Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96218

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Семинар-практикум

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "детский сад комбинированного вида № 128 "Аленький цветочек", Курганская область город Курган

Цель: Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика и су-джок терапия для детей с нарушением речи

Задачи: заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

Семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика и су-джок терапия для детей с нарушением речи»

Артикуляционная гимнастика

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Способность воспроизводить звуки имеется у каждого человека от рождения. Впоследствии дети учатся складывать звуки в слова. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата.

Если с четкостью произношения слов имеются проблемы, может помочь ребенку артикуляционная гимнастика. О том, как правильно проводить с ребенком артикуляционную гимнастику и о значении ее мы и поговорим далее.

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое.

Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными.

А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?

Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений для тренировки органов артикуляции необходимых для правильного звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика представляет собой занятия с ребенком, в ходе которых задействуются небо, губы, язык и мимические мышцы. Основная цель проведения занятий по артикуляционной гимнастике состоит в том, чтобы научить ребенка правильным движениям органов артикуляционного аппарата.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, верхняя и нижняя челюсть, мягкое нёбо. У ребенка точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются постепенно, в процессе речевой деятельности. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Конечным итогом длительных занятий является правильное произношение звуков. Артикуляционная гимнастика играет большую роль в последующем овладении ребенком письменными навыками.

Сами упражнения делятся на два вида: статические и динамические. Статистические предполагают замирание губ или языка в определенном положении на 10 – 15 секунд.

К статическим относятся:

— «улыбка»,

— «трубочка»,

— «окошко»,

— «лопатка»,

— «иголочка» (они служат для формирования артикуляционного уклада)

В динамических заданиях движение осуществляется на протяжении всего времени выполнения.

Динамические упражнения:

— «улыбка-трубочка»,

— «качели»,

— «маятник»,

-«лопатка-иголка» (важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи)

Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы.

Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными.

Основным требованием к проведению артикуляционной гимнастики является систематичность. Занятия должны проводиться каждый день.

Упражнения не должны длиться дольше 3 – 5 минут. В течение одного дня необходимо выполнять несколько разных упражнений.

Во время проведения занятий ребенок должен находиться в сидячем положении. Это позволит ему выпрямить спину и расслабить мышцы ног, полностью сосредоточившись на артикуляционных органах. Ребенок должен четко видеть мимику и артикуляцию взрослого. Также он должен видеть собственные губы и язык в момент выполнения задания. Для этого можно использовать ручное зеркало или же проводить само занятие у большого зеркала. Все упражнения лучше преподносить ребенку в игровой форме, чтобы это не было скучно.

Использование картинок-образов существенно облегчает работу педагога. Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять упражнение.

В своей работе мы проводим артикуляционную гимнастику по сказкам, например по мотивам сказки «Репка».

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Для того чтобы у детей получались артикуляционные упражнения надо сформировать у детей правильное дыхание.

Дыхание — сложный биологический процесс, который сопровождается потреблением кислорода и выделением углекислого газа. Оно является основой всего живого.

Правильное дыхание очень полезно для формирования речевой и нервной системы. Ведь медленный выдох помогает снять напряжение, расслабиться и успокоиться.

В своей работе мы используем комплекс дыхательной гимнастики (по методике А.Н. Стрельниковой). Сама Александра Николаевна неоднократно повторяла: «Да, наша гимнастика парадоксальна, потому что вдох мы делаем в момент движений, сжимающих грудную клетку!»

Вдох – это жизнь, вдох – это самый главный элемент парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой, своеобразный краеугольный камень, на котором стоит весь комплекс упражнений. Основная суть этой системы заключается в том, что она предлагает обращать внимание при выполнении упражнений на характер и качество вдохов. Вдох считается самым главным ее элементом. Именно на нем базируется весь комплекс упражнений. Согласно ее системе грудная клетка во время вдоха не расширяется, а сжимается из-за наклонов, поворотов корпуса, обхватывания ребер руками. Заикание занимает совершенно особое место среди речевых расстройств, и именно с ним, точнее, с беспрецедентно большим процентом излечения этого недуга прочно ассоциируется гимнастика Стрельниковой.

При выполнении детьми упражнений по методу А.Н. Стрельниковой можно заметить улучшения:

развитие у детей пластики, гибкости,

корректировка осанки,

развитие организма необходимыми темпами,

вылечивание хронических заболеваний верхних дыхательных путей.

Рекомендуется начинать занятия с детьми с 3 базовых упражнений. Это «ладошки», «погончики» и «насос». Эти движения будут даваться ребятам максимально просто и, кроме того, заинтересуют их. Заниматься с детьми можно с 3—4 лет. Для стартового «урока» можно ограничиться 3 заданиями. Далее целесообразно учить по 1 новому упражнению за тренировку.

Нужно объяснить ребёнку, как правильно делать вдох, что при этом не нужно поднимать плечи или раздувать щёки.

Дыхательная гимнастика подходит для детей 3-4 летнего возраста. Не стоит сразу выполнять целый комплекс упражнений на первых занятиях. Необходимо выбрать несколько самых интересных для ребенка. Так у него не появится ощущения, что гимнастика — это скучное и утомительное мероприятие. Лучше всего заниматься утром до завтрака и в вечернее время до ужина. После приема пищи можно выполнять упражнения не раньше, чем через час. Нежелательно делать гимнастику перед сном, потому что она сильно бодрит и потом будет проблематично уложить ребенка. Очень важно дыхательные упражнения выполнять правильно — вдох выполняется через нос, не поднимая плеч, а выдох происходит произвольно и медленно через рот.

Первая часть дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой поможет сформировать физиологически правильный тип дыхания диафрагмально-реберный.

Вторая часть направлена на выработку сильной направленной воздушной струи, без которой невозможно правильно произнесение большинства фонем.

Предлагаю выполнить 3 базовых упражнения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

Су-джок терапия

Еще В. А. Сухомлинский сказал «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому, наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, в логопедических целях Су-Джок терапия активизирует развитие речи ребенка. Я вам хочу рассказать об одной из нетрадиционных логопедических технологий, которой является Су –Джок терапия.

Существует древняя китайская легенда, повествующая о том, что 5 000 лет назад один китайский император династии Цин постоянно мучился головными болями. Однажды, во время жуткого приступа мигрени, на его стопу упал тяжелый предмет, после чего вскоре боль исчезла.

Императору стало интересно, и он решил продолжить свои эксперименты. Во время очередного приступа головной боли он уже намеренно бросил на свою стопу тяжелый груз, и чудо повторилась – мигрень прошла.

Так была открыта "биологически активная точка", и этот случай можно считать началом развития одной из древних оздоровительных методик.

Корейский учёный, профессор университета Пак Чже Ву 30 лет потратил на изучение восточной медицины. Свой метод самоисцеления он назвал «Су-Джок» терапия. Что в переводе с корейского означает «Су»- кисть, а «Джок»- стопа. Методика СуДжок базируется на концепции, согласно которой между телом человека и его кистями и стопами есть соответствие.

Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа.

Нагляднее всего это видно на примере кисти. Большой палец — соответствует голове, указательный и мизинец — рукам, средний и безымянный ногам.

Тыльная сторона кисти — проекция позвоночника, поверхность ладони под большим пальцем — грудная клетка, середина ладони — брюшная полость.

Есть специальные схемы, на которых показано соответствие каждой точки на поверхности ладони части тела или органу.

И кисти, и стопы — единственные части человеческого тела, для которых такое структурное подобие характерно. Они являются, по мнению самого автора системы Су-Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. Эти лечебные системы функционируют, как своего рода маленькие клиники, естественным образом излечивающие болезни тела». На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела.

Следовательно, актуальность использования массажера Су-джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:

- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

- во – вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической работы.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат/

Игровой самомассаж проводится в виде 2 – 3-х минутных упражнений между основными частями занятия, либо одновременно проговаривая слоги, чистоговорки, стихотворения на автоматизацию нарушенного звука.

Сказка «Ежик».

упражнение на автоматизацию поставленного звука.

Вывод: Использование различных игровых упражнений; в том числе, артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастик, позволяет наиболее эффективно решать вопросы коррекционно – логопедического воздействия для преодоления речевых нарушений, как у детей раннего, так и дошкольного возраста.

Наши новости:

Разместить свою публикацию