Цель: закрепление знаний о деревьях и кустарниках, развитие речевых компетенций детей на этапе подготовки к школе.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей в игровой форме решать поставленные перед ним задачи;
- закрепить знания детей о деревьях и кустарниках;
- расширять знания детей об осенних изменениях в природе;
- упражнять в согласовании двух существительных и преобразовании одного из них в слово-признак; существительных множественного числа родительного падежа;
-обогащение и активизация словаря.
Развивающие:
- развивать просодические компоненты речи (интонацию и выразительность);
- развивать глагольный словарь;
- развивать познавательные процессы, сообразительность, предпосылки логического мышления (умение сопоставлять, сравнивать).
- развивать воображение, внимание, память.
Воспитательные:
- воспитывать чувство эмпатии и уважение к людям старшего поколения;
- воспитывать интерес к природному сообществу, созданному человеком (парку);
- воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
- заучивание стихотворений об осени - «Осень» Е.Трутневой, «Осенние берёзки» Л. Трифоновой, «Осенний клён» В. Кузьминова, «Осина» Р.Сеф, «Дуб» И.Токмаковой, «Говорило яблоко» С.Маршака, «Тополь» Р.Алдониной, «Осень» И.Винокурова;
- просмотр м/ф для детей «Почему желтеют и падают листья?»;
- рассматривание иллюстраций об осени, деревьях, кустарниках;
- слушание произведений П.И.Чайковского из альбома «Времена года», Ф.Шопена «Ноктюрн», Вивальди «Времена года», детских песен об осени;
- наблюдения за сезонными изменениями в природе на прогулке: за деревьями, кустарниками, цветом и формой листьев, ягодами и семенами, сбор листьев и изготовление гербария из листьев;
- работа с родителями по закреплению с детьми материала по теме, рекомендации по использованию дидактических игр и упражнений.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийная установка, видеоролик «Ах, какая осень!», мольберты, доски, иллюстрации деревьев и кустарников, листья, плоды, парковая скамейка, мусор (смятые фантики), костюм, шляпа, борода для прохожего, книга В.Осеевой «Волшебное слово», атрибуты для игры «Яша», карточка для дидактической игры «Подбери слово-действие».
Ход занятия.
1 часть. Организационный момент: Дети, посмотрите, сколько гостей собралось в зале. Давайте поздороваемся с ними.
2 часть. Дети, какое время года сейчас на улице. (Ответ ребёнка: сейчас осень). Сегодня я предлагаю вам посетить один из городских парков. Для чего в городах люди создают парки? Ответы детей. (Чтобы погулять, отдохнуть, понаблюдать за природой, насладиться красотой, возможно, заняться спортом, встретиться с друзьями, поиграть, а также посмотреть концерт или послушать лекцию). Какие парки в нашем городе вы посещали? С какой целью? Ответы детей.
Сегодня нам предстоит закрепить знания о деревьях и кустарниках, понаблюдать, что происходит с ними осенью. Будьте внимательны. Присядьте, вашему вниманию предлагается видеоролик «Ах, какая осень!» Просмотр. (3 мин.) Как красива природа осенью! Что придаёт осени неповторимость и красоту? (Ответы детей: красивые листья на деревьях и кустарниках, листопад, яркие ягоды рябины, калины и т.д.)
Так и хочется почитать стихотворения. (Чтение стихотворений «Осень» И.Винокурова; «Осенние берёзки» Л. Трифоновой, «Осенний клён» В. Кузьминова, «Осина» Р.Сеф, «Дуб» И.Токмаковой, «Говорило яблоко» С.Маршака, «Тополь» Р.Алдониной). Поблагодарить детей за чтение.
Воспитатель подводит детей к мольбертам, доске, на которых размещены деревья разных пород (отдельно хвойные и лиственные), кустарники, плоды, семена. Предлагает назвать их. Деревьев в парке, конечно же, очень много. Дидактическая игра «Один-много».
Теперь самое время отдохнуть.
Динамическая пауза. Русская народная игра «Яша». (Яша выбирается считалкой Н.Нищевой)
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Дидактическая игра «Подбери слово-действие».
Осенью с дерева листья ….(падают, облетают).
Листья под ногами ….. (шуршат).
Листья в воздухе ….(кружатся), на землю ….(ложатся).
Зелёные листья деревьев и кустарников осенью….(желтеют, краснеют).
Осенью дождь холодный ….(идёт, льёт, моросит).
Заунывный ветер стаи туч …(гонит).
Дни осенью короче…. (становятся).
Перелётные птицы на юг …(улетают).
Журавли, прощаясь с родиной …(курлычат).
Тихонечко входит пожилой человек. Подходит к детям. Здоровается. Дети предлагают старичку присесть на скамейку. Старичок благодарит детей и говорит:
Долго я наблюдал за вами, стоя в сторонке. Я понял, что разговор у вас сегодня идёт о деревьях. И вот, что я хочу вам сказать, дети. Деревья напоминают мне людей. Сначала они маленькие и беззащитные, как дети. Потом они вырастают и становятся большими и очень красивыми. Но проходит время, и деревья стареют: они чаще болеют и засыхают. Но даже спиленные деревья приносят пользу человеку. Какую? (Ответы детей: распиливают на дрова, изготавливают спички, мебель, музыкальные инструменты, бумагу и т.д.) А иногда недобрые люди ломают ветви, рвут листья. Вы знаете, что деревья очищают воздух? (Ответы детей). Я сам за свою жизнь посадил много деревьев, и считаю, что жизнь прожил не зря. Берегите природу сами, останавливайте тех, кто наносит природе вред, не мусорьте в парке, обещаете? Теперь я спокоен, пойду домой, устал. Стал я стар и немощен. Прощайте. Уходит, дети провожают старичка.
Воспитатель обращает внимание детей на брошенный в сторонке мусор, дети убирают его, находят на скамейке книгу В.Осеевой «Волшебное слово». Воспитатель говорит о том, что старичок напоминает главного героя этой книги.
3 часть. Подведение итога занятия: пришло время возвращаться в детский сад. Прогулка была познавательной, интересной, поучительной. Почему? (Рассматривали деревья и кустарники, играли, встретили незнакомого мудрого старичка и т.д.)
Прежде, чем попрощаться с гостями, дети задают им 3-4 вопроса, например,
Какое дерево является символом России? (Берёза)
Назовите дерево – символ Канады? (Клён)
Какое дерево называю «прадедом прадедов»? (Дуб)
Почему заяц гложет зимой осинку! (Древесина содержит 10% жира).
Дети благодарят гостей за ответы. Прощаются.