Конспект НОД по развитию речи
в подготовительной к школе группе.
Тема: «ОСЕННИЕ МОТИВЫ»
Цель: Помогать детям составлять описательные рассказы по иллюстрациям
- Учить отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
- Обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
- Развивать связную речь, активизировать словарь: листопад, осень хмурая, грустная, печальная, унылая, дождливая, лиловый, золотой, багряный;
- Развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность.
- Расширение представления о переносном значении слова золотая (золотая осень).
- Обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные
- Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
- Воспитывать чувство любви к родной природе
Материал: письмо от Лесовичка, картина Левитан «Золотая осень», книги, закладки, музыка Чайковского «Октябрь».
Ход занятия.
Дети входят в группу под музыку Чайковского «Октябрь».
Воспитатель: Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку приходит доброта. У вас радостное настроение?
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо от Лесовичка. Вы присядьте на стульчики, а я вам его прочитаю: «В лесу мокром, золотом Ходит осень под зонтом…«Добрался я до пруда. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду, и тотчас поплывет. Много их прилетит и завтра. И послезавтра. А потом кораблики не будут больше прилетать, пруд замерзнет».
- Расскажите, что за кораблики плавают по пруду? Почему это произошло?
Воспитатель А еще Лесовичок прислал нам осенние загадки.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень)
Меня часто зовут, дожидаются,
А приду – от меня укрываются! (Дождь)
Гонит осень в небе тучки,
Пляшут листья во дворе.
Гриб, надетый на колючки,
Я тащу к своей норе.
Кому нужны грибы, приходите ко мне! (Еж)
Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и представим, чем пахнет осень? (грибами, ягодами, овощами, сыростью).
А осень веселое или грустное время года? Почему? (Природа как бы замирает, засыпает, прощается с яркими красками лета).
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в небольшую осеннюю галерею. Посмотрите на картину знаменитого художника Левитана «Золотая осень» Дети рассматривают картину. Можно прочитать стих-е к картинке
Осень длинной, тонкой кистью
перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой главный цвет осени? (желтый, золотой).
Как вы думаете, правильно ли об этой картине говорится, что здесь изображено «золотое чудо природы»? Найдите, что здесь золотое?
Воспитатель: Мы видим, как желтые и золотистые цвета создают радостную, светлую картину осени. Посмотрите, как золото берез красиво оттеняет синеву реки и голубизну неба. Лес сверкает как золотой остров. Земля покрыта мягким желто-зеленым ковром. А теперь подумайте и скажите, какой еще бывает осень? (хмурая, грустная, печальная, унылая, дождливая…) повторить с детьми эти слова и показать картинку «Дождливая осень»
«Унылая пора, очей очарованье», - так об этом сказал поэт А.С. Пушкин. А художники рассказали нам о красоте осени кистью и красками.
А сейчас я приглашаю вас в мини библиотеку. Вы дома рассматривали книги и сделали закладки в тех местах, где есть иллюстрации осени. Давайте рассмотрим эти книжки и понравившиеся вам картинки. По схеме: Сначала вы расскажите, как называется книга. Как называется рассказ или стихотворение, к которому нарисована иллюстрация. И почему вам понравилась эта картинка. Опишите эту картинку. Что хотел передать художник? Только не забывайте, что нужно в своем рассказе употреблять красочные выражения, сравнения ( 3-4 ребенка )
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием, составили интересные рассказы по своим картинкам. И в заключении занятия, я хочу прочитать вам еще одно стихотворение об осени замечательного поэта А. Лысикова:
Я люблю тебя, осень, за красу небывалую,
За нарядные листья и тепло запоздалое,
За страду урожайную, паутину летящую,
За грибы и за дождик, за печаль настоящую,
За лазурную просинь, за седые туманы
И за плавно бегущие облаков караваны.
Я люблю тебя, осень, и как Пушкин мечтаю-
Красоту своей области я в стихах воспеваю.