Автономная некоммерческая организация
дошкольного образования "Планета детства "Лада"
детский сад № 201 "Волшебница"
Самарской области г.о. Тольятти
Конспект образовательной деятельности по развитию речи
на тему: "Осень" для детей 4-5 лет
Составитель: Николаева
Ирина Николаевна
(воспитатель)
г. Тольятти
2017 г.
Цель:
Формирование устной речи и навыков речевого общения; закрепляем знания у детей об осенних изменениях в природе; продолжаем учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Задачи:
Обучающие:
- закрепить знания детей о фруктах и овощах;
- активизировать словарь по теме "Осень";
- укрепить навыки образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Развивающие:
- создать условия для развития речи, внимания, памяти, логического мышления, зрительного восприятия, воображения;
- способствовать умению детей аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, умение слушать друг друга.
Предварительная работа: беседа с детьми о приметах осени, наблюдение во время прогулки за природными изменениями, чтение художественной литературы.
Материал и оборудование: березовые, кленовые, рябиновые листья, муляжи овощей и фруктов, корзина, ящик, медальоны с изображением животных (белка, медведь, заяц, ежик), проектор, магнитофон.
Методические приемы: сюрпризный момент, наглядный показ, вопросы, физкультминутка.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети здороваются с гостями и рассаживаются на стульчики, стаявшие полукругом.
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришел гость. Я вам загадаю загадку, а вы попробуете отгадать кто это.
Кто с фонариком весёлый
Носит красный сюртучок;
Вместо шапки удлинённый,
Золотистый колпачок?
Заповедные тропинки,
По утрам, кто подметает?
И грибы по две корзинки
В чаще леса собирает?
На полянке старый дом...
Кто живёт в нём детки? ...(Гном)
Молодцы, ребята, отгадали загадку. Давайте поздороваемся с нашем гостем.
(дети здороваются с гномом)
Гном: здравствуйте ребята! Я тоже хочу вам загадать загадку.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)
Гном: Молодцы, ребята.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что бывает ранняя и поздняя осень. Ранней осенью листочки на деревьях желтеют и начинают опадать. А когда все листочки опадут и деревья будут стоять "голые", небо будет хмурое, то это какая будет осень, как вы думаете ребята?
Дети: Поздняя.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Ребята нам гном предлагает отправиться в осенний лес, полюбоваться красотой. Поедем? (ответ ребят)
Гном: Закройте глазки и представьте, что мы с вами оказались в лесу. Открывайте глазки.
(на экране появляется изображение осеннего леса)
Ребята, где мы с вами оказались?
Ребята: В лесу.
Воспитатель: Посмотрите как красиво. Какой красивый "ковер" из листьев под ногами. На деревьях листья желтые, красные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом?
Дети: Разноцветные.
Воспитатель: А теперь расскажите про осеннюю погоду.
- Когда идет дождь погода какая? - дождливая.
-Когда дует ветер погода какая? - ветреная.
- Когда холодно погода какая? - холодная.
- Когда хмуро погода какая? - хмурая.
Воспитатель. Молодцы ребята. А теперь давайте поиграем с вами в игру, она называется "Назови ласково".
Игра "Назови ласково"
День - денек
Ночь - ночка
Солнце - солнышко
Дождь - дождик
Зонт - зонтик
Листья - листочки
Птица - птичка
Туча - тучка
Гном: Ребята, вы такие умные, как с вами интересно. Только я устал.
Воспитатель: А давайте с вами отдохнем и поиграем в игру
3. Физкультминутка.
Возьмите из корзинки листочки и давайте поиграем в игру "Мы – листики осенние"
Мы, листики осенние,
На веточках сидели. (дети махают листиками)
Ветер дунул, полетели. (дети бегают по кругу)
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели. (дети садятся на корточки)
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял. (дети поднимаются)
Повертел их, покружил. (дети кружатся)
И на землю опустил. (дети садятся на корточки)
Воспитатель подходит к каждому ребенку и спрашивает: чей ты листик?
(березовый, кленовый, рябиновый)
Воспитатель: А давайте расскажем нашему гостю (гному) какие животные живут в лесу? (заяц, ежик, белка, медведь)
Давайте поиграем с вами в игру "Собери урожай". Я вам раздам медальоны с изображением животных. И мы с вами будем как животные запасаться едой на зиму. Надо фрукты собрать в корзину, а овощи в ящик. (ребята играют)
Молодцы ребята! Давайте отдадим гному наш урожай, а он передаст животным, согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, давайте присядем на стульчики. Посмотрите внимательно на картину и скажите о чем она, кто изображен на картине (дети, во что они одеты и почему, что делают дети?)
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель: Молодцы! Но нам пора ребята, возвращаться в группу. Скажем спасибо гному за увлекательное путешествие. (дети прощаются с гномом, закрывают глазки и "возвращаются" в группу)
Воспитатель: Мы с вами побывали в сказочном, осеннем лесу. Что вам больше всего понравилось? Чем запомнилось наше путешествие? (ответы детей)
Вы были очень внимательны, хорошо себя вели и поэтому в следующий раз мы с вами отправимся в зимний лес. Согласны? (ответ детей)