами творчества.

Также использую оригинальную и эффективную систему работы развития связной речи, разработанную Т. А. Ткаченко.

Её технологию моделирования и проигрывания сказок использую на индивидуальных логопедических занятиях.

Активно внедряю предложенные ею схемы и модели для обучения детей составлению описательных рассказов.

На индивидуальных занятиях использую технологию формирования слоговой структуры слова, предложенную Т. А. Ткаченко.

В практической работе с детьми активно использую следующие технологии:

- технология проблемного обучения.

Создаю проблемные ситуаций с целью активизации самостоятельной деятельности воспитанников:

- технология развивающего обучения.

Ориентирую образовательный процесс на потенциальные возможности детей. Активизирую взаимодействие воспитанников с окружающей средой как самостоятельных субъектов на всех этапах деятельности:

- технология сотрудничества.

Совместно с детьми вырабатываем содержание занятий, даём оценку, находимся в состоянии сотрудничества, сотворчества:

- технология дифференцированного обучения.

При работе учитываю типологические особенности детей (аудиалы, визуалы, кинестеты) и уровень их речевого развития:

- игровые технологии.

Во время образовательного процесса проигрываем сюжеты реальных жизненных ситуаций, придумываем и восстанавливаем сказочные сюжеты и истории.

Для большей эффективности коррекционно-развивающего процесса активно внедряю в свою работу нетрадиционные и инновационные технологии.

Эти технологии нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых технологий и привносят в них новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных функций и их активизации.

Арт - терапевтические технологии

(Здоровьесберегающие технологии)

Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребенка.

Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

Виды арт-терапии:

Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.

Коррекционные задачи музыкотерапии:

• нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;

• стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);

• улучшение общего состояния детей;

• улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

• коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

• стимуляции речевой функции;

• нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);

• формирование навыков словообразования;

• формирование слоговой структуры слова.

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа использую произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.

Музыкальное сопровождение использую во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать следующие задачи:

• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;

• совершенствование лексико - грамматических средств языка;

• совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

• развитие диалогической и монологической речи;

• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

• создание на занятии благоприятной атмосферы, улучшение психоэмоционального состояния детей;

• приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Сказкотерапия развивает в детях активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, связную речь. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся открытыми к восприятию действительности, проявляют заинтересованность в выполнении различных заданий.

Куклотерапия –использование в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклы, как промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтные ситуации в коллективной деятельности.

Изо-терапия

Техники изо-терапии, используемые для развития речи:

• пальцевая живопись;

• рисование на стекле;

• рисование на манке;

• рисование ладонями.

Пескотерапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Песочная терапия способствует:

• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

• обогащению словарного запаса;

• развитию связной речи;

• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

• развитию фантазии и образного мышления.

Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета.

Цветотерапия способствует

• улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;

• стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;

• приобретению детьми навыков психофизической релаксации.

Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает в развитии:

• связной речи;

• ассоциативного мышления;

• зрительной и слуховой памяти;

• зрительного и слухового внимания;

• воображения;

• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Телесноориентированные техники

Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи:

• биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;

• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Упражнения позволяют повышать стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.

Логоритмика - это система музыкально-двигательных речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

Пальцевый массаж

• прищепочный массаж;

• массаж орехами, каштанами;

• массаж шестигранными карандашами;

• массаж чётками;

• массаж травяными мешочками;

• массаж камнями;

• массаж приборами Су-Джок терапии;

• массаж специальными сенсорными мячами, кольцами, валиками.

Информационные технологии

В своей работе использую информационно – коммуникативные технологии.

Для закрепления лексического материала, а также для автоматизации звуков использую компьютерные игры, видеопризентации и видеоуроки.

Возможность использования ИТ в логопедии:

• повышает мотивацию к логопедическим занятиям;

• расширяет сюжетное наполнение традиционной игровой деятельности;

• даёт возможность быстрого создания собственного и дидактического материала;

• визуализирует акустические компоненты речи;

• расширяет спектр невербальных заданий;

• обеспечивает незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;

• предоставляет значительные возможности в развитии ВПФ: схематизации, символизации мышления; формировании планирующей функции мышления и речи;

• за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляет более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

Использование всех вышеперечисленных технологий приводит к повышению эффективности коррекционной работы.

Считаю, что в работе учителя-логопеда важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе, а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.

Пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения методики и технологии.

Наши новости:

Разместить свою публикацию