Конспект занятия по развитию речи для старшей группы
Тема: «Моя семья».
Задачи:
Образовательные: Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; закрепить знания детей о членах семьи, знания о «генеалогическом древе»; активизировать словарь детей (семья, родственники, генеалогическое древо, родословные). Объяснить смысл пословиц и поговорок.
Развивающие: развивать связную речь.
Воспитывающие: воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью
Предварительная работа:
- Рисунки детей «Моя мама». Дети и родители изготавливали дома семейные генеалогические древа, гербы семей.
- «Раскроем тайну пословиц» – совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.
- Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Детский сад».
- Беседа: «Я и мой дом», «Моя семья»
- Заучивание стихотворение Я.Акима «Мама»
Методические приемы: наглядные, словесные, практические, игровые.
Материалы:
Демонстрационный: ватман с примером древа семьи.
Раздаточный: канцелярские товары.
Ход занятия:
I Вводная часть
По соседству от меня живет дружная семья. В ней кот Мурзик, попугай, а еще щенок Мазай, дочка, сын, отец и мать, всех их нужно сосчитать. Сколько человек в семье?
– (ответы детей)
- в семье 4 человека - Сколько всего в семье живет членов?
-7 еще кот, попугай и щенок. Кто же есть в этой необычной семье?
– (ответы детей)
- А что вы знаете о своих семьях? Скажите, что такое семья?
- (ответы детей)
II Основная часть
– Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья-это, когда живут вместе папа, мама, дети. Кто может быть членом семьи, чужие люди или родственники? (только родственники, чужие – берут на воспитание из детского дома) А как живут члены одной семьи? (вместе, бабушка и дедушка могут жить отдельно). А какие бывают семьи? (маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые, трудолюбивые) Ребята, сегодня мы проведем с вами конкурс рассказов о самой хорошей и дружной семье. Чтобы победить в нем, нужно постараться очень интересно рассказать о своей семье. Как зовут ваших родителей по имени , отчеству, где они работают, кем? Есть ли у вас братья, сестры, дедушки, бабушки? Как можно их всех назвать одним словом? (семья) А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и они не запоминались надолго, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальных тетрадях, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумывали зарисовывать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже столетия. А дерево это стали называть «генеалогическим древом».
Физкультурная минутка (с мячом)
– «Кто ты мне?» – я мама, а ты мне? - дочка, сын;
я бабушка, а ты мне – внучок, внучка и т. д.
Каждый из вас сейчас составит свое генеалогическое древо.
Дидактическое упражнение «Составь генеалогическое дерево» (дети на силуэт дерева раскладывают карточки с изображением членов семьи по «ярусам»)
- Кто располагается на нижнем ярусе древа? - бабушка и дедушка Кто располагается на среднем ярусе древа? – мама и папа. Кто располагается на верхнем ярусе древа? – дети.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Дедушка старый - внук (молодой), папа высокий - сын (низкий), брат трудолюбивый – сестра (ленивая), мама строгая - бабушка (добрая) и т.д.
III заключительная часть
- Издавна семья на Руси почиталась, семью оберегали, с любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло много пословиц и поговорок. «Согласие да лад - в семье клад» «Когда нет семьи, так и дома нет» «Семья сильна, когда над ней крыша одна» А вы какие пословицы и поговорки знаете? «В гостях хорошо, а дома лучше» «Мой дом - моя крепость» «Не тот отец и мать кто воспитал, а тот, кто вскормил» А сейчас игра «Вопрос-ответ» (воспитатель задает детям вопросы о семье) Ребята, а что нужно делать, чтобы в семье вашей у всех было радостное настроение? (Не обижать, не ссориться, помогать друг другу, любить и уважать всех членов семьи). Сегодня в нашем конкурсе победила дружба. Все дети хорошо рассказали о своей семье и получают эмблему с надписью «Дружная семья». Но к счастью жить одному не возможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите;
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья, Какая хорошая ваша семья!