Ширяева Людмила Ивановна –
учитель – логопед МБДОУ ЦРР-ДС №10 «Туллукчаан»,
г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Развивающая предметно-пространственная среда
логопедического кабинета в детском саду
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в ДОУ – одна из основных требований образовательных программ, является неотъемлемым компонентом педагогического процесса. Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов (Т.В.Антонова, О.В.Артамонова, Т.Н.Доронова, Е.В.Зворыгина, Н.Т.Гринявичене, Л.М.Кларина, В.И.Логинова, С.Л.Новоселова, Г.Н.Пантелеев, Л.Н.Пантелеева, Л.А.Парамонова, В.А.Петровский, Л.А.Смывина, Л.П.Стрелкова). По концепции С.Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка».
ФГОС дошкольного образования предъявляет к развивающей предметно-пространственной среде определённые требования. В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Важно, что предметно-развивающая среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Кабинет логопеда ДОУ предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, диагностической, коррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения, воспитания, адаптации ребёнка с проблемами развития.
В нашем детском саду созданы все условия для успешной коррекционной работы. Логопедический кабинет расположен на 3 этаже ДОУ. Имеется санузел. Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.
Предметная среда логопедического кабинета проектируется в соответствии с программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Она создана с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами, систематизировано научно-методическое сопровождение образовательного процесса, ведётся логопедическая документация, функционирует информативный блок для педагогов и родителей.
Развивающая среда кабинета создавалась на основе принципов построения предметного пространства:
Доступность: материал для самостоятельной деятельности детей расположен на нижних открытых полках.
Системность: весь материал систематизирован по тематике. Составлен паспорт кабинета с перечислением имеющегося оборудования.
Здоровьесбережение: достаточное естественное основное и искусственное освещение, дополнительное освещение над зеркалом. Стены кабинета имеют светлый цвет, цвет мебели - пастельные тона.
Мобильность: дидактические пособия, планшеты легко снимаются и переносятся, детские столы отодвигаются, зеркало по мере необходимости закрывается шторой.
Вариативность: наглядно-методический материал и многие пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения).
Эстетичность: наглядно-дидактические пособия и игры выполнены из ярких, современных, легко обрабатываемых материалов, эстетически оформлены.
Кабинет имеет несколько зон:
1. Приемная зона предназначена для беседы с родителями, педагогами.
- уголок логопеда – информационный стенд (фото учителей-логопедов, годовой план мероприятий, рубрика «Советы логопеда»);
- стенд достижений (дипломы, сертификаты конкурсов, почетные грамоты, благодарственные письма);
- комплект мягкой мебели;
- инструкция по ТБ;
- инструкция по ЧС.
- зеркало;
- гардероб;
- журнальный столик,
- часы.
2. Рабочая зона учителя-логопеда: ПК, компьютерный стол с полкой (медиатека), кресло, многофункциональное печатное устройство – сканер, принтер, копир.
3. Зона для индивидуальных занятий:
- настенное зеркало – предназначено для проведения артикуляционной гимнастики, знакомства с артикуляцией звуков, самостоятельного контроля детей над моторикой речевого аппарата;
- люминесцентная лампа для дополнительного освещения над зеркалом;
- 1 стол, 3 стула; комплект детской мягкой мебели (1 диван, 2 кресла);
- магнитная доска – для демонстрации наглядных пособий;
- наглядное пособие «Лягушка» (самодельное) для работы со звуком;
- настенный коврограф - методическое пособие «Ларчик» (авторы – Харько Т.Г., Воскобович В.В.), вводит в занятие разнообразие, наглядность, динамизм игр;
- стенд артикуляционной гимнастики (самодельный), обеспечивает доступность, наглядность проведения артикуляционных упражнений;
- игротека для развития мелкой моторики содержит дидактические и развивающие игры, игрушки: стенд «Веселые колпачки» (авторский, самодельный), «Тактильная доска» (самодельная), «Сухой бассейн» (самодельная), «Яйца с сюрпризами», «Собери бусы», «Колбочки», «Волшебные прищепки», «Умные шнурочки», «Пальчиковый театр», «Составь фигуру из палочек» и т.д.;
- напольное практическое пособие «Звуковая дорожка» (самодельное) для формирования звукового анализа, синтеза.
4. Учебная зона. Предназначена для проведения фронтальных занятий.
- 4 комплекта (парта+стул) на 8 детей;
- стол, стул педагога;
- наглядно-дидактическая игра «Играем со звуками» (самодельная) для автоматизации, дифференциации звуков.
- авторский стенд «Волшебное дерево» (самодельный) - многофункциональный наглядный материал для работы с буквами, картинками. (Задания: «Найди гласные буквы», «Найди картинки со звуком [с]» и т.д.)
- «Кукольный театр» для развития связной речи, просодической стороны речи, артистичности, а также для развития мелкой моторики;
- шкаф с сюжетно-ролевыми играми, игрушками;
5. Зона для массажа. Имеется:
- детская кушетка;
- тумба для хранения логопедических зондов, шпателей, материал для стерилизации;
- наглядный стенд – «Логопедический массаж лица», «Логопедический массаж язычной мускулатуры», «Точечный массаж при заикании».
6. Зона отдыха обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, настраивает на эффективную, результативную работу.
- «Сухой бассейн» для релаксации;
- наглядный материал для мимической гимнастики;
- диван;
- телевизор с DVD;
- музыкальный центр;
- ионизатор 3 в 1 для релаксации (ионизатор, релаксатор, светильник);
- увлажнитель воздуха.
7. Учебно-методическая зона:
- картотека по лексическим темам (20 ячеек), по звукам (30 ячеек),
- документация логопеда (годовой план, перспективный план для фронтальных занятий, перспективные индивидуальные планы, календарные индивидуальные планы, журналы первичных обследований, речевые карты, конспекты занятий);
- материал для обследования слуха;
- материал по развитию связной речи;
- материал по развитию психических функций;
- практические пособия по развитию воздушной струи;
- научно-методическая, практическая литература.
- дидактические пособия М.Монтессори.
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. А также имеет важное значение при формировании личности ребенка с речевыми проблемами. В красивом, уютном, привлекательном помещении ребенок качественно меняется. Это является оптимальным условием для коррекционной работы в целом. Таким образом, создание особого пространства в логопедическом кабинете – необходимое условие качественной коррекционной работы в детском саду.
Презентация кабинета в стихах
Дорогие гости!
Предлагаем наш рассказ,
Мы надеемся, что будет
Интересным он для вас!
Давно кругом молва идет,
Что есть чудесная страна.
Зовется «Туллукчаан» она.
В том царстве кабинет наш есть.
Помощь логопеда
Очень нужна детям.
Нарушаются у них
Звуки, слоги и слова.
Чтобы личность развивать
Нужна хорошая среда.
Надо условия создавать,
Умения, навыки формировать.
А живут в том кабинете
Логопеды – мастерицы.
Теремок свой украшают,
Ребятишек здесь встречают.
Вот и гости в нашем царстве,
В царстве дружбы и добра -
Родители и педагоги.
Нам их поддержка так важна.
В теремке том непростом
Много зон есть нужных в нем.
Познакомиться поближе
Предлагаем мы сейчас.
Вот зона приемная,
Уютная, просторная.
Здесь советы получают
Мамы маленьких ребят.
В зоне рабочей
ПК и МФУ,
Современный логопед
Никуда без этих средств.
Индивидуальная зона
Принять ребенка рада.
Здесь со звуками играем,
Язычок свой тренируем.
Чтобы четко говорить
Надо пальчики развить,
А для этого всегда
Игротека есть у нас.
В учебной зоне
4 парты в ряд стоят.
Здесь со звуками играют,
Слово к слову подбирают.
Дерево волшебное выросло у нас.
Буквы и картинки радуют наш глаз.
Здесь на полке чинно в ряд,
Стоят игрушки, ждут ребят.
Все, что нужно для массажа
В этой зоне есть у нас.
Малыш здесь будет очень рад
Сказочный получить массаж.
Зона отдыха ласкает глаз:
Здесь есть чудо – водоем,
Дети любят «плавать» в нем,
На диване полежать и о чем – то помечтать.
Учебно – методическая зона.
Здесь для занятий все готово.
Картотека есть у нас,
Книги нужные для нас.
Волшебную дверь закрываем.
Мы очень старались для вас –
А вам понравилось у нас?