Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96361

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 24.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Дата публикации:

Автор:
воспитатель детского дошкольного учреждения, МБДОУ №71 "Дельфин" , г. Сургут-ХМАО

Цель: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка влияния комплекса педагогических условий на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

Задачи: 1.Раскрыть психолого-педагогические аспекты коммуникативного развития ребенка-дошкольника. 2. Охарактеризовать особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. 3. Определить уровень сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. 4. Обосновать содержание и методы, способствующие формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольног­о возраста

Содержанием общения в старшем возрасте становится совместная деятельность. На этом же возникает и во многом потребность в уважении и сверстника. Общение со приобретает черты - содержание отвлекается от ситуации, начинают устойчивые избирательные между детьми.

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.

Избирательные привязанности и детей возникают на фоне Дети предпочитают тех которые адекватно их потребности в Причем, главной из них потребность в внимании и сверстника [33,

Сотрудничество, в от соучастия, распределение игровых и функций, а и учет и воздействий

В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).

Значение сформировании коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко). Когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушается приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития [16].

Коммуникативные способности позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. Оказываясь в какой-либо ситуации общения с взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, в транспорте и так далее), ребенок с развитыми коммуникативными способностями сможет понять, каковы внешние признаки данной ситуации и по каким правилам в ней нужно действовать. В случае возникновения конфликтной или другой напряженной ситуации такой ребенок найдет позитивные способы ее преобразования.

Коммуникативные способности – это способность к общению, которую необходимо развивать с раннего возраста.

Исследования, проведенные Е.О , свидетельствуют, что дошкольников к зависит от их общения собой. Таким можно целенаправленно добрые отношения на основе их потребности в Потребность в со сверстниками прежде всего, на совместной деятельности в игре, а по поводу Становление общения со предполагает у специфического варианта коммуникативной потребности, в стремлении к самопознанию и посредством окружающих [18]. Именно в общения ребенок с необходимостью на практике нормы поведения по к другим приспосабливать эти и правила к конкретным ситуациям. В деятельности непрерывно ситуации, требующие детей, проявления отношения к умения отказываться от желаний ради общей цели. В этих дети далеко не находят нужные поведения.

На значимость в реальных взаимоотношений указывала А.П. Юсупова. По ее в игре «общественность» - качество, с начинается воспитание Только при этого качества становится членом общества.

Коммуникативные способности у детей дошкольного возраста включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил в общении со сверстниками и взрослыми [12]. Одним из основных видов такой деятельности выступает игра.

В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности [2, с. 24].

По мнению Л.С. Выготского, игра создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать в сотрудничестве, к тому, что он сумеет сделать самостоятельно. Эта возможность характеризует динамику развития и успешность каждого ребенка.

Исследования, проведенные Е.О , свидетельствуют, что дошкольников к зависит от их общения собой. Таким можно целенаправленно добрые отношения на основе их потребности в Потребность в со сверстниками прежде всего, на совместной деятельности в игре, а по поводу Становление общения со предполагает у специфического варианта коммуникативной потребности, в стремлении к самопознанию и посредством окружающих [18]. Именно в общения ребенок с необходимостью на практике нормы поведения по к другим приспосабливать эти и правила к конкретным ситуациям. В деятельности непрерывно ситуации, требующие детей, проявления отношения к умения отказываться от желаний ради общей цели. В этих дети далеко не находят нужные поведения.

На значимость в реальных взаимоотношений указывала А.П. Юсупова. По ее в игре «общественность» - качество, с начинается воспитание Только при этого качества становится членом общества.

Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры [19, с. 224].

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.А. Венгер, А.П.Усова) [2, с. 53].

В настоящее общепризнано, что игра ведущей ребенка дошкольного А.Н. Леонтьев ведущей деятельностью которая оказывает на возрастной период воздействие на ребенка. Им основные положения, благодаря игру называют видом деятельности

  • Она удовлетворяет потребности ребенка: стремление к активному участию в взрослых; потребность в окружающего мира ; потребность в движениях; потребность в
  • В играх и дифференцируются виды деятельности: учебная трудовая деятельность.
  • Игра способствует: формированию ребенка, его психических детского воображения; способности функции одного на другой, не этим функциями.

О.С.Газман считает, что игровая деятельность – это сфера человеческой в которой не преследует других целей, получения удовольствия, от проявления и духовных сил.

Как отмечается в литературе, детские игры – неоднородное, что ученым предпринимать попытки изучить и каждый вид игры с его функций, дать игр.

Ф.Фребель в классификации положил дифференцированного влияния игр на ума (умственные игры), органов чувств игры), движений игры).

По педагогическому классифицировал игры игры подвижные, сенсорные, развивающие волю – обычных функций»; игры, игры в ухаживания – специальных функций».

Современная классификация игр С.Л. Новоселовой. Она в качестве для классификации ребенка:

  • Игры, возникающие по детей: самодеятельные игры – самодеятельные сюжетные игры сюжетно-ролевые, режиссерские,
  • Игры, возникающие по взрослого: обучающие (дидактические, подвижные); досуговые игры-развлечения, интеллектуальные, театрально-постановочные);
  • Игры, определяемые этноса: обрядовые, досуговые,

Н.А.Короткова, Н.Я. классифицируют игры по свободы действий: (сюжетно-ролевые, театрализованные, и игры с (игры на компетенцию, на ю компетенцию, игры на Н.А. Короткова специфические признаки игр с и творческих игр.

Таблица 1.1

Специфические признаки игр с и творческих игр

Игры с правилами

Творческие игры

  • Основа – свод формализованных правил, обязательных для всех участников.
  • Правила эти безличны, одинаковы для всех, стабильны на протяжении игры.
  • Действия реальны и однозначны.
  • Всегда совместная деятельность.
  • Конечный результат есть. Это результат действий каждого играющего, соотнесенный с результатами других детей. Результат – выигрыш. Момент завершения игры определяется критериями выигрыша.
  • Процесс деятельности цикличен, каждый вид игры завершается выигрышем и возобновляется снова.
  • Тип отношений играющих – отношения состязания
  • Основа - воображаемая ситуация, которая проявляется в условных, замещающих действиях.
  • Все действия имеют личностный смысл, у каждого играющего свое понимание воображаемой ситуации.
  • Условные замещающие действия внешне неоднозначны.
  • Игра может носить как индивидуальный, так и совместный характер.
  • Процесс игры не имеет конечного результата, момент ее завершения определяется желанием окружающих.
  • Процесс деятельности характеризуется поступательным характером, воображаемая ситуация все время развивается.
  • Тип отношений играющих – отношения дополнительности и сопричастности.

Изучив разные к классификации игр нами составлена схема игровой деятельности (таблица 1.2)

Таблица 1.2

Опорная схема деятельности

Классификационные признаки

Характеристики

Виды игр

Предметные. Ролевые. Сюжетно-ролевые. Дидактические. Театрализованные. Подвижные. Экспериментирование. Забавы и развлечения.

Функции игры

Познание. Экспериментирование. Упражнение. Исследование. Прогнозирование. Моделирование. Самопознание. Отдых. Забава. Отображение. Релаксация. Компенсация. Реализация потребностей.

Инициатива в возникновении игры

От ребенка. От взрослого. От других детей

Предмет игры

Готовые игрушки. Заместители. Воображаемые предметы и образы. Слово. Рисунок. Компьютерная программа. Природные материалы и явления.

По количеству играющих

Индивидуальные. Рядом. Микрогрупповые. Коллективные. Массовые.

По динамике

Статичные. Малоподвижные. Подвижные.

По способу решения игровых задач

Интеллектуальные. Социальные. Двигательные.

Игровые приемы

Соревнование. Драматизации.

По степени и характеру создания

Готовые. Репродуктивные. Творческие. Импровизированные.

По месту развития

В помещении: игровая карта, стол, лист бумаги, ширма, подиум, пространство группы. На воздухе: игровое поле, площадка, весь участок. В воображении

По времени создания и развития

Архаичные. Традиционные. Современные. Ситуативные. Длительные. С фиксированным временем.

Игры, в на основе или художественных самостоятельно или с взрослых творчески детьми социальные или материальные называются сюжетно-ролевыми [15, с. 235].

В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. Организация сюжетно - ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще игра организуется, тем больше возникает желание поиграть еще и еще. Таким образом, организуя сюжетно - ролевую игру, педагог вовлекает детей в прямое общение.

Для большинства детей дошкольного возраста невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, доброжелательно, вместе добиваться каких-либо результатов. Дети, которые не обладают данными качествами, способны спровоцировать конфликт. Следовательно, большая роль в правильной организации общения в игре принадлежит педагогу.

Правила поведения обязательные при проведении сюжетно - ролевой игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнерами, способствуя формированию характера.

Содержание игры возрастными особенностями Если содержание игры отражает действия с – игрушками, то в старших дошкольников взаимоотношения людей, глубину проникновения детей в этих отношений, то содержание игры дошкольников зависит от роли, выстраивания поведения участников разработки конкретной ситуации, установленных направленности ролевых

По мнению Л.С. Выготского, игра создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать в сотрудничестве, к тому, что он сумеет сделать самостоятельно. Эта возможность характеризует динамику развития и успешность каждого ребенка. Именно в играх складываются и впервые осознаются детьми их взаимоотношения друг с другом; играя, дети учатся понимать характер взаимоотношений, приобретают необходимые коммуникативные умения и навыки. В игре развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

Развивающий характер игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребенку [9,c.45]:

- первое требование, обращенное к ребенку со стороны сюжетно-ролевой игры, — это действие в воображаемом плане. Этот момент отмечается всеми исследователями игры, хотя и получает разные названия. Необходимость действовать в воображаемом плане ведет к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.

- второе требование — умение ребенка определенным образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение. Основное содержание взаимоотношений, которое моделируется в игре, состоит в различных комбинациях соподчинения социальных ролей. Именно это содержание представляет собой в первую очередь предмет освоения для ребенка.

- третье требование — формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. Совместная игра невозможна без согласования действий. В процессе такого согласования у детей развиваются «качества общественности», по терминологии А.П. Усовой, т.е. качества, обеспечивающие определенный уровень общения.

В ролевой игре заложены возможности для навыков общения. В очередь, развитие как человеческой осмысливать свои действия, потребности и других людей. В как и во творческой коллективной происходит столкновение характеров, замыслов. в этом складывается личность ребенка, формируется коллектив. При этом наблюдается взаимодействие и реальных

Игровые взаимоотношения отношения по и роли, т.е. отношения персонажей.

Реальные взаимоотношения – это детей как товарищей, выполняющих дело. Они договариваться о распределение ролей, возникающие в ходе игры и недоразумения. В деятельности возникают формы общения Игра требует от таких качеств, как общительность.

Объединение детей в игре способствует обогащению и содержания игры. Опыт ребенка ограничен. Он со сравнительно кругом действий, взрослыми. В игре обмен опытом. Дети друг у имеющиеся знания, за помощью к В результате игры много образнее. содержания игры в свою не только к количества участников но и к реальных взаимоотношений, к более четкого действий. На году жизни детей становятся определенными, осознанными и что проявляется в сюжета и

Таким образом, старший дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сенситивный период развития. Сюжетно-ролевая игра является для дошкольников школой развития реальных взаимоотношений, формирования навыков общения, коммуникативных умений со сверстниками и взрослыми.

Подводя итог, что реализация формирования коммуникативных у детей дошкольного возраста возможно сюжетно-ролевой игры. Сказанное, в свою обуславливает необходимость конкретных педагогических направленных на коммуникативных умений у старшего дошкольного посредством сюжетно-ролевой игры в параграфе.

Наши новости:

Разместить свою публикацию