Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96221

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Технология развития связной речи у детей 5 – 7 лет с ОВЗ при помощи схем»

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 273 Краснооктябрьского района Волгограда", г. Волгоград

Цель: Разработка системы работы по развитию связной речи у детей ОВЗ на примере составления описательных рассказов при помощи схем». Организация и проведение занятий будет осуществляться посредством комплексных занятий, где основными формами будет фронтальное занятие, а также индивидуальная работа.

Задачи: Задачи, решаемые в технологии. 1. Дать характеристику, а также раскрыть методику проведения занятий с использованием схем. 2. Выявить уровень связной речи детей. 3. Разработать технологию развивающей работы с детьми ОВЗ с использованием схем.

ТЕМА: « Технология развития связной речи у детей 5 – 7 лет с общим недоразвитие речи при помощи схем»

Составила: Колесникова Дарья Сергеевна

МОУ детского сада № 273

Краснооктябрьского района

г. Волгограда

Волгоград, 2017г.

Введение

В данной работе представлена технология развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Возрастная граница представленной технологии 5 – 7 лет. Технология работы осуществлялась в условиях предметно – развивающей среды логопедической группы, на фронтальных и индивидуальных занятиях, где основным средством развития умения детей составлять описательные рассказы, выступали схемы: демонстрационные и раздаточные. Развивать связную речь на примере описательных рассказов дошкольников с ОНР предлагается согласно этапам, выделенным Ткаченко Т.А.. Но кроме этого, ноухау данной технологии является тем, что кроме представленных схем, автор технологии предлагает расширить, систематизировать объем знаний детей, добавляя к основным навыкам развития связной речи, активизацию словаря, формирование грамматически правильного строя речи, развитие математических знаний, а также знаний окружающего и предметного мира.

Опыт представлен:

  • Актуальность.

Современные данные по проблеме речевых нарушений свидетельствуют о возрастании числа первоклассников с различными речевыми нарушениями, среди которых значительную часть занимают дети с общим недоразвитием речи. Проблема формирования связной речи детей с ОНР занимает важнейшее место в современной педагогики, а вопрос о состоянии связной речи в целом при различных речевых нарушениях и о методике ее развития является одним из актуальных вопросов. Развитие связной речи у детей с нормой в речевом развитии вызывают массу трудностей, почти 60% современных детей имеют скудный словарный запас, низкий уровень связной речи, а потому решить проблему развития связной речи у детей с ОНР не так - то легко.

В специальной литературе имеется лишь небольшое число исследований, в которых рассматриваются особенности речи у детей с ОНР, преимущественно у старших дошкольников. Большинство литературы, направлено на развитие связной речи у детей с нормой речевого развития. Вместе с тем, до настоящего времени, остаются, недостаточно систематизированы сведения по проблеме формирования связной речи у дошкольников с ОНР, не раскрыты основные закономерности и содержание этого процесса, не выявлен характер трудностей (как следствие речевой неготовности к школе), которые испытывают эти дети при овладении школьной программой на начальном этапе обучения.

Актуальность использования схем в ходе проведения занятий по обучению составления описательных рассказов в работе по развитию связной речи детей ОНР состоит в том, что:

- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядных схем;

- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

Анализируя опыт передовых деятелей педагогов и логопедов, я пришла к выводу о том, что схемы как один из методов развития связной речи, практически не используется в работе с детьми ОНР. Мне стало интересно применить это средство для детей ОНР. Я собрала массу дидактического материала, обобщила его и представила в виде педагогической технологии. Всё больше литературы по использованию схем в ходе обучению составлению описательных рассказов адресовано детям с нормой речевого развития. Изучив опыт ряда авторов Ткаченко Т. А, Коноваленко В.В., Е.А. Пожиленко Е.А., Иншаковой О.Б. Воробьева В.К., Панина О.П., я пришла к выводу о том, что раскрывая этапы развития умения детей составлять описательные рассказы при помощи схем, авторы реализуют лишь одну главную целью – развивать связную речь. Все описанное лишь представлено стереотипностью шаблонностью, нет комплексного нетрадиционного подхода к развитию дошкольников с ОНР, нет системы, которая продуктивно ляжет в основу коррекционной развивающей работы. Это и легло в основу моей педагогической технологии, а также стало актуально для формирования задач данной технологии.

В данной технологии решены следующие проблемы:

- разработано перспективное планирование по применению схем в ходе обучения детей описательным рассказам;

- создана развивающая программа по развитию связной речи для детей ОНР, основным приемом в которой выступает - схема.

- проанализированы диагностики детей на предмет определения уровня развития связной речи, что и стало толчком к созданию технологии, представленной в данной работе. Поскольку речь детей с общим недоразвитием речи отличается тем, что она: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособностью грамматически правильно построить предложение. Бедностью, недостаточный словарный запас. В свою очередь это неумение влечет за собой, следующие отставания в речевом развитии:

- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

- Плохая дикция и речь.

Итак, ведущей идеей моей работы является «Разработка системы работы по развитию связной речи у детей ОВЗ на примере составления описательных рассказов при помощи схем». Организация и проведение занятий будет осуществляться посредством комплексных занятий, где основными формами будет фронтальное занятие, а также индивидуальная работа.

Определилась цель: - создание условий для активного развития связной речи детей ОНР, посредством использования в педагогической работе воспитателя – схем, которые служат зрительным планом, являющихся одним из приемов моделирования.

Реализация цели заключается в том, что она направлена на становление программы, где будет отведено первостепенное место – развитию связной речи детей ОНР с использованием схем, а также на разработку соответствующее перспективное планирование.

Задачи, решаемые в технологии.

1. Дать характеристику, а также раскрыть методику проведения занятий с использованием схем.

2. Выявить уровень связной речи детей.

3. Разработать технологию развивающей работы с детьми ОВЗ с использованием схем.

Перед началом создания технологии нами была проведена предварительная работа в основе, которой лежало:

- изучение литературы по проблеме использования схем для развития связной речи детей, а также особенностей развития речи детей ОНР.

- составление перспективного плана по развитию связной речи с использованием схем.

- подборка дидактического материала для организации занятий с использованием схем.

Прочный фундамент предварительной работы, позволил вывести концепцию представленной технологии: основным приемом по обучению детей связной речи выступают схемы, которые являются зрительным планом, подсказкой при составлении рассказов разных видов, способствуют логическому рассказыванию. Весь текс рассказа зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко воспроизводит информацию. Организация и проведения фронтальных занятий проходит в занимательной игровой форме, где используется мной разработанный дидактический материал, который включает в себя:

- дидактические игры согласно перспективному планированию;

- составили картотеку новых игр и пособий;

- разработала массу игр для индивидуальной работы с детьми.

- итоговым занятием ввела схему, представленную в виде коллажа.

На каждом этапе обучения использую разные по уровню сложности схемы. Всю развивающую работу формирую согласно принципу дифференцированного обучения, где весь обучающий материал ввожу согласно уровню сложности от простого к сложному, что позволяет активизировать познавательную активностью детей невысокого уровня, а детей с высоким уровнем стимулирует к активному поиску ответов. Материал на занятиях по развитию речи выстраиваю с опорой на основную программу для детей дошкольного возраста под редакцией Васильевой, а также основная программа Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада».

Особенностью данной технологии является то, что кроме, приема использования схем при обучении составлению описательных рассказов, на занятиях по развитию речи предлагается расширять области развития детей, посредством добавления к схемам дополнительных задач. Дополнительные задания в окошечках схем позволяют систематизировать знания детей в области других направлений: развитие речи, а именно грамматический строй речи, активизация словаря, знаний математики и познавательного развития дошкольников с ОНР.

Разработанная концепция позволила выдвинуть гипотезу данной педагогической технологии.

Гипотеза: В основу моей работы положена гипотеза, согласно которой широкое использование на занятиях схем по развитию связной речи с детьми ОНР 5-7 лет при составлении рассказов будет способствовать более эффективному формированию у них полноценных высказываний.

Формой проведения является: занятия, игровая деятельность.

Формы организации, используемые в опыте: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Методы организации педагогической работы: показ воспитателем приемов использования схем; словесные - проговаривание способов использования схем; практические - выполнение заданий с использованием предметно - схематических моделей.

Приемы: игровая деятельность, беседа, рассматривание сюжетных картин, пересказ с использованием предметных демонстрационных схем.

Продуктивность созданной мною технологии будет действенна при условии:

- если, будут раскрыто понятие предметные схемы и их особенности,

- если будут выявлены уровни развития связной речи детей возраста.

- если будет разработана программа, реализация которой позволить решить речевые проблемы детей с ОНР, с использованием приема схем.

Педагогическая технология.

I этап

Анализируя знания умения и навыки детей логопедической группы, я пришла к выводу о необходимости создания соответствующей программы, где будут иметь место предметные схемы (демонстрационные и раздаточные). Разрабатывая, перспективный план для формирования связной речи детей с ОНР, я задалась необходимостью продиагностировать дошкольников на предмет их связной речи.

Дети, поступающие в логопедическую группу, проходят всестороннее обследование, необходимое для уточнения структуры нарушения, определения коррекционной программы, прогнозирования развития. Полученные данные записываются в речевую карту.

Анализируя уже детей в ходе коррекционной работы, я пришла к выводу о необходимости использования приема, при котором дети уже старшей логопедической группе смогут легко передавать необходимый текс, а значит способствовать развитию связной речи. Почти все дети с ОНР испытывали трудности при составлении описательных рассказов, пересказов рассказов, составленных по демонстрирующим действиям, а потому возникла необходимость стимулировать их речевую активность посредством внедрения различных схем, которые и станут опорой для построения рассказов.

Технологии опыта:

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Сегодня совершенно определенно можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с ОНР.

Развитие речи, овладение богатством родного языка рассматривается в контексте современных психологических исследований, изучающих различные аспекты становления личности, роль развивающего обуче­ния, значение дошкольного детства в развитии психических свойств и способностей, уникальность и неповторимость индивидуальных особенностей дошкольника в системе отношений взрослого и ребенка.

Основным показателем развития личности детей является уровень развития речи. Поэтому особенно важно определить наиболее эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи дошкольников. Осмысление ребенком окружающего мира осуществляется через словесную форму. Развитие интеллекта не только ребенка, но и взрослого тесно связано с развитием речи. Указывал на эту связь Л. С. Выготский «Речь носит на себе наиболее явные признаки социального происхождения. С момента владения языком все внутренне развитие ребенка от животной (биологической) фазы переходит (биологи­ческой) в собственную человеческую (социальную)». Язык приобщает ребенка ко всему духовному опыту человечества и делает воз­можным развитие «высших» психических функций. Следовательно, сочетание речевого и мыслительного компонентов в организации работы по разви­тию и воспитанию дошкольников является наиболее оптимальным.

Воробьева В.К. отмечает, что «в рамках психолингвистического подхода связная речь рассматривается как сложная, иерархически организованная речемыслительная деятельность, продуктом которой является текст, выступающий в диалектическом единстве двух планов: внутреннего, предметно-смыслового, и внешнего, формально-языкового.

Одним из таких средств являются опорные схемы как один из приемов моделирования. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Введение наглядных схем в процесс обучения, позволяет воспитателю более целенаправленно развивать речь детей, описывать предметы, составлять рассказы. У детей ОВЗ отсутствует четкость высказывания, последовательность, точность. Предложения грамматически не оформлены, в то время – как связная речь, это именно смысловое развернутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Итак, связная речь - это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль, то есть рассказ. Ткаченко Т.А. создала пособие, включающее систему упражнений для обучения детей 5 – 7 лет навыкам рассказывания. В основу ее системы положено использованием вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи у дошкольников. Одним из таких средств является наглядность (схема), при помощи которой происходит речевой акт. Важность наглядной опоры в ходе формирования речи отмечали ряд педагогов, среди которых известны такие фамилии: С.Л. Рубенштейн, Л.В.Эльконин, А.М. Леушина и другие. Ряд исследователей Н.С. Жукова, Е.М. Матюкова, Т.Б. Филичева, С.А. Миронова и другие, утверждают, что развитие связной речи опосредованно введение наглядности как основного материала, стимулирующего познавательную активность детей.

Прежде чем перейти, конкретно к описанию последовательности разработанной мною технологии, спешу отметить, детские рассказы должны отражать ряд умения, выделенных О.С. Ушаковой.

Критерии оценки детских рассказов, разработанные О. С. Ушако­вой, дают возможность педагогам дошкольных учреждений проанали­зировать и оценить качество и уровень развития связной речи до­школьников:

- содержательность (насколько полно и интересно ребенок передал содержание готового литературного текста и собственного рассказа);

- логическая последовательность (логический переход от одной части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить рассказ, не допуская излишних вставок и повторений, не пропуская существенных эпизодов);

- грамматическая правильность речи (правильное построение предложении, связь предложений между собой, то есть грамотное оформление высказывания);

-точность речи (умение передать мысль в соответствии с излага­емым текстом);

- богатство языковых средств (использование в речи разнообраз­ных лексических средств).

Очевидно, что использование опорных схем в ходе обучения описательным рассказам повышает качество детских рассказов, особенно по таким критериям, как содержательность, логическая последовательное, грамматическая правильность речи. Кроме того, схема помогает дошкольникам осознать логику - композиционное построение текста, развивает умение заполнить недостающие части текста (как смысловое содержание текста, так и недостающие синтаксические конструкции). Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных схем развивает умственные способности дошкольников с ОВЗ.

На мой взгляд, использования демонстрационных схем в работе с дошкольниками логопедических групп состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование опорных схем вызывает интерес и помогает решить эту проблему:

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

в-третьих, применяя опорные схемы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

В основе коррекционной программы дошкольников логопедических групп, наш логопед использует стандартную программу Филичева Т.Б.Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с ОВЗ в условиях специального детского сада». Я как воспитатель, дополняю коррекционную работу согласно программе под редакцией Васильевой. На всех этапах педагогической работы в ходе развитию умения связно рассказывать, я использую опорные схемы как одного из приемов метода моделирования.

Учебное воздействие при ОВЗ детей преследует цель - научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Правильная организация обучения детей с ОВЗ - очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

Одной из таких методик, на мой взгляд, является интересный опыт применения схем при составлении рассказов, автором которой является Ткаченко Т.А. Основной материал, созданной мною технологии, построен именно на ее передовом опыте. Ткаченко Т.А. разработала систему занятий, обратив внимание на факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Данным фактором является наглядность, в нашем случаи, схемы, при помощи которых дошкольники легко составляют описательные рассказы.

Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, так как умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией. Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста и в известной степени базируется на овладении навыками пересказа.

Всю работу в созданной мною технологии я разделили на четыре этапа, каждый из которых отличается своими особенностями.

Модель передового опыта по развитию связной речи.

этап

Направление работы

цели

Сроки реализации

1 этап

Диагностическое обследование связной речи детей логопедической группы (5 – 6 лет).

Выявить уровень развития связной речи старшей логопедической группы. Разработать перспективный план работы по развитию связной речи с использованием приемов моделирования.

1,2 неделя сентября

2 этап

Развивающая работа (внедрение передового опыта)

Учить детей использовать в ходе составления описательных рассказов - опорные демонстрационные схемы, способствуя тем, самым развитию связной речи дошкольников ОНР.

3 – я неделя сентября до конца учебного года.

3 этап

Промежуточная диагностика

Проследить особенности развития умения детей составлять связный рассказ.

Январь 2 неделя

4 этап

Анализ результатов,

диагностика

уровня связной речи детей.

Определить действенность составленной формирующей программы, сопоставляя и анализируя уровень развития детей на начальном и конечном этапе внедрения передового педагогического опыта.

4- я неделя мая.

Первый этап позволил нам определить проблемы и уровень связной речи детей ОВЗ. В ходе первого этапа был составлен перспективный план, который и стал основой для развивающей работы в логопедической группе.

Второй этап проходил в форме организации и проведения системы занятий (перечень занятий отражен в перспективном плане) по обучению описательным рассказам, где главным приемом выступали схемы. Здесь, основываясь на авторскую методику, предложенную Ткаченко Т. А., я компоновала занятия, подбирая необходимый материал для занятия с учетом программы Филичева Т.Б. и Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» и программы развития под редакцией Васильевой.

Итак, как было написано выше, этапы составления описательных рассказов я взяла у Ткаченко Т.А. Последовательность обучения самостоятельному рассказыванию, согласно методике Ткаченко Т.А. осуществляется в следующей последовательности:

- составление рассказа по демонстрируемому действию

- составление рассказа по серии сюжетных картин

- составление рассказа по одной картине

- составление рассказа на основе сравнения предметов

- составление описательного рассказа о предметах.

Ткаченко Т.А. разработала схемы составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, домашних животных, временах года. Все ее схемы я дополнила: сделала их цветными, добавила окошки (какие необходимы для конкретной тематики). На обороте каждой схемы я прописала последователь работы доступную для любого вновь начинающего воспитателя. Кроме этого, на каждую схему подобрала массу литературного материала, такого как пословицы, чистоговорки, стихи по теме. По аналогии описанных схем Ткаченко Т.А. я создала свои схемы, например по теме «Гриб» (см. приложение 5 – фото). Каждый квартал в системе занятий, представленной мною технологии, заканчивается итоговым занятием, дети с опорой на коллаж (см. приложение 5 – фото «Схема – птицы»), легко в непринужденной обстановке презентуют свои знания, совершенствуют уровень связной речи. Самое важное, в основу своей работы я положила принцип дифференцированного обучения, при котором предполагается разный по уровню сложности материал. Детей с ОНР, я обучала, оперируя также принципом от простого к сложному, при такой организации все знания детей легко усваивались и систематизировались. Таким образом, представленный мной материал может легко использовать любой педагог, без дополнительного обучения методике, поскольку ход занятий прописан на обороте каждой схемы.

Основными приемами в ходе организации и проведения занятий выступали: показ, беседа, рассматривание картин, анализ символических схем. Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы. Использование их на занятиях заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными и последовательными. Большое значение в ходе работы я уделяю выбору мотивации. Мотив речевой деятельности должен соответствовать возрасту и интересам детей, от этого во многом зависит ее результат. Словесный метод обучения без опоры на наглядность редко дает хорошие результаты, что объясняется возрастными и психологическими особенностями детей. Поэтому целесообразно использовать дополнительные приемы обучения, облегчающие запоминание и воспроизведение рассказов. Сюда, прежде всего, относятся такие методы, как: многократное чтение; использование наглядности; составление плана высказывания (схемы, мнемотаблицы); драматизация; работа по вопросам и так далее.

Разрабатывая конспекты, я учитывали научно - методические рекомендации по развитию связной речи детей старшей группы (5 - 6 лет). Обучение начинается с формирования у детей навыков со­ставления простых предложений в ходе пересказов по вопросам, де­монстрируемым действиям и картинкам.

На первом этапе обучаем детей составлять описательный рассказ, опираясь на готовую схему. Предложенная схема подсказывает ребенку последовательность рассказывания. Кроме составления рассказов, дети составляют загадки - описания с опорой на схему, а также отгадывают загадки при помощи самостоятельно поставленных вопросов с опорой на схему. Используем эти схемы не только для составления описательного рассказа одного предмета, но и для параллельного сравнительного описания двух предметов.

Работа строится по принципу от простого к сложному, и от частного к общему. Вначале детям предлагается изображение тех предметов, которые наиболее часто встречаются в их повседневной жизни, с которыми они действуют в разных ситуациях и видят их в разных сочетаниях. Это, прежде всего такие характеристики, как цвет, форма, размер, материал из которого предмет изготовлен, Вначале ребенок учится рассматривать изображение, узнавать знакомые характеристики, затем начинается процесс выдачи информации незнакомой ребенку опосредованно, а полученной в ходе обучения, вводятся такие понятия, его части, как назначения (действия).

Подобные схемы разработаны по многим темам, и в настоящее время широко представлены в разных вариантах в литературе.

Нельзя не отметить, что дети даже высокого уровня развития не в состоянии составлять рассказы без опоры на эти схемы. Выделенные существенные признаки предметов по группам позволяют способом сравнения выделять существенные признаки с опорой на жизненный опыт детей. Труднее обстоят дела с абстрактными понятиями, так при составлении рассказов о временах года, детям необходимо повторять многократно абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, такими как пасмурное небо, моросящий дождь, пожухлая трава и так далее, для того чтобы эти слова и выражения закрепились в активном словаре детей.

Далее процесс составления рассказов усложняется, так как усложняется уровень предлагаемой информации. Таким образом, дети узнают еще более абстрактные понятия и учатся рассказывать о необходимой теме. Далее и в помощь для составления плана высказывания вводятся новые разработанные схемы, уже с опорой на предлагаемый рассказ и полученные знания дети учатся составлять рассказ о родной стране, родном городе, доме, в котором он живет, о праздниках, которые он отмечает вместе с родными и близкими: Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, День космонавтики.

На первом году обучения почти все детские рассказы повторяют рассказ воспитателя, но на втором году и у некоторых детей первого года обучения в рассказах проявляется творческая сторона, они вносят в него свои знания, раскрывают свое отношение. В ходе таких занятий реализуются задачи воспитательного, образовательного и развивающего характера. У детей развивают чувства любви к семье, к детскому саду, родному городу, родной природе, и параллельно этому у ребенка формируется навык связного рассказа. (пример занятия см. приложение 1)

Обратимся к этапам обучения описательным рассказам с использованием схем, конкретно Ткаченко Т.А.

Процесс работы по развитию связной речи детей с ОНР 5 – 7 лет строиться согласно ряду этапов:

1 этап: Воспроизведение рассказа, со­ставленного по демонстрируемому дейст­вию. Наглядность представлена максимально в виде предметов, объектов, с которыми произво­дятся действия, непосредственно наблюдаемые дошкольниками. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах у де­тей, Необходимые речевые средства дает обра­зец рассказа педагога.

2 этап. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Нагляд­ность и план высказывания аналогичны использу­емым на предыдущем этапе; усложнение достига­ется за счет отсутствия образца рассказа.

3 этап. Пересказ текста с использованием магнитной доски. Непосредственные действия с предметами и объектами, присутствующие на предыдущих этапах, заменяются действиями с предметными картинками на доске. Последова­тельность картинок, прикрепляемых к доске с по­мощью магнита, служит одновременно планом высказывания.

4 этап.Пересказтекстаснагляднойопо­ройнасериюсюжетныхкартин.Наглядность представлена предметами, объектами и действи­ями, изображенными на сюжетных картинках. По­следовательность картинок служит одновременно планом высказывания. Образец рассказа дает де­тям необходимые речевые средства.

5 этап.Составлениерассказасопоройнасериюсюжетныхкартин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средства­ми, что и на предыдущем этапе; усложнение до­стигается за счет отсутствия образца рассказа.

6 этап.Пересказтекстаснагляднойопо­ройнаоднусюжетнуюкартину.Наглядность уменьшена за счет отсутствия видимой динамики событий; дети наблюдают, как правило, конечный результат действий. В моделировании плана своего рассказа ребенку помогают образец педа­гога и его вопросный план.

7 этап. Составление рассказа по одной сю­жетной картине. Отсутствие образца дополни­тельно усложняет задачу при составлении связного высказывания. На этом этапе создаются предпо­сылки, а возможно, начинается работа над обуче­нием творческому рассказыванию. Важно последовательно при­менять перечисленные этапы обучения, что поможет сформировать связную речь даже у тех детей, ко­торые изначально не владеют развернутыми смысловыми высказываниями, подменяя их перечислением предметов, действий либо набором непоследовательных фраз.

Обратимся, теперь конкретно к содержанию схем. Оформляется схема на картоне 45см Х 30см. Лист разделен на 6 квадратов. План описания схемы:

Пример: «Игрушки»

  • Цвет
  • Форма
  • Величина
  • Материал
  • Части игрушки
  • Действия с игрушками.

Схемы, используемые в ходе занятий представляют обобщённый план описания. Ребёнок, ориентируясь на обобщённые символы цвета, величины, материала и т д., самостоятельно определял их объём в своём рассказе. Труднее научить детей осознано использовать различные способы межфразовой связи. Непроизвольно, подражая, образам педагогов, дети чаще употребляли такой способ связи, как повтор, реже - местоимённую связь, при этом практически не используют синонимы. Для совершенствования связности описаний необходимо проводить специальную работу. Обучение начинается со сравнения связного описания и деформированного. Оба описания предъявляются детьми один за другим. Рассказы сопровождаются показом одной и той же схемы.

Пример: ( Описание овощей и фруктов)

Это груша. Груша жёлтая, с тёмными крапинками. Груша очень сочная и сладкая. Груша относится к фруктам. Груша. Жёлтый цвет. Есть крапинки. Ещё большая, мягкая. Много сока. Сладкая груша. Фрукт.

Указка, следуя за описанием воспитателя, привлекла детей к повторению слова «груша» (в первом рассказе), а во втором она показывала только на символы признаков.

Далее обсуждается вопрос: « Какой рассказ лучше ? Почему?», что подводит детей к выводу: в первом рассказе все предложения связаны друг с другом, «они дружат», такой рассказ мы понять можем. Дети повторяют правильный образец, а затем по той же схеме описывают по готовым схемам знакомые предметы. (см. пример конспекта в приложении 1)

На следующем этапе детям предлагается сравнить описание, в котором используется только повтор, и описание, построенное с использованием не только повтора , но и местоименной связи.

Пример: Это кошка. Кошка серая. с белой грудкой. У кошки маленькие треугольные ушки и длинные усики. У кошки пушистый хвост. Кошка домашнее животное, она любит молоко. У кошки котята.

Или - Это кошка Мурка. Она серая с белой грудкой. У кошки маленькие треугольные ушки и длинные усики. У неё длинный пушистый хвост, а на лапках мягкие подушечки. Кошка домашнее животное, Она любит лакать молоко. У неё котята. Воспитатель обращает внимание на то, что и том, и в другом рассказе предложения «дружат». Но в первом рассказе слово кошка повторяется очень часто, рассказ воспринимается хуже. Предлагают детям вспомнить, какие слова прозвучали во втором рассказе вместо слова

«кошка» синий кружок. Он будет «сигнализировать»: замени слово «кошка» на маленькое слово. Дети далее описывают кошку (или другое животное) по указанному образцу. Далее последует рассказ более сложный. Это кошка мурка, Мурка серая с белой грудкой. У неё маленькие чуткие ушки и жёсткие, как щетинки усы. У этого зверя длинный пушистый хвост и мягкие лапки. Это животное любит молоко, мясо и рыбу.

При проведении работы по развитию связной речи важная роль отводится речевому образцу педагога, применению разнообразных игро­вых приемов, широкому использованию доступных литературных образцов. На занятиях педагогом ис­пользуется разнообразный иллюстрационный материал. Это помогает разнообразить формы работы, привлечь и удержать внимание детей, вызвать у них интерес к занятиям на протяжении всего года.

Опираясь на предложенный перспективный план работы, я провела массу занятий, в результате чего уровень развития связной речи детей стал гораздо выше.

Разработанные схемы, я начала использовать, уже начиная

Наши новости:

Разместить свою публикацию