Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа № 87
Тракторозаводского района Волгограда»
структурное подразделение группы дошкольного возраста
СКОРОЧТЕНИЕ
Программа дополнительного образования детей 5-6 лет
срок реализации 1 год
Составитель:
Дружина Виктория Валерьевна
Волгоград, 2017г.
Пояснительная записка
Будущему школьнику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений и навыков, который послужит базой для последующего школьного обучения. Важное место в таком багаже занимает подготовленность к усвоению основ письменной речи – чтения и письма.
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести школьников к неуспеваемости по многим дисциплинам.
К пяти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразы, четко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.
Настоящая программа и учебно-тематический план дошкольного возраста основана на духовно-нравственной направленности обучения и воспитания.
Направленность программы.
Программа «Читалочка» по содержанию является образовательной,
по функциональному предназначению – социально-педагогическая,
по форме организации – кружковой;
по времени реализации – одногодичной.
Программа разработана с учетом требований к программам, адресованным дошкольникам.
Новизна программы:
Особенностью программы «Читалочка» является использование элементов методики Н.А.Зайцева для детей дошкольного возраста. В основу избранной методики положены идеи развивающего обучения с опорой на работу с кубиками и таблицами. Программа нацелена на формирование умения детей читать и подготовки руки к письму. Обучение чтению следует звуковым методом. Звуки, а не буквы помогут ребенку в синтезе слогов и слов.
В содержание данной программы включены самые разные задания и упражнения, позволяющие подготовить руку ребенка к письму: штриховка, раскрашивание, рисование графических узоров и букв, обведение контуров, пальчиковая гимнастика, игры с кубиками. В программе используется рабочие тетради из серии «Школа для дошколят»: «Готовим руку к письму», «Учимся читать», «АБВГДЕ-йка», «Пропись-раскраска».
Актуальность программы.
Программа «Читалочка»- это обеспечение адаптации детей к систематическому школьному обучению. Так как в городе нет специальных школ по подготовке детей к обучению родной речи, не систематизирован материал в соответствии с задачами подготовительного к школе периода, то программа « Читалочка» рассчитана на детей, имеющих разный уровень готовности для обучения чтению. Создаются реальные условия для развития способностей каждого ребенка.
Педагогическая целесообразность.
Программа предусматривает теоретические и практические части занятия, индивидуальные и групповые виды деятельности. В программе используются разнообразные формы изучения и закрепления учебного материала: рассказ, беседа, викторина.
Лексические темы занятий подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Кроме того, материал способствует развитию навыков аудирования и говорения, эмоциональной сферы ребенка, творческого воображения, фантазии.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в следующих принципах обучения: индивидуальность, доступность, преемственность, добровольность. В программе используются методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, а также активные методы, как дифференцированное обучение, инсценирование, викторины.
Метод контроля и управления образовательным процессом включает тестирование, игровые и проективные методики.
В программе используются технические средства обучения: аудиозаписи, карты, схемы, карточки, тексты. Каждое занятие по форме комплексное, включающее в себя тематику разных разделов программы.
На занятиях используются игры на расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря: «Угадай по описанию», «Магазин», «Каждую птицу на свое место», «Уточним цвет предметов» и др. Игры и упражнения по звуковой культуре речи: «Определим первый звук в слове», «Цепочка слов», «Кто в домике живет», «Найди пару», «Поезд» и др.
Для снятия статистического напряжения в занятиях используются физкультминутки, пальчиковые игры: «Дружба», «В гости», «Птица и птенцы», «Мальчик с пальчик» и др.
Цели программы:
-всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире,
- обучение чтению, развитие речи,
-воспитание наблюдательности, развитие образной памяти, накопление впечатлений и их отражение в речи детей.
Задачи программы:
-формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения,
-развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновать свои суждения,
-развитие кругозора, интеллекта, личностных качеств;
-развитие умения общения со сверстниками, с взрослыми;
-развития умения говорения и слушания, чтения;
-развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением.
-расширение представлений об окружающем мире, явлений действительности с опорой на жизненный опыт ребенка,
-расширение круга понятий, образов, обогащение словаря и первые шаги в осмыслении своего речевого опыта,
-развитие памяти и речевой культуры ребенка,
-развитие умений пересказывать небольшие литературные произведения поучительного характера (сказки, рассказы),
-предупреждение ошибок в чтении и письме,
-обучить ребенка самостоятельно мыслить и четко выражать свои мысли,
-научить ребенка говорить свободно и ясно,
-развитие пластики детской руки.
Отличительные особенности программы.
В структуру программы входят образовательные блоки: теория, практика, каждый из которых предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно – практического опыта.
практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, в программе используются такие методы воспитания, как воспитание словом, делом, ситуацией, игрой, отношениями. Практические занятия связаны с использованием материала для развития мелкой моторики рук, для этой цели служат цветные клубочки ниток для перематывания, наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавания предметов на ощупь) и др.
Технические средства обучения - просмотр слайдов, прослушивание аудиозаписей - все это дает возможность в более полной мере реализовать задачи обучения и воспитания.
В программе обращается внимание на структуру взаимодействия педагога и детей. В программе предусмотрен переход от простого к сложному. Для обогащения и активизации словаря ребенка в программе предлагаются игры по различным лексическим темам.
Возраст детей. Программа рассчитана на детей в возрасте 5-6 лет.
Сроки реализации программы: 1 год. Программа рассчитана на 64 часов.
Программа будет успешно реализована, если есть:
- интерес к изучению родного слова,
- создана библиотека специального учебно-методического комплекса, специальной литературы;
- собран дидактический материал по программе учебного курса;
- учитываются возрастные и личностные особенности обучающихся;
- уметь читать и писать печатными буквами алфавит и простые слова;
- употреблять в речи простые и сложные предложения;
- составлять небольшой рассказ о предмете, картине по теме, предложенной педагогом;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
- выразительно читать стихи наизусть;
- говорить не торопясь, выразительно.
Формы занятий: групповые.
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, продолжительность занятия – 25 минут, наполняемость группы 6-10 человек.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети будут уметь:
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Теоретических | Практи- ческих | Всего часов |
Октябрь | ||||
1. | Вводное занятие: веселые кубики. | 1 | 1 | 2 |
2. | Город Буквоград. Гласные. Согласные. | 1 | 2 | 3 |
3. | Наши имена. | 1 | 2 | 3 |
4. | Семья. | 1 | 2 | 3 |
5. | Времена года: осень. | 1 | 2 | 3 |
Ноябрь | ||||
6. | Овощи. | 1 | 1 | 2 |
7. | Фрукты. | 1 | 1 | 2 |
8. | Животные: дикие и домашние. | 1 | 1 | 2 |
9. | Деревья: лиственные и хвойные. | 1 | 1 | 2 |
Декабрь | ||||
10. | Птицы. | 1 | 1 | 2 |
11. | Времена года: зима. Здравствуй, гостья Зима! | 1 | 1 | 2 |
12. | Зимние забавы. | 1 | 1 | 2 |
13. | Путешествие к новогодней Ёлке. | 1 | 1 | 2 |
Январь | ||||
14. | Семейные праздники. | 1 | 1 | 2 |
15. | Зимняя рыбалка. | 1 | 1 | 2 |
16. | Любимая игрушка. | 1 | 1 | 2 |
Февраль | ||||
17. | Сказки. | 1 | 1 | 2 |
18. | Путешествие в сказку «Под грибом». | 1 | 1 | 2 |
19. | Транспорт. | 1 | 1 | 2 |
20. | Профессии. | 1 | 1 | 2 |
Март | ||||
21. | Мамин день. | 1 | 1 | 2 |
22. | Времена года: весна. | 1 | 1 | 2 |
23. | Собери букет. | 1 | 1 | 2 |
24. | Грибное лукошко. Съедобные и несъедобные грибы. | 1 | 1 | 2 |
25. | Каждой вещи свое место. | 1 | 1 | 2 |
Апрель | ||||
26. | Зоопарк. | 1 | 1 | 2 |
27. | Природные явления. | 1 | 1 | 2 |
28. | Насекомые. | 1 | 1 | 2 |
29. | Времена года: лето. | 1 | 1 | 2 |
Май | ||||
30. | Итоговое праздничное занятие. | 1 | 1 | 2 |
Всего: | 30 | 34 | 64 |
Содержание программы
Тема 1: Вводное занятие: веселые кубики.
Занятие 1, 2.
Содержание: входная диагностика, беседа о пользе и радости чтения, разучивание стихотворения В. Берестова «Читалочка», знакомство детей со звуками русского алфавита, упражнения для выработки умения правильно держать карандаш, напрягая и расслабляя пальцы рук, знакомство с таблицами русских складов и кубиками Зайцева, знакомство с буквой «Ч».
Методы и приемы: рассказ, объяснение, показ педагогом упражнения, пение складов с буквой «Ч».
Методическое обеспечение: упражнение «Волшебные пальчики», рабочая тетрадь «Учимся читать» задание № 1, цветные карандаши, таблицы русских складов, кубики Зайцева, стихотворение В. Берестова «Читалочка»» из методического пособия «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет» стр. 7, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 21.
Тема 2: Город Буквоград. Гласные. Согласные.
Занятие 3.
Содержание: знакомство детей с гласными звуками русского алфавита, разучивание песенки с гласными звуками большого и маленького золотого кубика, знакомство с буквой «А».
Методы и приемы: рассказ, объяснение, показ педагогом упражнения, поезд из кубиков, попевка гласных букв большого золотого кубика.
Методическое обеспечение: кубики большой золотой и маленький золотой, рабочая тетрадь «Учимся читать» задание № 2,3, цветные карандаши, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 1.
Занятие 4,5
Содержание: знакомство детей с согласными звуками русского алфавита, звонкими и глухими, твердыми и мягкими.
Методы и приемы: рассказ, объяснение, показ педагогом упражнения, поезд из кубиков.
Методическое обеспечение: кубики железные и деревянные, большие и меленькие, рабочая тетрадь «Учимся читать» задание № 4, синий карандаш.
Тема 3: Наши имена.
Занятие 6,7,8
Содержание: обучение чтению по таблице и складывание из кубиков имен детей, написание имен педагогом под диктовку детей с выделением ударного слога, знакомство с буквой «У».
Методы и приемы: объяснение, показ педагогом складывания имен по кубикам, диктант, поезд из кубиков, попевка гласных букв большого золотого кубика.
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, зеленый и черный маркеры, лист ватмана, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 4.
Тема 4. Семья.
Занятие 9,10,11
Содержание: закрепление умения писать и читать свои имена по кубикам, обучение детей писать по таблицам и кубикам имена мам и пап, бабушек и дедушек; разучивание пальчиковой игры «Семья», написание слов (мама, папа, брат и т.д.) педагогом под диктовку детей с выделением ударного слога, знакомство с буквой «Я».
Методы и приемы: объяснение, показ педагогом складывания слов по кубикам, диктант, поезд из кубиков, попевка гласных букв маленького золотого кубика.
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, зеленый и черный маркеры, лист ватмана, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 19.
Тема 5. Времена года: осень.
Занятие 12,13,14
Содержание: знакомство с временами года, расширение знаний и представлений об осени (название месяцев, приметы осени), разучивание стихотворения Е. Трутневой «Ходит-бродит осень», развитие графического навыка (рисование по трафарету осенних листьев), составление рассказа по картинам-пейзажам, чтение по таблицам названий осенних месяцев и складывание их из кубиков, знакомство с буквой «Ъ, Ь».
Методы и приемы: беседа, декламация стихотворения, эхо – чтение, показ педагогом складывания слов по кубикам, поезд из кубиков, пение складов по таблице с Ь знаком.
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 32, стихотворения Е. Трутневой «Ходит-бродит осень» из методического пособия «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет» стр. 14.
Тема 6. Овощи.
Занятие 15,16
Содержание: декламация стихотворения Ю. Тувима «Овощи», беседа о пользе и разнообразии овощей, обучение чтению слов по карточкам (игра «Варим овощной суп»), обучение подбирать обобщающее понятие к группе предметов, разучивание физкультминутки «Веселые овощи» Г. Волкова, написание слов (огурец, помидор и т.д.) педагогом под диктовку детей с выделением ударного слога, развитие графических навыков, знакомство с буквой «О».
Методы и приемы: беседа, попевка гласных букв большого золотого кубика, складывание слов из кубиков, диктант.
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 2, пропись – раскраска задание № 1, карточки «Овощи», физкультминутка «Веселые овощи» Г. Волкова из методического пособия «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет» стр. 11, зеленый и черный маркеры, лист ватмана.
Тема 7. Фрукты.
Занятие 17,18.
Содержание: чтение сказки «Фруктовый сад буквы «Ф», обучение подбирать обобщающее понятие к группе предметов, обучение чтению слов по карточкам (игра «Варим компот»), написание слов (яблоко, груша и т.д.) педагогом под диктовку детей с выделением ударного слога, развитие графических навыков, знакомство с буквой «Ф», составление описательных рассказов о любимых фруктах, работа с трафаретами «Фрукты», называние задуманного слова (название фруктов) по его первой и последней букве.
Методы и приемы: чтение сказки, беседа, пение складов с буквой «Ф», складывание слов из кубиков, диктант.
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 31, зеленый и черный маркеры, лист ватмана, трафареты «Фрукты», сказка «Фруктовый сад буквы «Ф» из книги Добрая азбука стр. 185.
Тема 8. Животные: дикие и домашние.
Занятие 19,20.
Содержание: беседа, обучение детей написанию по таблицам и кубикам название животных и их детенышей, чтение по карточкам названий животных, знакомство с буквой «Ж», разгадывание загадок о животных.
Методы и приемы: пение складов с буквой «Ж».
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 23, рабочая тетрадь «Готовим руку к письму» задание № 3, кубики и таблицы, тема беседы «Звери», «Домашние животные» из методических рекомендаций «По дороге к азбуке» Р.Н.Бунеева стр. 72-74, 77.
Тема 9. Деревья: лиственные и хвойные.
Занятие 21,22.
Содержание: беседа о различии лиственных и хвойных деревьев, обучение написанию слов, обозначающих названия деревьев на кубиках и по таблице, знакомство с буквой «Д», работа с карточками, разгадывание загадок о деревьях.
Методы и приемы: пение складов с буквой «Д».
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 18, рабочая тетрадь «Готовим руку к письму» задание № 5.
Тема 10. Птицы: дикие и домашние.
Занятие 23,24.
Содержание: беседа о птицах и их птенцах, диких и домашних, зимующих и перелетных, обучение детей написанию по таблицам и кубикам названий птиц и их птенцов, работа с карточками, знакомство с буквой «П », разгадывание загадок о птицах.
Методы и приемы: пение складов с буквой «П».
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 14, рабочая тетрадь «Готовим руку к письму» задание № 6 и 9, кубики и таблицы, тема беседы «Птицы» из методических рекомендаций «По дороге к азбуке» Р.Н.Бунеева стр. 80-85.
Тема 11. Времена года: зима. Здравствуй, гостья-Зима.
Занятие 25,26.
Содержание: повторение времен года, расширение знаний и представлений о зиме (название месяцев, приметы зимы), составление рассказа по картинам-пейзажам, разучивание стихотворения В. Томилиной «Идет сама хозяйка», развитие графического навыка, физкультминутка «Снежинка», чтение по таблицам названий зимних месяцев, примет зимы (мороз, холод, вьюга, снег, лёд и т.д.) и складывание их из кубиков, знакомство с буквой «Х».
Методы и приемы: беседа, декламация стихотворения, эхо – чтение, показ педагогом складывания слов по кубикам, поезд из кубиков, пение складов с буквой «Х».
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 26, стихотворения В. Томилиной «Идет сама хозяйка» из методического пособия «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет» стр. 23, рабочая тетрадь «Готовим руку к письму» задание № 16.
Тема 12. Зимние забавы.
Занятие 27,28.
Содержание: повторение примет зимы, беседа о зимних играх, разгадывание загадок, игра «Снегопад», чтение по таблицам названий зимних игр и складывание их из кубиков, знакомство с буквой «К», развитие графического навыка –выкладывание из карандашей снежинки.
Методы и приемы: беседа, декламация потешки, эхо – чтение, показ педагогом складывания слов по кубикам, поезд из кубиков, пение складов с буквой «К».
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 8, игра «Снегопад» и загадки из книги «По дороге к азбуке» стр. 70-71 .
Тема 13. Путешествие к новогодней ёлке.
Занятие 29,30.
Содержание: беседа о традициях новогоднего праздника и Рождества, игра «Чем ёлку наряжают?», чтение по таблицам названий елочных игрушек и складывание их из кубиков, знакомство с буквами «Е, Ё», составление описательного рассказа о новогодней елке, развитие графического навыка.
Методы и приемы: беседа, попевка гласных букв маленького золотого кубика, показ педагогом складывания слов по кубикам, поезд из кубиков.
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, иллюстрация новогодней ёлки, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 13, 24, рабочая тетрадь «Готовим руку к письму» задание № 18.
Тема 14. Семейные праздники.
Занятие 31,32.
Содержание: беседа о семейных праздниках, о подарках которые дети делают сами и о каких мечтают, обучение детей писать по таблице дату своего дня рождения и родственников, составление из кубиков названия подарков, знакомство с буквой «Б».
Методы и приемы: объяснение, показ педагогом, складывание слов по кубикам, поезд из кубиков, пение складов с буквой «Б».
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, зеленый и черный маркеры, лист ватмана, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 17.
Тема 15. Зимняя рыбалка.
Занятие 33,34.
Содержание: беседа по теме, знакомство с буквой «Р», чтение по карточкам названий рыб, игра «Варим уху» (написание слов педагогом под диктовку детей с выделением ударного слога).
Методы и приемы: беседа, складывание слов по кубикам и таблице, поезд из кубиков, чтение по карточкам.
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 11, тема «Рыбы» из методических рекомендаций «По дороге к азбуке» Р.Н.Бунеева стр. 88-89, зеленый и черный маркеры, лист ватмана.
Тема 16. Любимая игрушка.
Занятие 35,36.
Содержание: чтение рассказа Драгунского «Мишка», беседа о прочитанном, обучение построению рассказа «любимая игрушка», знакомство с буквой «Ю», составление из кубиков названий любимых игрушек.
Методы и приемы: чтение рассказа, беседа, объяснение, показ педагогом складывания слов по кубикам, поезд из кубиков, попевка гласных букв маленького золотого кубика.
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, папка дошкольника пропись раскраска задание № 11, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 27.
Тема 17: В мире сказок.
Занятие 37,38.
Содержание: викторина «Какие сказки так начинаются?», чтение по таблице и составление из кубиков названий сказок и сказочных героев, знакомство с буквой «С», развитие графического навыка
Методы и приемы: объяснение, показ педагогом складывания слов по кубикам, поезд из кубиков, пение складов с буквой «С».
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 9, викторина из книги «Я читаю» стр. 37, рабочая тетрадь «Готовим руку к письму» задание № 1.
Тема 18: Путешествие в сказку «Под грибом».
Занятие 39,40.
Содержание: чтение сказки В. Сутеева «Под грибом», беседа по сказке, чтение по таблице и карточкам названий сказочных героев, драматизация сказки, знакомство с буквой «Л», работа с трафаретами «Грибы».
Методы и приемы: декламация сказки, показ педагогом складывания слов по таблице и карточкам, поезд из кубиков, пение складов с буквой «Л», драматизация сказки.
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, текст сказки В. Сутеева «Под грибом» из альбома «Учись читать и писать» стр. 36, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 10.
Тема 19: Транспорт.
Занятие 41,42.
Содержание: беседа о видах транспорта (наземный, водный, воздушный), обучение подбирать обобщающее понятие к группе предметов, знакомство с буквой «Т», отгадывание загадок, написание на таблице и кубиках названий транспортных средств, разучивание физкультминутки «Самолеты», развитие графических навыков.
Методы и приемы: беседа, показ педагогом складывания слов по таблице и карточкам, поезд из кубиков, пение складов с буквой « Т».
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 7, пропись-раскраска задание № 8,15, физкультминутка «Самолеты» и загадки из книги «По дороге к азбуке» стр. 97-103 .
Тема 20: Профессии.
Занятие 43,44.
Содержание: беседа о важности профессий, написание по таблице слов, обозначающих профессии людей, разгадывание загадок о профессиях, составление рассказов о профессиях родителей, знакомство с буквами «И» «Й», развитие графических навыков.
Методы и приемы: беседа, показ педагогом складывания слов по таблице и карточкам, поезд из кубиков, пение песенок маленького золотого кубика.
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 3, 25, пропись-раскраска задание № 9.
Тема 21: Мамин день.
Занятие 45,46.
Содержание: беседа о празднике 8-го марта, декламация педагогом стихотворения А. Лопатиной «Вот какая мама», составление детьми рассказов о маме по предложенному плану, написание по таблице и складывание на кубиках имен мам, бабушек и сестер, развитие графических навыков знакомство с буквой «М».
Методы и приемы: беседа, показ педагогом складывания слов по кубикам и чтения по таблице, поезд из кубиков, пение складов с буквой «М».
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, стихотворение А. Лопатиной «Вот какая мама» стр. 220, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 15.
Тема 22: Времена года: весна.
Занятие 47,48.
Содержание: повторение времен года, расширение знаний и представлений о весне (название месяцев, примет весны), разгадывание загадок о весне, написание по таблице и складывание на кубиках отгадок, развитие графического навыка знакомство с буквой «В».
Методы и приемы: показ педагогом складывания слов по кубикам и чтения по таблице, поезд из кубиков, пение складов с буквой «В».
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 12, Тема «Весна» из методических рекомендаций «По дороге к азбуке» Р.Н.Бунеева стр. 114-116.
Тема 23: Собери букет.
Занятие 49,50.
Содержание: беседа о многообразии и красоте цветов, этическая беседа на основе сказки А. Лопатиной «Отзывчивый одуванчик», написание по таблице и складывание на кубиках слова «одуванчик», чтение-игра «Собери букет» (чтение названий цветов по карточкам), развитие графического навыка знакомство с буквой «Ц».
Методы и приемы: показ педагогом складывания слов по кубикам и чтения по таблице, поезд из кубиков, пение складов с буквой «Ц», работа с карточками.
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, сказка А. Лопатиной «Отзывчивый одуванчик» из книги «Добрая азбука» стр. 222, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 28.
Тема 24: Грибное лукошко.
Занятие 51,52.
Содержание: беседа о съедобных и несъедобных грибах, разгадывание загадок о грибах, написание по таблице и складывание на кубиках отгадок, чтение-игра «Собери лукошко» (чтение названий грибов по карточкам) развитие графического навыка знакомство с буквой «Ы», работа с трафаретами «Грибы».
Методы и приемы: показ педагогом складывания слов по кубикам и чтения по таблице, поезд из кубиков, пение складов с буквой «Ц», работа с карточками и трафаретами, попевка гласных букв большого золотого кубика.
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 5, папка дошкольника «Пропись-раскраска №2» задание № 2, Тема «Грибы» из методических рекомендаций «По дороге к азбуке» Р.Н.Бунеева стр. 127-129, трафареты и карточки «Грибы».
Тема 25: Каждой вещи - свое место.
Занятие 53,54.
Содержание: этическая беседа о бережливости на основе сказки А Лопатиной «Васин ранец», написание по таблице и складывание на кубиках слов: ранец, портфель, рюкзак, игра «Собери ранец» (написание слов педагогом под диктовку детей с выделением ударного слога), развитие графических навыков знакомство с буквами «Ш, Щ»
Методы и приемы: показ педагогом складывания слов по кубикам и чтения по таблице, поезд из кубиков, пение складов с буквами «Ш, Щ».
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 22, 30, А Лопатина «Начала мудрости» сказка «Васин ранец» стр. 12, лист ватмана и маркеры: черный и зеленый.
Тема 26: Зоопарк.
Занятие 55,56.
Содержание: чтение сказки А Лопатиной «Зоопарк буквы З», складывание на кубиках слов – заяц, зебра, змея, игра – чтение «Найди слово», физкультминутка «Буква З гуляет в парке», развитие графического навыка знакомство с буквой «З».
Методы и приемы: показ педагогом складывания слов по кубикам, поезд из кубиков, пение складов с буквой «З».
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 16, сказка А. Лопатиной «Зоопарк буквы З» из книги «Добрая азбука» стр. 161.
Тема 27: Природные явления.
Занятие 57,58.
Содержание: беседа об окружающем мире (рукотворное и нерукотворное) и природных явлениях: радуга, гром, дождь, снегопад, разгадывание загадок о природных явлениях, написание по таблице и складывание на кубиках отгадок, физкультминутка «Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо, ветерок всё тише, тише, мы растем всё выше, выше», развитие графического навыка знакомство с буквой «Г».
Методы и приемы: показ педагогом складывания слов по кубикам, поезд из кубиков, физкультминутка, пение складов с буквой «Г».
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 20, загадки из книги Е.В. Колесниковой «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет» стр. 25-26.
Тема 28: Насекомые.
Занятие 59,60.
Содержание: беседа о классификации животного мира (вспоминаем: зверей, птиц, рыб, знакомимся с насекомыми), показ педагогом карточки для чтения «Насекомые», декламация педагогом, стихотворения Б. Блиох «Про сороконожку», складывание на кубиках слово - Сороконожка, написание слов педагогом под диктовку детей с выделением ударного слога названий насекомых, развитие графического навыка знакомство с буквой «Н».
Методы и приемы: показ педагогом складывания слов по кубикам, пение складов с буквой «Н».
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 6, стихотворение Б. Блиох «Про сороконожку» из пособия Е. И. Соколовой «Готовимся к школе, развиваем слух и речь» стр. 19, лист ватмана и маркеры: черный и зеленый, тема «Насекомые» из методических рекомендаций «По дороге к азбуке» Р.Н. Бунеева стр. 133- 135.
Тема 29: Времена года: лето.
Занятие 61,62.
Содержание: повторение времен года, расширение знаний и представлений о лете (название месяцев, примет лета: созревание ягод), разгадывание загадок о ягодах, чтение карточек, написание слов педагогом под диктовку детей с выделением ударного слога названий ягод - игра «Варим компот», развитие графического навыка знакомство с буквой «Л».
Методы и приемы: беседа, пение складов с буквой «Л».
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 10, Тема «Лето и ягоды» из методических рекомендаций «По дороге к азбуке» Р.Н.Бунеева стр. 135-136.
Тема 30: Итоговое занятие.
Занятие 63.
Содержание: чтение сказки «Экскурсия буквы Э», написание на кубиках слова – экскурсия, знакомство с буквой «Э».
Методы и приемы: попевка гласных букв большого золотого кубика
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка, папка дошкольника АБВГДЕ-йка задание № 29.
Занятие 64.
Содержание: повторение изученного материала, игры-упражнения по выбору детей.
Методы и приемы: беседа, игры-упражнения.
Методическое обеспечение: кубики, таблица, указка.