Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96218

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 19.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

ОПЫТ РАБОТЫ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.

Дата публикации:

Автор:
Воспитатель, МДОУ Ц.Р.Р№6"Родничок", Челябинская область Верхнеуральский район п.Межозерный

Цель: Проанализировать возможность применения детской фольклористики в процессе речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Выявить особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста. 2. Выявить психолого - педагогические условия развития речи детей младшего дошкольного возраста при использовании малых форм детского фольклора. 3. Дать характеристику видов и форм детского малого фольклора. 4. Рассмотреть педагогическую ценность малых форм детского фольклора для развития речевых навыков детей младшего дошкольного возраста.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 6 «Родничок»

первой категории р. п. Межозерный

Верхнеуральского района Челябинской области

Обобщенный опыт работы по теме:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ

МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА»

ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИРОВАННАЯ КАТЕГОРИЯ

ВЫПОЛНИЛА: КЛЫНИНА В.Н.

Межозерный, 2016

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Характеристика развития речи детей младшего дошкольного возраста

1.2. Значение фольклора в развитии речи детей

1.3. Характеристика малых форм фольклора

1.4. Методика использования малого фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

2.1. Описание констатирующего этапа эксперимента

2.2. Формирующий эксперимент

2.3. Контрольный этап педагогического эксперимента

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

В последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть I неиссякаемых источниках народности. Неслучайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость».

Фольклор для детей — разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его — он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.

Выдающиеся отечественные педагоги прошлого и настоящего, такие как - К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. Усова, А. М. Леушина неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания культуры речи детей. Так, К. Д. Ушинский утверждал, что пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки помогают развить в детях чутье к звуковым красотам русского языка.

Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина также считали, что художественная литература, фольклор дают прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку. Загадки, пословицы, поговорки, писали они, образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений.

Вместе с тем до последнего времени в исследованиях, посвященных детскому малому фольклору недостаточное место уделялось активирующему воздействию фольклорных произведений на развитие речи ребенка — и первых месяцев жизни, и начинающего ходить, и перешагнувшего рубеж раннего периода детства.

Этим фактом продиктована актуальность нашего исследования, ведь владение речью, обслуживающей практически все виды человеческой деятельности, является залогом дальнейшего успеха во многих областях и сферах жизни.

Однако почему-то принято считать, что речевые умения и навыки не требуют специального внимания, а формируются как бы сами собой — в качестве «побочного продукта» учения и жизненного опыта. Это глубочайшее заблуждение. Наши дети нередко терпят неудачи в учебе, общении и, в конечном итоге, в жизни вовсе не потому, что они глупы, бездарны и некоммуникабельны, а оттого, что ни школа, ни родители не позаботились о должном развитии их речи. Поэтому своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное — значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное — значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.

Цель данной работы - проанализировать возможность применения детской фольклористики в процессе речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста.

2. Выявить психолого - педагогические условия развития речи детей младшего дошкольного возраста при использовании малых форм детского фольклора.

3. Дать характеристику видов и форм детского малого фольклора.

4. Рассмотреть педагогическую ценность малых форм детского фольклора для развития речевых навыков детей младшего дошкольного возраста.

Представим в самом общем виде этапы моего исследования.

1. Выявление особенностей формирования речевых навыков в дошкольной возрасте, способов и методов их усвоения" и обучения дошкольниками при использовании детского малого фольклора.

2. Изучение педагогических основ использования малого детского фольклора на процесс формирования речевых навыков у детей дошкольного
возраста.

3. Изучение влияния малого детского фольклора в формировании речк
детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования - процесс речевого развития младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - психолого-педагогические условия речевого развития детей младшего дошкольного возраста в процессе их ознакомления с малыми фольклорными формами.

Выбранная мной тема, определенные цели, и

поставленные исследовательские задачи, определили выбор методов исследования.

Методологическая основа исследования:

- развитие речи у детей в дошкольном возрасте (Н.И.Красногорский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Г.МЛямина, Е.И. Тихеева, В.И.Ядэшко);

- психолого-педагогические основы развития речи (Ф.А.Сохин, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец);

- взаимосвязь речетворчества и умственного развития (А.Г.Тамбовцева, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн).

Методами исследования данной работы:

- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- беседа;

- наблюдение;

- тестовая методика;

- констатирующий, формирующий, контрольный этапы педагогического эксперимента;

- математическая обработка результатов исследования.

Основной гипотезой будет утверждение о том, что: «У детей младшего дошкольного возраста происходит успешное формирование речевых навыков при ежедневном применении различных форм малого детского фольклора в различных педагогических ситуациях».

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1 Теоретические основы проблемы

1.1. Характеристика развития речи детей младшего дошкольного возраста

Речь — главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, она делает доступными познанию не только те объекты, которые человек воспринимает непосредственно, т.е. с которыми достижимо реальное взаимодействие. Язык позволяет оперировать и с объектами, которые человек вообще не встречал ранее, т.е. не входившими в его индивидуальный опыт, а присвоенными им из общечеловеческого опыта. Поэтому и говорят, что язык знаменует собой появление особой формы отражения действительности. Возникновение устной и письменной речи определило специфику развития мышления.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

«Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное» [15;5].

В доречевой период своего развития малыш криком и так называемыми предречевыми голосовыми реакциями выражает различные желания: «Хочу есть», «Не хочу лежать в мокром» и т. д. Разнообразные интонации свойственны крику ребенка уже в первые недели жизни; с ростом ребенка они становятся все выразительнее и смысл их начинают понимать не только мать, но и другие, связанные с ребенком лица. Следовательно, крик ребенка выполняет определенную коммуникативную функцию (функцию общения).

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Остановимся кратко на характеристике каждой из сторон.

Количественный рост словаря. Дошкольный возраст — период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются У детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10—12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 — 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни — период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет — до 2000 — 2500, а в 6 — 7 лет до 3500 — 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д. Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. Например, по данным австрийских психологов, записывавших на магнитофон разговоры детей друг с другом и со взрослыми, пятилетний ребенок произносит в среднем около 11 тыс. слов в день. Наиболее часто используемое слово — «я», затем следуют выражения «я хочу», «я буду», «я люблю».

В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. Так, в исследовании В. В. Гербовой установлены особенности содержания наиболее употребительных частей речи в словаре детей третьего года жизни. Среди существительных названия предметов обихода составляют 36%; названия объектов живой природы — 16,5%; названия средств передвижения — 15,9%. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия явлений неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы.

Данные, которые приведены выше, свидетельствуют, что дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими.

Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие — развитие значений слов, по словам Л. С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность».

По мнению Н. X. Швачкина, наиболее удачное объяснение смысловой природы детских слов дал А. А. Потебня, который считал, что значения первых слов у детей есть не действие, не предмет, а чувственный образ. Первые слова очень своеобразны. Для них характерен полисемантизм. Словом «пухоня» ребенок, бывший под наблюдением По-тебни, называл кухарку и пироги, которые она ему подавала. Эти первые слова, в сущности, еще не являются словами. Настоящее слово рождается как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет.

Четкая предметная отнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка и является продуктом развития. Уже с 10 — 11 мес, по данным Ф. И. Фрадкиной, ребенок начинает реагировать не только на звуковую сторону слова, но и на его содержание. Сначала слово ассоциируется для малыша только с конкретным единичным предметом (ребенку, который всегда играл только с белым мячом, дали два мяча — знакомый ему белый и незнакомый большой цветной мяч. В ответ на вопрос «Где мяч?» ребенок всегда показывал только на белый мяч). Постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории.

Путь развития обобщения у детей охарактеризовала М. М. Кольцова [28;53]. По ее данным, сначала слово выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая вклю­чает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней:

первая степень обобщения—слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла — только вот эта кукла). Слово несколько раз совпало с ощущениями от данной вещи, и между ними образовалась прочная связь. Эта степень обобщения доступна детям конца первого — начала второго года жизни;

вторая степень обобщения —слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (кукла относится к любой кукле, независимо от ее размера, материала, из которого она сделана, и т. д.). Значение слова здесь шире. Эта степень обобщения может быть достигнута детьми к концу второго года жизни;

третья степень обобщения — слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т. п.). Слово игрушки обобщает и кукол, и мячи, и кубики, и другие предназначенные для игры предметы. Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем значительно удалено от конкретных образов предметов. Эта степень обобщения доступна детям в три — три с половиной года;

четвертая степень обобщения — слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения (слово вещь, например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, посуда, мебель и др.). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни.

Для того чтобы ребенок усвоил слова первой и второй степени обобщения, необходимо совпадение во времени звучания слова, которое произносит взрослый, с восприятием малышом предмета или действия, которое оно обозначает. Причем чем меньше ребенок, тем большее количество таких совпадений требуется. Так, на первом году необходимо более 50 — 70 повторений, в то время как на втором году — не более 10. Большое значение имеют действия ребенка с называемым предметом. В исследовании М. М. Кольцовой убедительно доказано, что слово превращается в обобщающий сигнал при условии выработки большого количества двигательных условных связей.

Значения детских слов динамичны. Л. С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесенности к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребенка разного возраста и разного уровня раз­вития разное. Он показал, что на разных этапах за значением слова стоят различные формы обобщения. Если на ранних этапах развития ребенка в значениях слов преобладают эмоционально-образные компоненты, то постепенно с возрастом увеличивается роль компонентов логических. У ребенка в 3 — 5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметное отнесенностью слов и их конкретными значениями, а в 5 — 6 лет — системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

Таким образом, в своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится, углубляется по мере развития ребенка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение.

В речи ребенка последовательно совершенствуются:

1) синтаксический строй предложения (а также выразительность его
интонации);

2) морфологическая оформленность слов;

3) звуковой состав слов.

В период между тремя и семью годами речь ребенка быстро обогащается грамматическими формами, и при достаточном развивающем потенциале речевой среды ребенок может в совершенстве усвоить грамматический строй родного языка и его фонетическую систему, что делает возможным быстрое обогащение словаря.

1.2. Значение фольклора в развитии речи детей

Речь развивается в процессе подражания. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, инстинкт, т. е. врожденное умение, которому не учатся, а с которым уже рождаются, такое же, как умение дышать, сосать, глотать и т. д.

Подражает ребенок сначала артикуляциям, речедвижениям, которые он видит на лице говорящего с ним человека (матери, воспитательницы).

— У-у-у, какие мы! — говорит мать, наклоняясь над кроваткой. И ребенок, видя ее лицо, инстинктивно вытягивает губы:

-У...у...у...

А-а-а, — напевает мама. И малыш вторит ей:

А...а...а...

Это подражание речедвижениям еще неосмысленное, инстинктивное. Почти инстинктивным будет подражание и позже, когда ребенок, имея уже в своем запасе определенные комплексы звуков («баба», «каша», «дай-дай»), научится связывать с ними явления действительности (человека, пищу, определенное действие); он будет делать это, подражая тому, кто научил его устанавливать эту связь. В детском саду ребенок в своих речевых действиях будет подражать воспитательнице, в школе — учителям, кроме того, он будет подражать речи всех окружающих его людей.

Складывающаяся стихийно речевая среда, в которой воспитывается ребенок, называется естественной речевой средой. Естественная речевая среда может быть благоприятной для речевого, а следовательно, и для общего психического разви­тия (в случае если с ребенком общаются люди с правильной речью, если они постоянно реагируют на его «речь», в раннем возрасте поддерживают его попытки говорить, позже отвечают на его вопросы и т. д.) и неблагоприятной (когда общение с ребенком ограничивается только кормлением, когда с ним не говорят, т. е. не реагируют на его «речь».

И первый шаг, с которого начинается долгий путь ребенка к овладению речью, — это слушание. Поэтому важно с первых дней жизни создать вокруг ребенка хорошую речевую среду. При этом не будем забывать, что смысловая сторона речи малышу еще недоступна и он воспринимает лишь общий эмоциональный тон. Народная мудрость нашла наилучшую форму выражения любви к маленьким детям и общения с ними на самых ранних ступенях развития!

Не случайно с давних пор матери находили время для того, чтобы спеть ребенку колыбельную песенку, рассказать сказку, потешку или пестушку (стишок, сопровождающий какое-либо действие по уходу за ребенком — умывание, кормление и т. п.). В русском фольклоре существует целый пласт так называемой «материнской поэзии», передаваемой из поколения в поколение. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылички, подговорки, басенки.

Что черпает ребенок в разные периоды детства из нескольких незатейливых строк, простых по форме, а в первые месяцы жизни и вовсе непонятных ему по содержанию? Когда и как открывается малышу смысл этих строк? Почему дитя эмоционально восприимчиво к фольклору?

Эксперимент, проведенный Л.Павловой показал: ценность фольклорных произведений для раннего периода обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для младенческого возраста, а также другими жанровыми особенностями — речевыми, смысловыми, звуковыми [24;43]. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малышей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для ребенка в тот период, когда у него не сформированы произвольные действия, внимание, реакции на слова. При этом возникает как бы цепь слуховых ориентировочных реакций (слуховая аутостимуляция), позволяющих установить двусторонний контакт с ребенком на ориентировочной и эмоциональной основе. Активирующее воздействие оказывает, во-первых, речевой звуковой поток. Ребенок выделяет речь из всех других звуковых сигналов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов и музыкальных звуков. Во-вторых, очевидно активирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте малых фольклорных форм (например, «баю, баю, баю, бай!», «а качи-качи-качи!», «лю-лю-люлю-люлюшки!», «ай, тюшки, тюшки, тюшки!», «тили-тели, тили-тели!», «ай, дуду -ду-ду-ду!», «ай, та-ту, та-ту, та-ту, та-ту, та-ту!», «туки-так, туки-так!», «ток-ток-ли-то-ток, ток-ток-лито-ток!», «ай-нату, ай-нату, ай-нату, ай-на-ту!»).

Повторяющиеся звукосочетания, адресованные ребенку первых месяцев, не несут какого-либо смыслового содержания. Но они побуждают его невольно вслушиваться в звучащую речь, рассчитанную на развивающуюся подражательную способность. Эти повторяющиеся звукосочетания взрослый может исполнять не только речитативом, но и вокально, специально растягивая гласный звук, что создает эффект музыкальности. Вот почему мы их назвали на­игрышами. С их помощью у ребенка развивается речевой слух, с их помощью он подходит к воспроизведению речевых звуков. Заметим: первые настоящие членораздельные звуки, которыми овладевает ребенок,— гласные. Поэтому фольклорные звукосочетания-наигрыши, на наш взгляд,— уникальный звуковой материал для овладения первыми речевыми навыками, когда малыш начинает «гулить», как бы манипулируя гласными звуками, которые он успел освоить (4—5 мес), когда овладел лепетом (5— 6 мес), т. е. звуковыми гласными и согласными. Следовательно, звукосочетания-наигрыши в этот период начинают воспроизводиться почти полностью — вслед за взрослым, говорящим «баю-бай», малыш начинает повторять «ба-ба-ба» и т. д.

Также исследование, проведенное под руководством Л.Павловой выявило очевидность и следующего положения: развитие речевых навыков и умений приходит к детям параллельно с развитием ручных умений, т. е. действий руки (24,с.44). Поэтому целесообразно умелое включение игрушек народного приклад­ного творчества в речевые занятия, но, разграничивая их в последовательности: вначале — предельная возможность сосредоточиться на артикуляции восприятии речевых звуков с побуждением к воспроизведению, а затем -включение предметов.

Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение ребенком в разные режимные моменты: когда его укладывают спать (колыбельная песня), когда купают (ласковые подговорки, совпадающие по эмоциональном колориту с активным общим тонусом ребенка), когда эмоционально общаются моменты бодрствования (прибаутки, потешки и т. п.). Особое значение малы фольклорные формы имеют в ходе занятий, на которых ставятся обучающие задачи: чисто речевые или развивающие ориентировку в пространстве, действи руки и т. д.

Художественное слово народного поэтического творчества сопутствуе ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы перелистывает страницы книги, рассматривает картинки. Уже в первые месящ жизни, занимаясь с ребенком, взрослый проговаривает напевные двустишия шн четверостишия («Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли! Прилетели гули!» «Ай, тюшки, тюшки тюшки! Вырастали лопушки!» и т. п.). Первая строка включает, как правило звукосочетания-наигрыши, ее повторяют несколько раз в разном темпе, с различной интонацией. Важно добиваться слухового сосредоточения, а затем прочтения («присоединения») и второй рифмующейся с наигрышем строки.

Проговаривая речитативом потешку, пропевая ее, взрослый должен наклонятся над ребенком, выразительно артикулирует необходимые звуки Мимика его лица, эмоциональные реакции соотносятся с содержанием читаемого меняются в зависимости от хода развертывающихся событий. Это устанавливает эмоциональный контакт. Чтение потешек на занятии с детьми (до или после сочетается с разговорной речью, обращениями. Это необходимо для того, чтобы ребенок слышал разницу между разговорной речью и стихотворным текстом, отличающимся рифмой, ритмом.

Народные произведения рассчитаны также и на такой эмоциональный

прием, как обращение к ребенку по имени. Ученые, занимающиеся исследованием этой особенности фольклористики для маленьких в результате анализа выявили следующую особенность: стихотворное обращение к ребенку активизирует его (к концу первого года жизни и даже несколько ранее, когда ребенок начинает понимать свое имя), разыгрывание потешки, в которой слышится имя ребенка, побуждает к большему осмыслению содержания (24,с.48).Например:

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть

Или Бореньке (Сашеньке,

Олечке, Мишеньке) снесть?

И я сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Потешка помогает ребенку «открыть» себя (вот он, оказывается, кто: Боренька!), делает его как бы соучастником действия. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. В подтексте звучит, что ребенок для взрослого — высшая ценность, несравнимая ни с какими богатствами мира.

Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум («Коленька хороший, Коленька пригожий», «Этот конь-богатырь для Алеши-удальца», «Маша черноброва», «Расти, косынька, до пят, все волосыньки в ряд» и т. д.).

Исключительное отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребенку. В потешках, песенках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взглядом ребенка. Малые фольклорные произведения — это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание... ожидание добра, добра и только добра. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена вся народная мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста; ребенок для матери, но уже и не для нее, а для мира. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, по­тому что обращены внутрь человека.

Другое немаловажное условие успешного овладения речевых навыков детьми младшего дошкольного возраста — постоянное наращивание и усложнение материала для слушания: потешки уступают место коротеньким народным сказкам для самых маленьких, в которых ребенок пока не поймет и половины, но интуитивно уловит чистоту и прелесть языка, яркие события и образы. Конечно же, читая и рассказывая что-то ребенку, надо делать это красиво, внятно и выразительно и затем обязательно объяснять непонятные слова и выражения и приучать самому спрашивать о них.

Для представления полной картины формирования речевых навыков детей младшего дошкольного возраста мы рассмотрим следующий необходимый фактор, влияющий на этот процесс - тренировку физиологических механизмов речи.

Роль этого фактора особенно велика на ранних возрастных этапах. Слушая речь взрослых и старательно произнося отдельные слоги и их сочетания в период детского лепета, ребенок по существу приводит в движение и тренирует те физиологические механизмы, которые являются основой говорения и слушания. Однако для полноценного создания и восприятия речи требуются очень сложные механизмы, связывающие работу речевого аппарата со слуховым Они формируются на протяжении нескольких лет и требуют огромного числа повторений отдельных операций для достижения автоматизма и безошибочно координации подсистем. Важно, что своевременное формирование физиологических механизмов речи — это не только непременное условие овладения всеми ее видами, но и показатель состояния здоровья ребенка. Развитие физиологических механизмов речи, как отмечают ученые происходит успешно процессе регулярного использования речевых упражнений (1,4,5,6,7,8,9 и многие другие). В качестве речевых упражнений идеально подходят практически все малые формы детского фольклора - потешек, приговорок, считалок, скороговорок, речевок, сговорок, закличек и др.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклор огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений — былины, сказки, легенды, песни предания, а также малые формы — частушки, потешки, загадки, пословицы поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.

Среди выразительных средств языка определенное место занимаю фразеологизмы, использование которых придает речи особую яркость, легкость четкость и образность. Ознакомление дошкольников с малыми формам: фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафоре эпитетов) в художественном тексте.

Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм («зарубить на носу» — запомнить навсегда; «повесить голову» — загрустить).

Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования, в собственных сочинениях.

Проблема развития словесного творчества включает в себя все направления работы над словом — лексическую, грамматическую, фонетическую.

Лексическая сторона речи является составной частью образности, так как работа над смысловой стороной слова помогает ребенку употребить точное по смыслу и выразительное слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания.

Грамматический аспект развития образности также очень важен, так как, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.

Фонетическая сторона включает звуковое оформление текста (интонационная выразительность, правильно выбранный темп, дикция), это во многом определяет эмоциональное воздействие речи на слушателей. В целом развитие всех сторон речи в вышеизложенном аспекте оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в самых разнообразных жанрах — сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.

Например, после слушания сказок «Козлятки и волк», «Кот, петух и лиса» можно предложить детям повторить песенки действующих лиц.

Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко запоминает такие образы, как «петушок — золотой гребешок», «козлятушки-ребятушки», «коза-дереза» и др.

Несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой, доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что фольклорные произведения для маленьких несут в себе высшие гуманистические ценности, вечные категории жизни, обновляющиеся красотой и любовью, потому что ребенок — вершина человеческой любви.

1.3. Характеристика малых форм фольклора

Наша задача в этой части работы— дать общее представление о содержании и объеме понятия «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях, генезисе и художественном своеобразии.

Детский фольклор всегда привлекал внимание и специалистов-собирателей, и детских писателей. Было много попыток составить специальные сборники.

При этом устные тексты прибауток, песенок, считалок и всех других произведений, как правило, подвергались литературной обработке. Наибольшую известность получили тексты, обработанные К. И. Чуковским, О. И. Капицей, И. В. Карнауховой, М. А. Булатовым, Н. П. Колпаковой.

Степень авторской, обработки фольклора бывает разной, начиная от более или менее значительной редактуры текста и кончая созданием самостоятельного авторского произведения, обязанного фольклору только мотивом. Образцом первого рода творчества может быть такая прибаутка:

Как повадился коток

К бабке Марье в погребок

Есть сметанку да творог.

Как увидели кота

Ребятишки из окна,

Они хлопнули окном,

Побежали за котом.

Ухватили кота

Поперек живота.

— Вот-те, котенька-коток,

И сметанка и творог.

(Обраб. И. Карнауховой.)

К этому легко указать фольклорную параллель. В данном случае писательница отредактировала народную прибаутку — слегка изменила ее содержание и отчасти форму.

Примером самостоятельного творчества по народным мотивам является прибаутка:

Живет в лесу совушка, У нее хорошая походка.

Живет в лесу барыня. У нее желтые сапожки.

У нее высокие брови, С ножки на ножку ступает,

У нее веселые взгляды, Высокие брови поднимает.

(Обраб. И. Карнауховой.)

Или такие стихи:

Как по улочке Брови и усы

Из переулочка

Наши новости:

Разместить свою публикацию