Малгина Альбина Дмитриевна
воспитатель, МБДОУ Центр равзитяи ребенка – Детский сад №10 «Туллукчаан» г. Якутск Республика Саха (Якутия)
Развитие связной речи, через стихи и песни, детей дошкольного возраста
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
В последнее время с развитием и вхождением компьютерной техники во все аспекты жизни, часто наблюдается у детей отсутствие интереса к чтению, излишняя увлеченность компьютерными играми, что влечет за собой недостаточное развитие связной речи детей: они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому для усовершенствования работы в группе, мною выбрана тема: «Развитие связной речи дошкольников через стихи и песни». Из всех существующих приемов обучения рассказыванию наиболее эффективным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это стихи и песни.
Направления работы с детьми над песней.
Работа с песней включает в себя 3 основных этапа:
- Знакомство со стихотворным строением песни.
- Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной и выразительной речи.
- Развитие умственных способностей – задания на развитие памяти и внимания.
Приступая к работе в режиме проектирования, необходимо было определить на каком уровне находятся дети моей группы. Исходя из наблюдений были выбраны конкретные способы реализации предлагаемого материала, намечена последовательность изучения стихотворений, песен на разных языках в течении года, которая зависит от сложности содержания материала.
Цели и задачи:
- Повышение уровня речевого развития у детей старшего дошкольного возраста средствами стихотворений и песен;
- Улучшение звукопроизношения, развитие звуковой культуры речи детей на родном и на иностранных языках, обогащение словаря, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
- Развитие понимания стихотворения на основе песни;
- Развитие памяти, мышления и речи детей;
- Воспитание к любви к родному языку, любви к музыке.
Работа с родителями
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в нашей работе. Основной задачей на начальном этапе работы с родителями было формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с детьми. Для этого на родительском собрании мы акцентировали внимание родителей на важности развития культуры речи детей, приобщения их к красоте родного слова. В процессе текущей работы проводили короткие беседы, разъяснения, чтобы родители могли дома вместе с детьми повторять стихи, песни и завели папку «Учите вместе с нами». Беседуя с родителями, рассказываем каковы успехи их детей, а также помогаем преодолеть трудности, возникающие в работе родителей с детьми.
Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, особенно, если она на родном якутском языке, еще не понимая до конца ее содержания. Особое чувство радости вызывает общение во время коллективного пения. Занятия в ансамбле воспитывают в детях дисциплинированность, чувство ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями и умениями. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания.
Вокальный ансамбль девочек «Кулумчээнэ» организован в 2004 году. За все годы работы детского коллектива становился дипломантом, лауреатом детских гордских, республиканских, международных конкурсов «Ыллыыр о5о саас», «Бэби - шлягер», «Полярная звезда», «Сарданалаах аартык», участвовал в культурной программе 3-х, 4-х Международных спортивных игр «Дети Азии». В течении 10 лет удостаивались чести выступать в Овальном зале Дома Правительства перед медалистами школ республики. Ежегодно «Кулумчээнэ» становится победителем республиканского телеконкурса «Полярная звезда» в номинации «Лучший вокальный ансамбль». В июле 2012г. ансамбль был приглашен на участие в Международном фестивале детского творчества «Солнечный мир», организованном Всекитайской ассоциацией Дворцов пионеров в год Российского туризма в Китае. Девочки также выступали на площадях и в парках г. Пекина. В 2013г. «Кюлюмчээнэ» становится лауреатом 1 степени на 1 Республиканском конкурсе-фестивале «Бриллиантовые нотки». 31 марта 2013 году в Париже состоялся фестиваль-конкурс «Хрустальная лира» в рамках межрегионального конкурса «Парижские звезды» при поддержке муниципалитета г. Гувье, Компании «Inter France», Союза ассоциаций русско-французской дружбы. На таком высокоуровневом конкурсе принял участие и наш ансамбль «Кюлюмчээнэ». В итоге девочки удостоились звания «Лауреата 2 премии» и отдельную номинацию «За артистичность». Солисты 5-летняя Алиса Иванова и 6-летний Айтал Луковцев получили дипломы и кубки в номинации «Юный талант фестиваля». Наша группа также получила приглашение на участие в Международных фестивалях в Грецию, в Испанию, в Италию и в Китай.
По итогам проведенной работы с детьми и родителями нами достигнуты и зафиксированы следующие положительные результаты:
- У детей повысился интерес к художественной литературе разных жанров, они стали использовать в своей речи пословицы, поговорки, считалки;
- У детей отмечаются положительные результаты в развитии различных аспектов: развитие активного и пассивного словарного запаса, развитие образного речи, усвоение правильных грамматических форм, совершенствование фонетики;
- Повысился интерес родителей к использованию художественной литературы в общении: дома они с удовольствием заучивают с детьми песни, стихи, советуются, какие книги лучше приобрести детям, охотно объясняют детям смысл непонятных слов и выражений.
Диаграмма контрольных срезов по развитию речи детей за 3 года
Критерии срезов: умение подбирать слова сходные по звучанию, изменять силу голоса, темп речи, интонацию. Умение развивать сюжетную линию в серии картин и т. д.
Подводя общий итог проделанной работы в направлении развития речевых навыков дошкольников, можно сделать вывод об эффективности использования богатейшего материала художественной литературы и устного народного творчества при решении задач по развитии различных аспектов речи детей. Достигнутые результаты свидетельствуют также о правильности выбора методики проведения занятий с детьми. Поиск новых форм и методик работы в направлении развития речи детей средствами художественной литературы и устного народного творчества и внедрение их в практику – благодатная почва для дальнейших педагогических исследований, так как выбранный в качестве основы материал, поистине неисчерпаем, а результаты, выражающиеся в развитии речевых навыков детей, стоят затраченных усилий, принося моральное удовлетворение педагогам, родителям и, что самое важное, неоценимую пользу детям.