Правила при работе с мнемотехникой.
Мнемотехника - «искусство запоминания».
Суть мнемотехники: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (графическое изображение), таким образом, зарисовывается весь текст.
Начинать использовать мнемотехнику можно со второй младшей группы.
Сначала вводим Мнемоквадрат
Мнемоквадрат – отдельный схематичный рисунок с определённой информацией.
Затем переходим к мнемодрожкам.
Мнемодорожки – несколько схематичных рисунков, расположенных линейно.
И только после этого переходим к мнемотаблицам – несколько мнемодорожек, в которые заложена определённая информация (рассказ, описание картины, стихотворение, сказка…)
Какие основные преимущества имеет мнемометодика перед другими техниками речевого развития?
- Способствует ускоренному развитию зрительной и слуховой памяти.
- Мнемотаблицы для детей также широко используются для развития у дошкольника навыка пересказывания любого художественного произведения.
- Максимальное развитие разговорных навыков.
Кроме того, своевременное использование мнемотаблиц в развитии связной речи позволяет добиться успехов в развитии ассоциативного мышления, зрительного восприятия, слуховой памяти, а также воображения.
Изготовление мнемотаблиц
Изготовление обучающих мнемотаблиц по развитию речи не потребует особых умений или художественного таланта. Подбирается слово или короткое словосочетание, а также изображение, которое будет наглядно иллюстрировать выбранное слово.
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего использовать таблицы с яркими, красочными картинками – благодаря изображениям белочки, зайчика или цветка ребенок намного быстрее и легче запоминает материал.
Через некоторое время, можно заменить картинку на графические символы. Например, изобразить елочку при помощи зеленого треугольника, а зайца – кружком серого. Ниже показано, как на примере сказки «Курочка Ряба» можно изготовить мнемотаблицы с постепенным усложнением в виде замены картинок на графические символы
Вывод:
- Занятия проводить по принципу — от простого к сложному начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам.
- Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче.
- На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.
- Не использовать более двух мнемосхем в день.
- Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике.
- В старших группах ДОУ нужно предлагать детям самим нарисовать таблицы по рассказу воспитателя или по своим придуманным сюжетам.