Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96435

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

«Пути формирования осознания структуры связного текста у детей седьмого года жизни».

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, ГБОУ Школа № 852 (3 дошкольное учреждение), г.Москва, Зеленоград

Цель: Выявление педагогических условий, при которых формирование осознания структуры связного текста у детей седьмого года жизни будет более эффективным.

Задачи: Развитие связной монологической речи – это одна из основных задач

«Пути формирования осознания структуры связного текста у детей седьмого года жизни».

(Цель: выявить педагогические условия, при которых формирование осознания структуры связного текста у детей седьмого года жизни будет более эффективно.

Задачи: . Развитие связной монологической речи – это одна из основных задач)

Овладение родным языком, развитие речи – это общая основа воспитания и обучения детей. Речевая культура является важной составной частью общей культуры, и одним из её показателей считается овладение связной монологической речью, т.е. умение содержательно, логично строить высказывание.

Учёные подчёркивают, что именно в дошкольные годы складывается сложная система речевых связей. Развитие связной монологической речи – это одна из основных задач речевого воспитания дошкольников. У детей 7-го года жизни развивают умение самостоятельно пересказывать сказки, рассказы, передавая диалог действующих лиц, характеристику персонажей; учат самостоятельно составлять описательный или сюжетный рассказ и мн. др. Однако, как отмечают многие исследователи, необходимого уровня именно связности речи детей не всегда удаётся достичь к концу старшего дошкольного возраста. Связность же речи может быть сформирована на основе представлений о структуре высказывания (начале, середине, конце). И эта мысль отражается в трудах и исследованиях многих учёных: Тихеевой Е.И., Флериной Е.А., Сохина Ф.А., Ушаковой О.С., Бахтина М.М.,Смольниковой Н.Г. и др. В современной же методике работа по этому направлению представлена недостаточно, а следовательно то же можно сказать и о работе по этому направлению в дошкольных учреждениях.

Итак, мы наблюдаем противоречие, на основе которого выделили проблему нашего исследования: каковы педагогические условия формирования осознания структуры связного текста у детей седьмого года жизни. Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования: выявит педагогические условия, при которых формирование осознания структуры связного текста у детей седьмого года жизни будет более эффективно.

Объектом исследования является процесс развития связной речи детей седьмого года жизни.

В качестве предмета исследования выступает формирование осознания структуры связного текста у детей седьмого года жизни.

В своей гипотезе мы предполагаем, что формирование осознания структуры связного текста у детей седьмого года жизни будет более эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

  • Обогащение мотивов речевой деятельности;
  • Создание различных коммуникативных ситуаций;
  • Формирование представлений детей как о типах высказывания, так и о специфике композиционного строения текста в зависимости от его основного типа – описания, повествования или рассуждения;
  • Раскрытие детям особенностей построения каждой структурной части текста, её значения;
  • Формирование осмысленности восприятия и умения анализировать структуру связного высказывания.

Для достижения цели нашего исследования необходимо решить ряд поставленных задач:

  • Раскрыть ключевые понятия исследования (связная речь, текст, развитие речи детей, развитие элементарного осознания и др.) на основе анализа лингвистической, психолингвистической, психолого-педагогической литературы.
  • Разработать систему диагностических задач для определения особенностей связных высказываний детей седьмого года жизни.
  • Выявить особенности связных высказываний и уровень осознания структуры связного текста у детей седьмого года жизни.
  • На основе анализа полученных данных разработать методику формирования осознания структуры связного текста.
  • Выявить эффективность экспериментального обучения.

Решение поставленных задач осуществлялось при использовании следующих методов:

  • Анализ лингвистической, психолингвистической, психолого - педагогической литературы по проблеме нашего исследования;
  • Констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты;
  • Наблюдения.

Методологическая основа нашего исследования: оно выполнено в рамках идей научной школы Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. Мы опираемся на их мнение о том, что развитие языковой способности у детей происходит в основном за счёт формирования языковых обобщений и осознания детьми языковых явлений.

Применительно к развитию связной речи, языковое обобщение – это прежде всего структура текста. Исследование проводилось на базе ГБОУ Школы №852 (третьего дошкольного учреждения).

В теоретической части исследования мы рассмотрели лингвистические, психологические, психолингвистические и педагогические основы формирования осознания структуры связного текста у детей седьмого года жизни. Изучая лингвистический аспект , мы опирались на исследования Ф.деСоссюра, А.А. Леонтьева, И.Р. Гальперина, Г.Я. Солганика, Е.А. Реферовской, О.С. Ушаковой и др., которые раскрывают лингвистическую характеристику связной речи (развитие диалогической и монологической речи), характеристику текста, смысловые и грамматические связи его частей, связность текста. Мы рассмотрели взгляды исследователей на особенности функционально смысловых типов речи, их структурную организацию, которая обусловлена наличием определенной схемы построения (зачин, разработка темы, коцовка) и пришли к выводу, что при формировании связной речи необходимо учитывать лингвистические предпосылки.

Рассматривая психологический и психолингвистический аспекты, мы опирались на исследования Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.М.Леушиной,

и др., которые раскрывают характеристику связной речи дошкольников (особенности ситуативной, контекстной речи), взаимосвязь речи и мышления, осознание явления языка и речи, творческий характер усвоения детьми родного языка. Мы изучили так же взгляды учёных по вопросам мотивации речевой деятельности, которую рассматривают как импульс для всего речепроизводства.

Изучая педагогический аспект, мы опирались на труды и исследования К.Д. Ушинского, Е.И.Тихеевой, Е.А. Флериной, И.Р.Гальперина, О.С. Ушаковой и др., которые раскрывают методику развития речи детей, а в частности – те возможные подходы ,которые являются основой для формирования у дошкольников представлений о структуре связнаго высказывания.

Мы проанализировали речевое развитие детей седьмого года жизни, на основе чего можно отметить, что в этом возрасте развиваются совершенствуются речевые умения и навыки, которые способствуют формированию осознания структуры связнаго текста у детей.

С целью выявления особенностей связных высказываний, а также уровня осознания структуры связнаго текста у детей седьмого года жизни был проведен констатирующий эксперимент, который включал 4 задания.

В первом задании ребёнка просили выбрать одну из предложенных игрушек и рассказать о ней. Второе задание заключалось в том, что ребёнку предлагалось описать игрушку. В следующем задании детей просили придумать сказку об игрушке. В последнем задании с дошкольниками проводилась беседа о любимой игрушке. Детям задавались вопросы: « У тебя есть любимая игрушка? Почему она любимая?»

На основе количественного и качественного анализа полученных данных мы выделили три уровня развития связной речи детей 7-го года жизни.

I уровень . Тексты композиционно завершины ( четко выражена структура). На всех участках текста используются разнообразные виды связей. В речи детей отсутствуют грубые грамматические ошибки. Синтаксические конструкции разнообразны, отличаются достаточно богатым лексическим наполнением и хорошим интонационным оформлением.

II уровень. Структура текста выражена не полностью, как правило, один из композиционных элементов отсутствует. Тексту не хватает смысловой законченности. Дети используют разные виды связей, но не на всех участках текста; возможно преобладание формально – сочинительной связи. Речь детей, в целом, грамматически правильная, возможны единичные случаи ошибок, неправильного согласования слов между собой и др. синтаксическим конструкциям не хватает разнообразия. Лексическое наполнение текста нельзя назвать богатым, в высказываниях встречаются неточности. Интонационное оформление выражено слабо.

III уровнень. Структурные части текста как таковые отсутствуют, в высказывании нет композиционного завершения. В текстах преобладает формально-сочинительная связь, между многими предложениями чувствуется разрозненность. Синтаксические конструкции по своему составу примитивны. В тексте наблюдаются повторы слов, встречается неправильное употребление в речи грамматических категорий слов. Лексическое наполнение бедное. Речь прерывмста; высказывания интонационно монотонны.

Итак, на основе анализа полученных результатов констатирующего эксперимента была разработана методика формирующего обучения детей ЭГ, которое включало 3 этапа . Опытное обучение проходило с учетом обязательного соблюдения определенных нами в гипотезе педагогических условий формирования осознания структуры связного текста у детей 7-го года жизни.

На первом этапе у детей формировали интерес к языку, к тексту; обогащали мотивы речевой деятельности. Этому способствовала инсценировка с детьми сказки «Теремок». На первом этапе детей также учили понимать тему высказывания, тематическое единство и различие. Для решения этих задач детям предлагалось выполнить различные задания: прослушать стихотворения и определить их тему; подобрать точные названия к рассказам, стихотворениям и др.

На втором этапе обучения у детей формировали осознание структуры текстов описания, повествования и рассуждения. Решению данной задачи во многом способствовало ознакомление детей с предметно-схематическими моделями, изображающими структуру каждого из типов текста. Детей учили ориентироваться на данные модели для составления рассказов.

На третьем этапе у детей совершенствовали умение осознанно, самостоятельно строить связные высказывания с опорой на предметно-схематические модели и без них; закрепляли умения, полученные на предыдущих этапах.

К концу формирующего эксперимента у дошкольников заметно повысилось умение строить тексты на основе осознания их структуры; было достигнуто значительное повышение активности, самостоятельности, заинтересованности детей к составлению высказываний.

Результаты контрольного эксперимента подтверждают эффективность формирующего обучения ЭГ и оправдывают наши предположения, которые мы сделали в своей гипотезе. Т.о. соблюдение нами определенных педагогических условий в ходе опытного обучения способствовало более эффективному формированию осознания структуры связного текста у детей 7-го года жизни, что сыграло значительную роль в развитии связности речи дошкольников.

Конечно, в нашем исследовании мы не до конца исчерпали все возможные пути решения поставленной проблемы, и в ней есть еще достаточно интересного и нераскрытого для других исследователей. Нам представляется перспективным дальнейшее изучение вопросов обучения детей 7-го года жизни различным функционально-смысловым типом высказываний, а также вопросов, касающихся преемственности в работе по формированию осознания структуры связного текста между ДОУ и школой

Благодарю за внимание.

Наши новости:

Разместить свою публикацию